Урок русского языка в 5 классе на тему «Обращение — смысловой отрезок, его признаки. Распространенные и нераспространенные обращения»

Урок по русскому языку в 5 классе.

Тема: Обращение смысловой отрезок, его признаки. Распространенные и нераспространенные обращения.

Учитель: Путято Галина Сергеевна, учитель русского языка и литературы
ГБОУ Школа № 1359

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников:
формировать потребность в сохранении культуры русской речи и выражение уважительного отношения к людям посредством языка;
пользоваться разными видами чтения (выборочным, ознакомительным, изучающим) и аудирования, анализировать, сравнивать, делать выводы;
находить обращения в предложении, устанавливать различия между обращением и подлежащим, графически обозначать обращение;
опознавать обращения на слух и находить их в письменной речи ( в текстах художественного и разговорного стиля), правильно интонировать предложения с обращениями, употребить в собственной речи и следить за культурой речи.


Ход урока

Оргмомент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
Выборочная проверка домашнего задания.
Учащиеся задают друг другу вопросы по домашнему заданию.


Познавательные УУД

Преобразовывать информацию из одной формы в другую (вопросы).
Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативных задач.

Проверочная работа.
Проверочная работа по теме «Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами».
Проводится в ТСР проверочная работа № 7.
Введение в тему с постановкой целей урока и вопросов по теме.
На доске предложение:

Куда ты, тропинка, меня завела.
- Найдите слова в И.п. (Ты, тропинка)
- С каким из них обращаются к собеседникам?
- Будет ли это слово смысловым отрезком?
(Да , у него есть дополнительное значение называет лицо, к которому обращаются, привлекают его внимание).
- Прочитайте название темы урока и сформулируйте вопросы по этой теме.
(Что такое обращение, какое оно бывает, какие знаки препинания при обращении, как они ставятся и т. д.)

Регулятивные УУД

1. Высказывать предложения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Открытие нового знания.
1. Наблюдение по учебнику после рубрики
«Определяем основной вопрос урока». 28 а) Упр. 265 наблюдение за обращениями в разговорной речи, обыденной обстановке (диалог между учениками, взрослыми и учениками).
Ученики выясняют, что в качестве обращений используются имена, имена и отчества, фамилии, если обращаются к одному человеку, и общие названия дети, ученики, учащиеся, если обращаются к нескольким лицам, группе людей.
б) Упр. 266 наблюдение за обращениями в художественном тексте. Выявляются слова названия людей и неживых (неодушевленных) предметов, которые используются в качестве обращений.
В результате наблюдений формируется вывод, что такое обращение, который сравнивается с определением в учебнике.
2. Выборочное чтение определения в рамке.
3. Упр. 267 наблюдение над способом выражения обращения, выявление различий между обращением и подлежащим, имеющими сходные формы И.п.
В качестве материала для сравнения обращаемся к предложению, которое рассматривали на этапе введения.

куда?
Вспомните слова, которые стоят в И.п.
Можно ли обратиться к собеседнику со словом ты?
Обратите внимание! Местоимение ты никогда не бывает обращением.
Сравните данное предложение со следующим:
Тропика завела меня в лес.
Каким членом предложения будет слово тропинка? Почему?
Чем же отличается подлежащее от обращения? (У них разные значения).
Будет ли обращение членом предложения?
Как это можно проверить?(Задавать вопрос к обращению нельзя).
4. Чтение и анализ текста в рамке (упр. 268).
Какую новую информацию об обращении вы получили?(Смысловой отрезок, бывает распространенным и нераспространенным)
Приведите пример распространенного и нераспространенного обращения.
Как называется интонация при обращении? Почему она так называется?
Сколько частей в тексте определения?
Запишите ключевые слова (сочетания) каждой части.

5. Представьте информацию о смысловом отрезке обращения в виде схемы и составьте схему опору для разграничения подлежащего и обращения в предложении.

Регулятивные УУД

Искать пути решения проблемы.
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

Владеть разными видами чтения (ознакомительным, выборочным, изучающим)
Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему), свертывать информацию до ключевых слов.
Анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения.
VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Упр.269 (неосложненное списывание) развивается умение находить обращение, правильно интонировать предложение с обращением, определять место обращения в предложении, обозначать графически ( буквой о).

Познавательные УУД

Составлять алгоритм и действовать по нему.
Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Итог урока.
- На какой член предложения похоже обращение?
- А как их отличить?
- Проверьте себя (на основе упр. 98 из «Дидактического материала, 5 кл.»). Если в предложении есть обращение, ставим «+», если нет, то «-»
- Что удалось на уроке, было самым интересным?
- Какие трудности встретились?
- Что помешало при выполнении заданий?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- Оцените себя, опираясь на алгоритм самооценки.

Коммуникативные УУД

Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Домашнее задание.
1. Составить связный рассказ об обращении( на основе текста правила).
2. Упр. 274











15