Технологическая карта урока русского языка 11 класс Обучающее сочинение-рассуждение


МБОУ «Хиславичская СШ»
Технологическая карта урока русского языка
11 класс
Обучающее сочинение рассуждение
Можно ли изменить сою судьбу?
Учитель Сафонова Т.В.
2016 год
Тема: Обучающее сочинение-рассуждение «Можно ли изменить судьбу?»
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока: мастерская письма.
Технология: педагогическая мастерская.
Возрастная группа: учащиеся 11 класса
Цели урока:
Образовательные:
Совершенствовать умения работать со словарями, обобщить знания учащихся о типе речи-рассуждении;
Учить логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, соответствующее тексту-рассуждению (перспективная подготовка к творческому заданию ЕГЭ).
Развивающие:
Совершенствовать умение обосновывать собственную точку зрения;
Развивать творческую активность школьников.
Воспитательные:
Воспитывать коллективизм, взаимопомощь, взаимоуважение;
Помочь учащимся задуматься над жизненно важными вопросами, оказать помощь в становлении духовного мира человека.
Духовно-нравственные категории, рассматриваемые на уроке: жизнь, трудолюбие, уважение, судьба
Для урока необходимо подготовить словари, распечатать карточки.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Принципы системно-деятельного подхода, формируемые УУД
Организационный момент, мотивация к деятельности
ЦЕЛЬ: создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Я сегодня очень волнуюсь, но глядя на вас, я обретаю уверенность и спокойствие. Надеюсь, сегодняшнее испытание мы с вами с честью выдержим.
Сегодняшний урок – это ещё одна важная ступень на пути овладения мастерством слова и подготовке к экзаменам. Актуально ли это для вас?
«Чтобы уметь хорошо сочинять, то потребно учение, острый ум, здравое рассуждение, хороший вкус, знание свойств русского языка и правил грамматики и, наконец, истинное о вещах понятие...», Н.И. Новиков, 1770г.
А эпиграфом к нашему уроку я бы взяла слова А. М. Горького: «Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать». Итак: что? как? для чего?Приветствие учащихся. Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
I этап Индуктор(наведение) Работа с текстом
Однажды очень завистливый человек решил выставить на посмешище всеми уважаемого мудреца. Он вызвал его на словестный поединок. Для этой цели он решил придумать вопрос, на который мудрец не сможет ответить. Он поймал бабочку, посадил её между ладоней и отправился на площадь. «Там я спрошу его о том, живая или мертвая у меня бабочка», - решил завистник. Если он скажет: «Живая», то я убью её. Ответит: «Мертвая». – я выпущу бабочку. Но мудрец, недолго думая, произнес: « Все в руках человека!», еще раз убедив окружающих в своей мудрости.
- Все ли в руках человека? Может ли человек строить свою жизнь? Можно ли изменить свою судьбу?
2. Анализ формулировки темы.
Как вы думаете, какой проблеме посвящен наш урок? Какой основной вопрос нашего урока? Попробуйте сформулировать задачи нашего урока. Ответы детей
Записи в тетради, тема, рабочие материалы. Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.
Принцип целостности.
II этап
Деконструкция
1.Работа с материалом Задание 1. Распределите существительные в два лексических ряда, обозначающие название качеств, свойств характера человека, действий: а) необходимых человеку для достижения поставленной цели; б) мешающих достижению поставленных целей. Раскройте значения выделенных слов, составьте с ними предложения. ( Трудолюбие, усердие, безделье, тщеславие, увлечение, самолюбие, терпение, осмысливание, успокоение, многословие, раздражение, удивление, дружелюбие, озлобление, неуважение, промедление)
Задание 2. Групповая дифференцированная работа.
Карточка 1. Судьба человека чаще всего в его характере (Корнелий Непот)
Лексикографы С каким словом у вас ассоциирует слово судьба? Создайте портрет слова судьба при помощи словарей. При ответе пользуйтесь следующим планом: Характеристика слова в языковой системе и грамматическое значение; однозначное – многозначное значение. Прямое-переносное значение; синонимы, антонимы; характер функционирования( Общеупотребительное, ограниченного употребления нейтральное,, стилистически окрашенное; активное, пассивное)
Лингвисты. Опишите слово с культурологической и эстетической позиции: этимологический анализ; подбор сравнений, эпитетов, метафор; описание своих чувств, ассоциации, которые вызывает слово; создание слова образа.
Философы. Как вы понимаете смысл выражения? Согласны ли вы с выраженной в нем мыслью? Отталкиваясь от смысла афоризма, составьте и запишите небольшой текст-рассуждение, подтверждая его собственными примерами.
Художники. Представьте свои ассоциации на бумаге. Как выглядит «судьба»?
Карточка 2. Жизнь не зрелище и не праздник, жизнь – трудное занятие. ( Сантаяна) 1.Работа в парах
2.СоциализацияОбсуждение и проверка выполненного в парах Принцип деятельности. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Строить рассуждения, делать выводы.
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества. Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
3. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
2. Социализация Представление выполненного задания Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
3.Фронтальная работа над теоретическими сведениями о композиции сочинения 1.Любое школьное сочинение состоит из трех частей: вступления, основной части, заключения. В рассуждении обязательными являются две части, третьей может не быть. Какие части сочинения являются обязательными?
2. Представьте порядок работы над основной частью сочинения рассуждения.
3. Для какой композиционной части сочинения вы готовили рабочие материалы? Какой будет основная мысль вашего выступления? 1.Обязательной является основная часть, могут отсутствовать вступление, тогда в основной части заявлен тезис, и заключение, когда неполное рассуждение.
2.Выдвинуть тезис, подобрать доказательства, подтвердить их иллюстрациями. Коммуникативные УУД
1. Задавать вопросы.
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Индивидуальная работа Кратко сформулируйте и запишите основные мысли вступления будущей творческой работы. Коммуникативные УУД
Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
5. Социализация Обсуждение и проверка выполненного в парах. Коммуникативные УУД
1. Задавать вопросы.
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
6. Разрыв Мне бы хотелось вновь обратиться к народной мудрости и рассказать вам притчу о жизни и судьбе.
Один человек всем говорил, что может повлиять на свою судьбу. Услышала про это судьба и явилась к нему в образе старухи с мешком.
- В этом мешке, - сказала старуха, – вся твоя жизнь, а я твоя судьба. Ответь, как ты сможешь повлиять на меня, если я предопределяю дорогу твоей жизни?
Недолго думая, человек схватил старуху, отобрал мешок и пошел своей дорогой.
Кто теперь не поверит ему, если тот скажет, что повлиял на свою судьбу?
Могли бы вы привести в пример людей, которые повлияли на свою судьбу? Ответы учеников
(Суворов, Маресьев, Ломоносов) УУД: познавательные, регулятивные
7.Промежуточная рефлексия Какими качествами должен обладать человек, самостоятельно строящий свою жизнь?Что составляет основу характера человека, который плывет по течению жизни?
Основную часть вашего сочинения вы можете посвятить описанию жизни человека, вызывающего у вас восхищение умением управлять своей судьбой. Личностные, регулятивные коммуникативные
III.Реконструкция. Составление своего текста. 1.Групповая работа. Написание вступления творческой работы, составление вопросов, раскрывающих содержание основной части.
2.Афиширование. Представление выполненной работы от группы. Личностные, регулятивные коммуникативные
X. Итоговая рефлексия -Какая проблема была вынесена на урок? Пришли ли мы к единогласному видению решения проблемы?
Попробуйте составить афоризм, используя следующие слова: человек, жизнь, судьба (обязательное использование двух слов)
Приготовьте работу для оценивания. А моим напутствием пусть будут слова
Скажи себе, «Все будет хорошо!» И будет так, насколько сам поверишь… Иди вперед и помни лишь одно -Судьбу свою лишь только ты изменишь! Индивидуально написание синквейнов.
ЖИЗНЬ
Загадочная, сложная
Бежит, спешит, испытывает
Заставляет человека решать задачи
Теорема
СУДЬБА
Жестокая, беспощадная
Мучит, испытывает, забирает
Предначертана человек до рождения
ЗлодейкаРегулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.