Программа внеурочной деятельности для учеников 5-8 классов Введение в языкознание


МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 с углублённым
изучением отдельных предметов» г. Реутова
143968, Московская обл., г. Реутов, Победы , д. 32 т/ф: 528-03-73
school2reut@mail.ru«Согласовано»«Утверждаю»
Педагог-организатор по ВРДиректор МОУ «СОШ №2»
_____________/И.А. Зайцева/__________/Н.Е. Головина/
«____» __________ 2015 г.Приказ № ______ от
«____» __________ 2015 г,
Рабочая программа
по внеурочной деятельности  (ФГОС)  «Введение в языкознание»
на 2015/2016 учебный год
учитель Гришина Ирина Геннадьевна                                                                     
ФИО полностью
Класс(ы)     5 б, 5 в                                            Количество часов:
в неделю: ______1________
в год:           33                
Методические разработки для учителя: Дроздова О.Е. Методические рекомендации к урокам языкознания в 5-8 классах: Пособие для учителя. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 114 с.   
город Реутов, 2015
Пояснительная записка
В условиях ФГОС немало сложностей возникает при сознательном изучении родного языка, который мы знаем с детства. Возникает целый ряд ситуаций, когда нельзя подобрать нужное проверочное слово, правильно поставить ударение, выбрать правильный оборот речи. Зачастую люди не понимают друг друга, потому что не умеют формулировать свои мысли.
Изучение правил и языковых норм представляется ученикам делом скучным и бессмысленным, неинтересным. Для того чтобы овладеть такой сложной системой, как язык человека, надо познакомиться с наукой, которая изучает самые общие закономерности, действующие в языках мира, научиться сопоставлять похожие явления в разных языках, выработать языковую наблюдательность. Для решения этих задач предназначен курс «Введение в языкознание» для 5 классов.
Курс состоит из двух частей:
1. Лингвистика – наука о языке.
2. Слово – основная единица языка.
Ученики 5 класса получат сведения из истории языкознания, происхождения слов. Курс поможет сформировать навыки речеведения, правописания.
Каждое занятие включает в себя теоретический материал и практические задания.
Актуальность.
Современное образование переносит акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеклассной работы по русскому языку в рамках внеурочной деятельности.
Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливают актуальность изучения данной проблемы и определяют необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятельности по русскому языку.
Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде.
Цель курса – развитие кругозора и мышления учащихся.
Задачи:
- вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;
- закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываниях;
- способствовать развитию творческих способностей школьников.
Формы проведения занятий:
- лекции;
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление таблиц.
В каждом занятии прослеживаются две части – теоретическая и практическая.
Основные методы и технологии
- технология разноуровневого обучения;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.

Содержание программы
Лингвистика – наука о языке
1. Лингвистика – наука о языке.
Лингвистика – наука о языке. Человек – носитель языка. Язык – основное средство общения. Общее языкознание помогает упорядочивать знания, которые человек получает в любой науке. Лингвистика связана со многими другими науками.
2. Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система.
Внешнее выражение и внутренний смысл знака. Символы. Система знаков. Язык – знаковая система. Языковые знаки – буквы, слова, знаки препинания. Нулевой знак.
3. Язык и общество. Языки со словами и без.
Язык не отделим от человеческого общества. Язык и общество влияют друг на друга. Кроме вербальной существует еще и невербальная форма общения. Язык жестов. Международные жесты. Описания жестов в языке стали устойчивыми сочетаниями.
4. Происхождение языка. Язык людей и язык животных.
Происхождение языка – проблема, которая существовала во все времена, волновала людей. Различные версии происхождения языка. Гипотезы, связанные с развитием самого человека. Обозначение понятий звуковыми сигналами.
5. Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. Языки и диалекты.
Вышедшие из употребления языки. Использование мертвых языков в наше время. Латынь. Санскрит. Старославянский язык. Иврит. Естественные и искусственные языки. Схема естественных и искусственных языков мира. Территориальные варианты языков. Диалекты русского языка. Государственные языки мира.
6. Предпосылки возникновения письма.
Начертательное письмо. Примеры письменностей. Этапы развития начертательного письма. Пиктография, фонография, кипу и др. идеографическое письмо. Иероглифы простые и сложные. Слоговое и консонантное письмо. Появление звуко-буквенного письма. Финикийское письмо. Алфавит – система условных знаков. Древнегреческий алфавит.
7. Сравнительно-исторический метод в языкознании.
Родственные языки. Древнейшие факты истории языков. Санскрит. Праиндоевропейские языки. Индоиранские языки.
8. Славянские и балтийские языки.
Славянская группа языков. Общий предок.
9. Другие языковые семьи.
Кельтская группа. Албанская языковая группа, армянская, греческая. Генеалогическая классификация индоевропейских языков. Мировые языки.
10. Возникновение славянского письма.
Славянская азбука. Славянский счет. Исторические изменения в лексике русского литературного языка.
Слово – основная единица языка
1. Значение слова. Многозначность.
Слово – основная единица языка. Значение слова. Многозначность. Прямое и переносное значение. Виды переносных значений.
2. Тематические группы слов.
Деление слов на тематические группы.
3. Синонимы.
Ряды синонимов. Слова, близкие по лексическому значении. Оттенки значений.
4. Омонимы.
Омонимы, омографы, омоформы, омофоны. Антонимы.
5. Исконные и заимствованные слова.
Причины заимствования слов. Жизнь слова в чужом языке.

Календарно-тематическое планирование
№ п/п Тема Кол-во часов ФГОС Дата
Лингвистика – наука о языке 23 1-2 Лингвистика – наука о языке 2 Л.: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: устанавливать причинно-следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, задавать вопросы. 3-4 Знаки вокруг нас. Язык – знаковая система. 2 Л.: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 5-6 Язык и общество. Языки со словами и без. 2 Л.: умение осознавать и определять эмоции других людей; сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 7-8 Происхождение языка. Язык людей и язык животных. 2 Л.: умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; задавать вопросы. 9 Языки живые и мертвые, естественные и искусственные. 1 Л.: интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); справочниками. К.: слушать и слышать других. 10 Языки и диалекты. 1 Л.: стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 11 Пиктографическое (рисуночное) письмо. 1 Л.: умение осознавать и определять эмоции других людей; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, потребность в чтении; интерес к письму, интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 12 Идеоаграфическое (символическое) письмо. 1 Л.: уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, потребность в чтении; интерес к письму, интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). К.: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, задавать вопросы. 13 Предпосылки возникновения письма. 1 Л.: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 14 Сравнительно-исторический метод в языкознании. 1 Л.: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, потребность в чтении; к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями, устанавливать причинно-следственные связи. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 15 Славянские и балтийские языки. 1 Л.: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему). К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения. 16-18 Другие языковые семьи. Создание индоевропейского языкового древа. 3 Л.: уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. К.: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. 19-20 Возникновение славянского письма. 2 Л.: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению; потребность в чтении; к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения. 21-23 Славянская азбука кириллица. Славянский счет. Составление таблицы. 3 Л.: любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. К.: владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. Слово – основная единица языка 10 24-25 Значение слова. Многозначность. 2 Л.: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 26-27 Тематические группы слов. 2 Л.: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять таблицу); пользоваться словарями. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 28-29 Синонимы. 2 Л.: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями, справочниками. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 30-31 Омонимы. 2 Л.: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями, справочниками. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. 31-33 Исконные и заимствованные слова. Признаки старославянизмов. Составление таблицы. 2 Л.: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Р.: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану. П.: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); пользоваться словарями, справочниками. К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других. Список литературы
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников: 5-8 кл.: Пособие для уч-ся. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Клубков П.А. Говорите, пожалуйста, правильно. Санкт-Петербург: «Норинт», 2001.
Лингвокультурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр 2-ая Академия». 2001.
Максимов С. В. Крылатые слова. М.: ТЕРРА. 1995.
Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2-х т. – М.: ТЕРРА, 1997.
Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия: В 2 кн. Кн.1: Части 1,2. – М.ТЕРРА; «Книжная лавка – РТР», 1996.
Скворцов Л.И. Экология слова, или поговорим о культуре русской речи: Кн.для учащихся. – М.: Просвещение, 1996.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 3-е изд., перераб. и доп./Гл. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 2001.
Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: Пер. с нем. и доп. О.Н. Трубачева; под ред. и с предисл. Б.А. Ларина. – 3-е изд., стер. – Санкт-Петербург: Терра – Азбука, 1996.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / ТЕРРА, 1995.
Русский народ. Его обычаи, предания, суеверия и поэзия: В 2 книгах: ТЕРРА, Книжная лавка, 1996.