Рабочая программа дисциплины Введение в языкознание для педагогических специальностей СПО


Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. БеребковаКафедра культурологи и филологических дисциплин СПО КБГУ
Рабочая программа
Дисциплины «Введение в языкознание»
Для специальностей 0321 Родной язык и литература
0303 Иностранный язык
2008
Одобрена Составлена в соответствии
Кафедрой культурологи с Государственными
и филологических дисциплин требованиями к минимуму
СПО КБГУ содержания и уровню
подготовки выпускников
по специальности
Заведующий кафедрой Заместитель директора по
учебной работе
Программа обсуждена и рекомендована на заседании кафедры культурологи и филологических дисциплин СПО КБГУ от ________ протокол № __________
Составитель: Бербеков Б.Ч., кандидат филологических наук, доцент
Рецензенты: Ризаева З.М., кандидат филологических наук, доцент
Пояснительная записка
«Введение в языкознание» является первым теоретическим курсом в системе методологических лингвистических дисциплин по подготовке педагогов по специальностям 0321 Родной язык и литература, 0303 Иностранный язык в соответствии с Государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования повышенного уровня. Курс «Введение в языкознание» вводит студентов в общую проблематику этой науки, знакомит с сущностью и природой языка как естественно сложившейся и исторически развивающейся в человеческом обществе знаковой системы, которая функционально обеспечивает общение, а также формирование обиходно-эмпирических, нравственных, оценочных, познавательных и т.п. концептов, отражающих мировоззрение данного народа в ту или иную эпоху.
Курс «Введение в языкознание» дает студенту сведения о сущности, структуре и историческом развитии языка, основных понятиях и терминах современной лингвистики, знание которых необходимо для серьезного изучения любого языка. Тем самым, основной целью изучения курса «Введение в языкознание» является расширение лингвистического кругозора студентов и подготовка к изучению других предметов языковедческого цикла.
Изучение курса способствует пониманию живого психофизического функционирования языка во всех его речепорождающих аспектах в процессах говорения (написания) и понимания (чтения). С этих позиций должны разъясняться основные научные понятия языкознания, его методологические основания и система терминов. Именно этот деятельностный характер рассмотрения языка является для студентов новым, поскольку школьные программы и грамматики выполняют по преимуществу нормативно-прикладные задачи.
Изучение курса осуществляется на лекциях, практических занятиях и в процессе самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой.
Лекционное изложение предшествует практическим занятиям, поскольку основное содержание курса – объяснение теоретических постулатов лингвистики, понятийного содержания системы ее терминов, оснований классификаций единиц языка, языковых типов, сущностных характеристик языка.
Практическая работа заключается в выполнении различных работ по контрольным вопросникам и упражнениям при завершении тех или иных теоретических разделов. При этом студенты должны хорошо ориентироваться в содержании разделов и отдельных тем, что является важным условием для успешного выполнения работ практического характера.
Самостоятельная работа студентов ориентирована на работу с учебными пособиями, монографиями, книгами и статьями по лингвистике, а также словарями, энциклопедиями и т.п. Для этого можно запланировать научные сообщения студентов на практических занятиях, а также письменные работы реферативного характера по отдельным темам.
Программа определяет как общую направленность преподавания и обязательный объем сведений о базовых понятиях языкознания, так и конкретное содержание лекционного курса и практических занятий.
Требования к уровню подготовки
Выпускник должен:
- иметь понятие о природе и сущности языка, о языке как общественном явлении;
- знать о происхождении и классификации языков;
- иметь понятие о языке как системно-структурном образованиями;
- знать об исторических изменениях в языке;
- знать основные понятия фонетики, грамматики, лексикологии и стилистики;
- знать основные этапы в развитии письма.
Рабочая программа курса «Введение в языкознание» составлена на основе действующих типовых программ: УМУ по высшему образованию, 1988; МГОПУ, 1995; а также Государственных образовательных стандартов повышенного уровня для специальностей 0312 Родной язык и литература и 0303 Иностранный язык.
Тематический план

№ Наименование разделов и тем Макс. учебная нагрузка студента, часов Количество аудиторных часов при очной форме обучения Само-стоятель-ная работа
студента
Всего Лабора-торные работы Практи-ческие работы 1 2 3 4 5 6 7
1. Языкознание как наука и «Введение в языкознание» как учебная дисциплина 1.1. Предмет, цели и задачи языкознания 2 2 1.2. Связь языкознания с другими науками 4 4 2 2. Природа и сущность языка 2.1. Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли 8 4 2 4
2.2. Язык – своеобразная знаковая система 4 4 2 3. Историческое развитие языков. Происхождение языка. Закономерности исторического развития национальных языков. 3.1. Теории происхождения языка 4 2 2 2
3.2. Развитие языков и диалектов в разные исторические эпохи 4 4 2 2
3.3. Литературный язык и другие формы языка. Искусственные языки 4 2 2
4. Основные вопросы фонетики 4.1. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение 2 2 4.2. Аспекты изучения звуков языка 4 4 2 2
4.3. Функциональный (собственно лингвистический) аспект в изучении звуков языка. Понятие фонемы. 2 2 1 2 3 4 5 6 7
4.4. Слог, ударение, интонация 2 2 5. Основные вопросы лексикологии 5.1. Слово как единица языка 2 2 5.2. Лексическое значение слова 4 4 2 5.3. Полисемия, омонимия, синонимия слов 4 2 2 2
5.4. Мотивировка слова 4 2 2
5.5. Устойчивые сочетания и фразеологизмы 4 2 2 5.6. Лексикография 2 2 2 6. Основные вопросы грамматики 6.1. Предмет грамматической науки 4 2 2
6.2. Морфема – элементарная двусторонняя единица языка 4 2 6.3. Грамматическая структура слова и вопросы словообразования 4 4 2 2
6.4. Части речи 4 2 2 6.5. Синтаксис 2 2 7. Основные вопросы сравнительно-исторического и типологического изучения языков 7.1. Материальное сходство и родство языков 2 2 2 7.2. Сравнительно-историческое языкознание 3 2 7.3. Генеалогическая классификация языков 4 2 2 8. Основные этапы развития письма 8.1. Основные вехи в историческом развитии письма 2 2 2 8.2. Алфавит, графика, орфография 3 2 2 8.3. Транскрипция и транслитерация 3 2 1 Итого: 90 70 35 20
Содержание программы
Лекционный курс
3.1.1. Языкознание как наука и «Введение в языкознание» как учебная дисциплина
Предмет и основные разделы языкознания. Цели, задачи и методы исследования. Языковая деятельность как атрибут человека. Частное и общее языкознание. Структурные компоненты системы языка: звуковой состав, номинативные средства, грамматический строй. Аспекты изучения языка (синхронный, диахронный, сравнительно-исторический, типологический, семиотический). Основные направления современного языкознания. Соотношение методологических оснований исследования языка и методов его описания.
Место языкознания среди гуманитарных наук (психологии, логики, философии, истории, археологии, антропологии, этнографии, литературоведения). Психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика.
Роль курса «Введение в языкознание» в лингвистической подготовке учителя – филолога.
3.1.2. Природа и сущность языка
Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли. Общение языковое и неязыковое. Основные функции языка – коммуникативная и номинативная. Когнитивная, апеллятивная, экспрессивная и др. функции языка.
Язык и общество. Язык как общественное явление. Взаимодействие языка и общества. Соотношение индивидуального и социального в развитии и функционировании языка. Формы существования национальных языков; устная и письменная форма языка; литературный язык и его стилистическая дифференциация. Языковая норма.
Язык и мышление. Язык и речь. Внутренняя речь и мышления. Роль языка в формировании, выражении и передачи мысли. Соотношение категорий языка и категорий мышления. Язык и познание как форма отражения объективной действительности.
Язык как знаковая система. Язык – естественно сложившаяся в человеческом обществе и исторически развивающаяся знаковая система. Типы знаковых систем. Соотношение материальной и идеальной стороны языка. Асимметрический дуализм языкового знака. Функции языковых знаков: семантическая, парадигматическая и синтагматическая.
3.1.3. Историческое развитие языков. Происхождение языка
Язык как историческая категория. Связь развития языка с историей общества. Внутренние законы развития языка.
Теории происхождения языка: звукоподражательная, междометная и др. Социальные теории. Трудовая деятельность как основной фактор возникновения языка и сознания.
Закономерности исторического развития национальных языков. Интеграция (конвергенция) и дифференциация (дивергенция) как основные процессы исторического развития языков и формы их взаимодействия. Пути образования национальных языков: языки племен, народностей и национальные языки. Контакты языков. Международные языки и языки межнационального общения.
Литературный язык, его отличие от общенародного языка и языка художественной литературы. Понятие общественно-бытовой речи, профессиональных языков и жаргонов, сленг и арго. Роль школы в обучении литературному языку.
Вопрос об искусственных языках.
3.1.4. Основные вопросы фонетики
Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение. Отдельный звук речи и три аспекта его изучения: акустический, артикуляционный и функциональный. Акустические свойства звуков речи.
Устройство речевого аппарата и функции его отдельных частей. Артикуляционные параметры звуков речи. Классификация звуков речи: гласные и согласные. Деление гласных по артикуляционным признакам: долгие и краткие, дифтонги. Деление согласных по способу артикуляции, аффрикаты. Комбинаторные и позиционные изменения в потоке речи.
Понятие о фонеме как кратчайшей звуковой единице, потенциально связанной со значением. Дифференциальные признаки фонемы и противопоставление фонем. Чередование звуков и их основные типы. Фонетически обусловленные чередования вариантов одной фонемы.
Слог. Виды слогов. Просодические явления: ударение и интонация. Силовое (динамическое), количественное (квантитативное), тональное и качественное ударение. Типы ударения по характеру выделенных единиц: выделение слога в рамках слова (слоговое ударение) и выделение слова в рамках словосочетания и предложения (фразовое ударение). Понятие о логическом ударении.
3.1.5. Основные вопросы лексикологии и фразеологии
Слово как единица языка. Слово как предмет лексикологии. Аспекты рассмотрения слова: фонетический, морфологический, синтаксический. Предметная соотнесенность слова. Соотношение слова и понятия. Номинативная функция слова. Содержание терминов: референт, денотат, десигнат, сигнификат. Первичная и вторичная номинация. Мотивированность (внутренняя форма) слова. Слово как единица звуковой формы, грамматических признаков и лексического значения.
Понятие лексико-семантической системы языка. Слово как единица лексико-семантической системы языка. Системы связи между значениями слов. Полисемия как система значений слова. Омонимия и типы омонимов. Стилистическое расслоение словарного состава языка. Терминология и профессиональная лексика. Лексикон и его отражение в словарях-тезаурусах.
Устойчивые сочетания и фразеологизмы. Типы фразеологических единиц. Понятие устойчивости и идиоматичности. Источники фразеологии (вопрос о пословицах и поговорках как продукте фольклора, проблема крылатых слов, их цитатный характер).
Лексикография. Типы словарей. Словник и словарная статья. Содержание и построение словарной статьи в толковом словаре. Специфика переводных словарей.
3.1.6. Основные вопросы грамматики
Предмет грамматической науки. План содержания и план выражения в грамматике. Грамматические значения и формальные показатели. Грамматическая категория. Типы грамматических функций. Полифункциональность грамматических форм и взаимодействие грамматики с лексикой. Морфология и синтаксис.
Понятие о морфеме. Определение морфемы. Классификация морфем. Двусторонний характер морфем как единицы языка.
Грамматическая структура слова и вопросы словообразования. Одноформенные и многоформенные слова. Формообразующая основа и форматив. Производные и непроизводные слова. Производящая основа и форматив. Сокращенные и сложносокращенные слова. Аналитические образования.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Принципы выделения частей речи. Категориальные признаки частей речи: семантический, морфологический, словообразовательный, синтаксический. Система частей речи и ее традиционное основание. Переходность частей речи и роль в этом процессе семантического фактора.
Синтаксис как грамматическое учение о связной речи и ее единицах. Предмет синтаксиса – изучение предложения как минимальной единицы коммуникации и сочетания слов, как связанных по форме и по смыслу слов. Предложение и словосочетание. Синтаксические связи и функции. Способы их формального выражения.
3.1.7. Основные вопросы сравнительно-исторического и типологического изучения языков
Материальное сходство и родство языков. Понятие о родстве языков. Языковая семья, ветвь, группа, подгруппа. Понятие субстрата и суперстрата. Сравнительно-историческое языковедение и методы его исследования. Генеалогическая классификация языков. Лингвистическая типология как учение о типах языковой структуры.
3.1.8. Основные этапы развития письма
Письмо и его отношение к языку. Графема и ее варианты (аллографемы). Фонография и идеография. Основные вехи в историческом развитии письма. Типы письма в современном мире.
Алфавит, графика, орфография. Принципы орфографии: фонетический, морфологический, грамматический, дифференцированный, традиционный. Транскрипция и транслитерация.

3.2. Практический курс
Цель практического курса «Введение в языкознание» - помочь студентам самостоятельно или с помощью преподавателя на семинарских занятиях углубить теоретические знания об основах науки о языке, получить навыки лингвистического мышления, освоить основные приемы лингвистического анализа.
Реализация практического курса планируется различными видами работ: подготовка реферата или доклада по определенной теме, написание контрольных работ, проведение семинарских занятий по тематике разделов. Такие работы дают каждому студенту возможность расширить, углубить и закрепить знание теоретического материала, используя учебные пособия, научную литературу, справочники и записи лекций.
Занятие № 1. Язык – важнейшее средство человеческого общения, орудие формирования и выражения мысли.
1. подготовка рефератов по темам:
- природа и сущность языка.
- язык и мышление.
- функции языка.
- язык и речь.
2. Контроль может проводиться и в форме письменной классной работы.
Занятие № 2. Происхождение языка и развитие языка.
Контрольный вопросник по учебному пособию С.И. Калабиной с.8-10. Тема выносится на самостоятельное изучение с контролем в виде семинарского занятия.
Занятие № 3. Основные вопросы фонетики: форма и звук речи.
Контрольный вопросник по учебному пособию С.И. Калабиной с. 28-29; с. 33-34. Контроль производится на семинарском занятии.
Занятие № 4. Основные вопросы лексикологии.
Тема № 1. Слово как номинативная единица языка.
Письменная контрольная работа. Практические задания: (С.И. Калабина, с. 86, упр. 1, 2 , 3 , 7 ,9).
Тема № 2. Полисемия, омонимия, синонимия.
Письменная контрольная работа. Практические задания: (С.И. Калабина, с. 90, упр. 1; с. 93, упр 7, 8; с. 97, упр. 2, 5, 6; с. 102, упр. 15).
Тема № 3. Фразеология.
Письменная Контрольная работа. Практические задания (С.И. Калабина, с. 107, упр. 1; с. 109, упр. 5, 6).
Занятие № 5. Основные вопросы грамматики.
Тема № 1. Основные понятия морфологии. Состав слова.
Письменная контрольная работа. Практические задания (С.И. Калабина, с. 46, упр. 1, 2, 3; с. 49, упр. 6, 7).
Тема № 2. Части речи.
Письменная контрольная работа. Практические задания (С.И. Калабина, с. 63, упр. 1, 2).
Темы рефератов по самостоятельно изучаемым вопросам:
Происхождение языка и развитие языков (С.И. Калабина, с. 8).
Языки мира (С.И. Калабина, с. 5).
Генеалогическая классификация языков.
Письменность, его виды и история (С.И. Калабина, с. 40).
Лексикография – наука о словарях (С.И. Калабина, с. 110).
Литература основная
Баранникова Л.И. Введение в языкознание. Саратов, 1973.
Головин В.Н. Введение в языкознание. М., 1983.
Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1979.
Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998.
Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1985.
Зиндер Л.Р. Введение в языкознание: учебное пособие. М., 1987.
Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введению в языкознание». М., 1976.
Литература дополнительная
История лингвистических учений. Древний мир. М., 1981.
История лингвистических учений. Средние века. М., 1982.
Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1998.
Русский язык: Энциклопедия. М., 1979.
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь – справочник лингвистических терминов. 3-е изд. М., 1985.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. 2-е изд. М., 1975.