Рабочая программа по биологии для СПО на 108 аудиторных часов


Министерство образования и науки РТ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Международный колледж сервиса»
(ГАПОУ МКС)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа
учебной дисциплины
ОУД.11 БИОЛОГИЯ
19.02.10 Технология продукции общественного питания
(базовый уровень СПО)
Казань 2015

Рабочая программа разработана в соответствии с «Разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильного обучения) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования основной профессиональной образовательной программы» (далее – Разъяснение ОД»), рекомендованных Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО»
Организация-разработчик: ГАПОУ «Международный колледж сервиса»
Разработчик:
Гайнутдинова Резеда Рафаилевна преподаватель химии ГАПОУ «Международный колледж сервиса»
Рассмотрена и утверждена на заседании методической группы «Общеобразовательных дисциплин» УМО колледжа
Протокол №______ от «____»__________2015 г.
Зам. директора по УПР ______________ /О.Р. Скальская/
Эксперты:
______________________________________________________________
Гайнутдинова Резеда Рафаилевна., преподаватель химии и биологии ГАПОУ «Международный колледж сервиса»

СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Биология»…………………………………………………………………..4
2. Структура и содержание учебной дисциплины……………………………………………...…………… ……7
3. Условия реализации учебной дисциплины………………………………………………………………...23
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины………………………………………………………………....25

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БИОЛОГИЯ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности для профессии среднего профессионального образования для профессии среднего профессионального образования 19.02.10 Технология продукции общественного питания (базовый уровень СПО)
1.2.Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать:
основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать измененияв экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках
(учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для соблюдениямер профилактики отравлений, вирусныхидругих
заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
оказания первойпомощи при травматических, простудныхидругих
заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 108 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося- 72 часов;
самостоятельной работы обучающегося- 36 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 72
в том числе: лабораторные работы -
практические занятия 16
контрольные работы -
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 36
в том числе творческая работа -
внеаудиторная самостоятельная работа 36
Итоговая аттестация в форме ДЗ
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД.11 БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала Объем
часов Уровень
усвоения
Введение
1. Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии Содержание учебного материала 2 1
Предмет и задачи общей биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Краткая история развития биологии.
Методы исследования в биологии. 2.Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой материи Содержание учебного материала 2 2
Единый принцип структурной организации биологических систем.
Критерии живого: наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость и др.
Дискретность, авторегуляция, ритмичность и энергозависимость - основополагающие критерии вида.
Живая природа как сложноорганизованная, соподчиненная, иерархическая система. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника: критерии живого: наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость и др. Раздел 1. Основы цитологии
Тема 1.1 Методы цитологии.
Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке Содержание учебного материала 2 2
Клетка - элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки.
Элементарный (атомный) состав клетки, преобладающее содержание в ней кислорода, водорода, углерод, азота.
Вода, ее содержание и роль в клетке; гидрофильные и гидрофобные вещества; соли, их значение.
Постоянство внутренней среды клетки, организма и его значение Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Составить таблицу, показывающую роль воды и минеральных веществ в клетке. Тема 1.2. Углеводы и липиды и их роль вжизнедеятельности клетки. Строение и функции белков.
Содержание учебного материала 2 2
Углеводы, особенности строения молекул. Моносахариды - простые углеводы, особенности строения и функции.
Сложные углеводы, строение молекул, функции, выполняемые ими в клетках и организмах.
Содержание в клетках и организмах разных видов - жиров и липидов. Особенности строения их молекул.
Функции жиров.
Белки - основа жизни. Особенности строения молекул белка как биополимеров. Видовая специфичность молекул белков, обусловленная их мономерным составом и различными структурами.
Аминокислоты - мономеры белка, их разнообразие, незаменимые аминокислоты. Структуры белковых молекул. Жизнедеятельность клеток и организмов, которая обеспечивается функционированием белков.
Физико-химические свойства белков, определяющие их функции.
Важнейшие функции белков: строительная, защитная, транспортная, сигнальная и др. Специфичность ферментов, осуществление реакции только определенного типа.
Механизм работы ферментов, условия функционирования. Активный центр фермента. Практическое значение ферментов.
Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника: энергетическая и теплоизоляционная функции жиров; Тема 1.3 Нуклеиновые кислоты и их роль в
жизнедеятельности клетки. АТФ и другие органические соединения клетки
Содержание учебного материала 2 2
Нуклеиновые кислоты - биополимеры, состоящие из мономеров-нуклеотидов.
Виды нуклеотидов, их строение. Структура молекулы ДНК - двойная спираль. Типы связей, обеспечивающих формирование одноцепочечной, двуцепочечной и спиральной структур ДНК. Комплементарность нуклеотидов.
Изменения, происходящие с молекулой ДНК на основе принципа комплементарное™. Функция ДНК в клетке и в организмах. Рибонуклеиновая кислота, локализация в клетке.
Строение РНК - одноцепочечный биополимер. Мономеры РНК - нуклеотиды.
Виды РНК: иРНК, тРНК, рРНК. Взаимосвязь строения и функций рибонуклеиновых кислот. АТФ - как универсальный аккумулятор энергии в клетке. Многообразие органических соединений клетки (гормоны, витамины, конечные и промежуточные продукты биосинтеза и распада) и их роль в процессах жизнедеятельности организмов. Взаимосвязь между строением молекулы АТФ и выполняемой ею функцией. Самостоятельная работа обучающихся: 2 3
Составить сравнительную характеристику ДНК и РНК (работа с текстом учебника, заполнение таблицы);
Выявить особенности строения и функционирования разных типов РНК (работа с текстом учебника) Тема 1.4
Строение
Клетки.
Содержание учебного материала 2 2
Главные части клетки: ядро, цитоплазма, клеточная оболочка, плазматическая мембрана. Мембранный принцип строения клетки. Строение и функция цитоплазматической мембраны. Поступление веществ в клетку: диффузия, фагоцитоз и пиноцитоз, транспорт при помощи белков-переносчиков.
Органоиды клетки: одномембранные, двухмембранные, строение и функции. Транспорт веществ по каналам ЭПС; строение и функции аппарата Гольджи; расщепление молекул органических веществ в лизосомах. Строение и функции хлоропластов и митохондрий. Роль клеточного центра. Функции вакуолей. Сущность понятий плазмолиза и деплазмолиза.
Ядро - важнейший компонент клеток
растений, животных грибов.
Два периода в жизни клетки. Ядро в период интерфазы, основные структурные компоненты ядра.
Хромосомы: строение, функции. Ядрышко - производное хромосом, его функции. Взаимосвязь ядра и других компонентов клетки. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Раскрыть связь строения клеточных органелл в связи с выполняемыми функциями (работа с текстом учебника) Практическая работа №1
Сравнение клеток прокариот и эукариот. Клеток растений и животных. 2 2
Тема 1.5. Обмен веществ и энергии в клетке. Питание клетки. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. Содержание учебного материала 2 2
Понятие о метаболизме и реакциях, его составляющих. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена. Этапы окисления глюкозы. Сущность автотрофного способа питания организмов, подразделение автотрофов на группы.
Фотосинтез. Фазы фотосинтеза: их начальные и конечные продукты. Космическая роль растений. Хемосинтез, многообразие хемосинтетиков. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Записать все этапы окисления глюкозы. Выписать последовательность нуклеотидов ДНК, являющиеся стоп-кодонами. Раздел 2.
Размножение и индивидуальное развитие организмов
Тема 2.1 Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз. Мейоз. Содержание учебного материала 2 2
Жизненный цикл клетки.
Митоз - сложное деление ядра клетки, обеспечивающие точное идентичное распределение хромосом с содержащейся в ней генетической информацией между ядрами дочерних клеток. Интерфаза.
Фазы митоза, особенности состояния и положения хромосом в каждой фазе. Различная продолжительность митоза и разных видов клеток. Биологическое значение митоза.
Мейоз - особый тип деления клеток, в результате которого образуются половые клетки с гаплоидным набором хромосом. Особенности протекания каждого из двух последующих делений мейоза. Разнообразие гамет, возникающее в результате конъюгации и кроссинговера гомологичных хромосом. Биологическое значение мейоза. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника: выявление сходства и различия между митозом и мейозом. Тема 2.2 Формы
размножения
организмов.
Половое.
Бесполое.
Развитие
половых клеток.
Оплодотворение Содержание учебного материала 2 2
Основа существования видов жизни на Земле - размножение организмов.
Способы размножения организмов - бесполое и половое. Разнообразие способов бесполого размножения. Клонирование - получение идентичных потомков высших животных и растений при помощи бесполого размножения. Биологическая роль бесполого размножения. Половой процесс - обмен наследственной информации между особями одного вида; объединение генетических систем особей в единую видовую наследственность с обеспечением репродуктивной изоляции от других видов.
Способы полового размножения эукариот: конъюгация, изогамия, гетерогамия, оогамия; разделение полов. Половое размножение организмов, половые клетки.
Особенности стадий сперматогенеза и овогенеза у млекопитающих и человека. Оплодотворение - процесс восстановления
двойного набора хромосом, увеличения разнообразия генов у потомков.
Способы оплодотворения в животном мире: наружное и внутреннее оплодотворение.
Двойное оплодотворение у цветковых растений. Значение оплодотворения в эволюции органического мира. Тема 2.3
Онтогенез – индивидуальное развитие организмов. Эмбриональный период. Постэмбриональный период Содержание учебного материала 2 2
Необходимость изучения закономерностей онтогенеза для использования знаний о нем в медицине, сельском хозяйстве, биотехнологии. Этапы онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
Эмбриональное развитие позвоночных на примере ланцетника, стадии развития: бластула, гаструла, формирование тканей и органов из зародышевых листков. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на развитие зародыша.
Стадия нейрулы как одной из производных зародышевых листков; образование комплекса осевых органов: хорды, нервной трубки и кишечной трубки.
Эмбриональная индукция, ее проявление. Влияние одного зачатка органа на другой с определением пути его развития. Взаимодействие частей развивающегося зародыша.
Прямое постэмбриональное развитие, его значение для жизни вида.
Непрямое постэмбриональное развитие, его роль в жизни вида.
Взаимосвязь филогенеза и онтогенеза: краткое повторение в индивидуальном развитии этапов исторического развития. Использование в сельском хозяйстве знаний о развитии организмов.
Сходство и различие в развитии организмов человека и животных. Биосоциальная природа человека. Самостоятельная работа обучающихся: 2 3
Работа с текстом учебника: составить таблицу, показывающую из каких зародышевых листков развиваются основные органы животного организма;
- показать отличие прямого развития от непрямого.
Практическая работа №2
Сравнение онтогенеза различных животных.
2 2
Раздел 3. Основы генетики.
Тема 3.1
История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности
наследования.
Моногибридное
скрещивание.
Множественные
аллели. Анализирующее
скрещивание. Содержание учебного материала 2 2
Зарождение генетики, краткая история. Значение генетики для решения проблем медицины, сельского хозяйства, микробиологической промышленности и биотехнологии.
Основные генетические понятия, их краткое пояснение. Наследственность. Изменчивость. Гаметы, соматические клетки. Гены. Гомологичные хромосомы, аллельные гены, локусы. Генотип, фенотип.
Попытки исследователей выявить закономерности наследования признаков, их результаты. Опыты Г. Менделя с горохом.
Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия первого поколения гибридов - первый закон Менделя. Правило расщепления. Закон чистоты гамет.
Цитологические основы моногибридного скрещивания. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника:
комментирование основных понятий и терминов генетики, их конкретизация на примерах;
решение задач, опираясь на законы Г. Менделя, Тема 3.2
Цитоплазматическая
наследственность. Генетическое определение пола.
Содержание учебного материала 2 2
Цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие хромосомной и нехромосомной наследственности.
Равное соотношение между полами у большинства организмов в случаях большого количества особей, расщепление по признаку пола в отношении 1:1. Аутосомы и половые хромосомы.
Зависимость пола организма от набора половых хромосом, который формируются в момент оплодотворения в результате случайного объединения половых клеток в зиготе.
Гомо- и гетерогаметный пол. Определение пола у человека. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с учебником: Определение пола будущего организма в зависимости от хромосомного набора в зиготе;
решение задачи на наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа №3
Решение генетических задач по теме «наследственность» 2 2
Тема 3.3 Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации. Содержание учебного материала 2 2
Изменчивость как важнейшее свойство живого; виды изменчивости.
Характеристики модификационной (фенотипической) изменчивости; причины ее возникновения, взаимодействие генотипа с факторами внешней среды.
Норма реакций: широкая и узкая; статистические закономерности модификационной изменчивости. Причины наибольшей встречаемости организмов со средним выражением признака.
Необходимость знаний о модификационной изменчивости для практики сельского хозяйства.
Характеристика наследственной изменчивости организмов. Работы Г. Де Фриза.
Комбинативная изменчивость и ее механизмы: обмен участками междугомологичными хромосомами в ходе мейоза.
Случайное сочетание гамет при оплодотворении; взаимодействие генов. Мутации, их виды; мутации в половых и соматических клетках. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника: изучение примеров проявления мутационных изменений в мире насекомых, растений и других объектов живой природы. Раздел 4. Генетика человека.
Тема 4.1 Методы
исследования
генетики человека.
Генетика и здоровье.
Проблемы генетической безопасности. Содержание учебного материала 2 2
Методы исследования генетики человека: генеологический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.
Генные заболевания. Аутосомно-доминантное наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Наследование сцепленное с полом. Хромосомные болезни. Медико-генетическое консультирование. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Генномодифицированные организмы Раздел 5. Основы учения об эволюции.
Тема 5.1 Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Содержание учебного материала 2 2
Первые попытки систематизировать и обобщить знания о растениях и животных, об их жизнедеятельности.
Вклад Аристотеля в систематизацию естественнонаучных знаний.
Возрастание интереса к биологическим исследованиям в эпоху великих географических открытий в XV в. Открытие новых земель, расширение и накопление сведений о растениях и животных.
Развитие и накопление биологических знаний, потребность в упорядочении и систематизации
сведений о живой природе. Первые понятия классификации растений и животных.
Создание системы природы шведским естествоиспытателем К. Линнеем.
Принципы классификации живых организмов К. Линнея; введение бинарной номенклатуры для обозначения видов.
Понятие системы живой природы в аспектах: искусственная и естественная. Оценка с этих позиций системы живой природы, разработанной К. Линнеем.
Вклад К. Линнея в развитие биологических знаний, в совершенстве методов изучения живой природы.
Первое эволюционное учение Ж.Б. Ламмарка. Причины и движущие силы эволюции по Ламарку.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Основные положения учения Ч.Дарвина. Причины и движущие силы эволюции. Роль наследственности и изменчивости в эволюции. Сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические, биогеографические доказательства эволюции. Определение понятия вид как реально существующий элементарной единицы живой природы.
Характерные признаки особей одного вида - критерии вида; их взаимодополняемость. Объединение некоторых критериев в единые понятия - научная необходимость. Виды представляют собой определенный уровень организации живой материи – видовой. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с использованием учебника: Составить характеристику видов с использованием основных критериев. Тема 5.2. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Содержание учебного материала 2 2
Открытие Ч.Дарвином принципа естественно отбора как важнейшего фактора эволюционного процесса.
Несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов, приводящее к непрерывной борьбе за существование.
Формы борьбы за существование, условия их протекания.
Видообразование как результат естественного отбора.
Углубление и расширение понятия естественный отбор благодаря трудам ученых- генетиков и эволюционистов.
Формы естественного отбора. Особенности движущего отбора, способствующего сдвигу среднего значения признака; условия его проявления.
Стабилизирующая форма естественного отбора, действующая в постоянных условиях среды обитания; примеры его проявления. Особенности естественного отбора как одного
из важнейших факторов эволюции. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с текстом учебника: Изучение разных форм борьбы за существование; сравнение действия искусственного и естественного отбора. Составление схем разных способов видообразования. Раздел 6. Основы селекции и биотехнологии.
Тема 6.1 Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений.
Содержание учебного материала 2 2
Зарождение селекции в глубокой древности.
Характеристика селекции как науки, которая занимается созданием новых и улучшением существующих сортов, пород, штаммов микроорганизмов.
Задачи селекции. Основные методы селекции: отбор, гибридизация, мутагенез. Методы экспериментальной биологии - клеточная и генная инженерия.
Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождении культурных растений.
Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Значение закона гомологических рядов в наследственной изменчивости для селекционной практики. Основные методы селекции растений: инбридинг, полиплоидия, искусственный мутагенез, отдаленная имбридизация и другие. Методы клеточной инженерии. Самостоятельная работа: 2 2
Работа с учебником: Определение задач селекции, выделенных и охарактеризованных Н.И. Вавиловым;
Изучение механизмов экспериментального мутагенеза .Тема 6.2 Методы
селекции
животных.
Селекция
микроорганизмов. Современное
состояние и
перспективы
биотехнологии. Содержание учебного материала 2 2
Основные методы селекции животных.
Гибридизация и индивидуальный отбор. Скрещивание: близкородственное и неродственное, особенности и селекционное значение каждого вида.
Методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов.
Методы клеточной инженерии. Полиэмбриония. Генетическое клонирование. Основные направления селекции животных. Использование микроорганизмов в различных отраслях народного хозяйства.
Специфика работы селекционеров с микроорганизмами.
Использование экспериментального мутагенеза в селекции микроорганизмов; получение высокопродуктивных штаммов микроорганизмов с принципиально новыми признаками и свойствами.
Роль микроорганизмов в биотехнологии и генной инженерии.
Биотехнология в практической деятельности человека. Перспективы развития биотехнологии. Биологические удобрения. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива. Раздел 7. Антропогенез
Тема 7.1 Положение человека в системе
животного мира.
Основные
стадии
антропогенеза.
Содержание учебного материала 2 2
Важность изучения проблемы происхождения человека. Различные взгляды на происхождение человека в культуре разных народов. К.Линней и Ч.Дарвин о происхождении человека от животных.
Система доказательств происхождения человека от животных. Близкое сходство человека с человекообразными обезьянами; отличие человека от человекообразных обезьян.
Положение человека в системе животного мира.
Современные взгляды на развитие человека. Направление естественного отбора, способствующее возникновению прямохождения у предков человека. Эволюция австралопитеков. Палеонтологические находки человека прямоходящего - питекантропа и синантропа.
Древнейшие люди, их место обитания; роль социальных факторов.
Следующий этап эволюции человека - появление древних людей. Ареал их распространения.
Прогрессивные черты развития древних людей по сравнению с древнейшими людьми. Социальный характер отношений древних людей.
Появление первых современных людей - кроманьонцев, сменивших неандертальцев. Скелетные остатки, обнаруженные во всех частях света.
Особенности внешнего вида кроманьонцев, психологические особенности. Свидетельство высокого уровня мышления у первых современных людей.
Зачатки культуры и искусства. Особые положения людей в природе; качественное отличие от других видов. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Работа с учебником:
Заполнение таблицы о стадиях эволюции человека. Практическая работа №4
«Выявление сходства людей и животных» 2 2
Тема 7.2 Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их
происхождение. Содержание учебного материала 2 2
Основные движущие силы антропогенеза. Биологические факторы антропогенеза. Социальные факторы антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.
Роль биологических и социальных факторов антропогенеза.
Современные проблемы человеческого общества.
Гипотезы о происхождении человека.
Гипотезы о прародине человека.
Ведущая роль социальных факторов на современном этапе эволюции человека. Общность происхождения и единства человечества.
Основные расы внутри вида. Человек разумный: формирование каждой расы на определенной территории.
Характеристика расовых признаков. Формирование особенностей каждой расы в процессе происхождения человека к местным природным условиям.
Равноценность и генетическое единство человеческих рас.
Основа концепции расизма - физическая и психическая неравномерность человеческих рас, разделение людей на высшие и низшие расы.
Ошибочные утверждения о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества. Практическая работа №5
«сравнение различных рас человека» 2 2
Раздел 8. Основы экологии
Тема 8.1 Что изучает
экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Содержание учебного материала 2 2
Развитие экологии как науки.
Роль экологии в современном обществе.
Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума. Адаптация организмов. Тема 8.2 Местообитание и экологические ниши. Основные типы
экологических
взаимодействий
Конкурентные
взаимодействия Содержание учебного материала 2 2
Местообитание. Экологическая ниша. Разнообразие взаимосвязей живых существ в природных сообществах. Позитивные отношения - симбиоз. Различные формы взаимополезного сожительства живых организмов.
Взаимовыгодное сожительство - кооперация. Примеры кооперации у разных групп животных.
Мутуализм - форма взаимополезного сожительства, его особенности. Комменсализм - одна из широко распространенных и часто проявляющихся форм симбиоза, формы комменсализма.
Форма взаимоотношений, при которой обе взаимодиктующие популяции или отдельные организмы испытывают отрицательное влияние.
Одна из самых распространенных форм антибиотических взаимоотношений — хищничество. Ее роль в саморегуляции биоценозов. Разнообразие объектов охоты хищников.
Постоянное совершенствование сопряженной пары организмов эволюционной связи хищник- жертва.
Паразитизм как наиболее выраженное антибиотическое отношение между организмами; распространение паразитизма от мира прокариот до высших эукариотических организмов.
Эволюционная роль паразитизма; особенности паразитических отношений в мире животных и растений.
Практическое значение использования знаний об антибиотических взаимоотношениях между организмами в медицине, сельском хозяйстве. Конкуренция — одна из форм проявления отрицательных взаимоотношений между видами; биологическая основа возникновения и существования конкуренции, ее особенности. Нейтрализм — особая форма взаимоотношений, при которой совместно обитающие организмы не влияют друг на друга, но зависят от состояния сообщества в целом.
Практическое использование знаний о конкуренции и нейтрализме в хозяйственных и медицинских целях. Практическая работа №6
«Взаимоотношения организмов» 2 2
Тема 8.3
Структура
сообщества.
Взаимосвязь
организмов всообществах.
Пищевые цепи. Содержание учебного материала 2 2
Структура сообщества. Видовая структура. Морфологическая структура. Трофическая структура. Пищевая сеть.
Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевая цепь.
Автотрофные организмы. Гетеротрофные организмы. Продуценты. Консументы. Редуценты.
Типы пищевых цепей: пастбищная пищевая цепь. Детрит. Круговорот веществ.
Обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле - круговорот веществ. Особенность биологического круговорота - непрерывное перемещение веществ из почвы - в растения, затем - в животные организмы; воздействие микроорганизмов.
Специфическая роль каждого компонента биосферы в процессе круговорота веществ. Первоисточник энергии на Земле — солнечная энергия. Превращение Энергии в биосфере.
Биогенные элементы. Самостоятельная работа обучающихся: 2 2
Составление схем, характеризующих биотические факторы среды. Практическая работа №7
«Составление цепей питания» 2 2
Тема 8.4
Экологические
пирамиды.
Экологическая
сукцессия. Влияние загрязнений на живые организмы. Содержание учебного материала 2 2
Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности.
Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Первичная и вторичная сукцессия.
Загрязнение окружающей среды. Накопление
загрязнителя в пищевых целях. Работа с текстом учебника: характеристика различных мероприятий с целью предотвратить загрязнение атмосферы, способов механической, физико-химической и биологической очистки бытовых и промышленных сточных вод.
Раздел 9. Эволюция биосферы и человека.
Тема 9.1
Гипотезы о
происхождениижизни.
Современные представления о происхождении жизни.
Основные этапы происхождения жизни на Земле. Содержание учебного материала 2 2
Гипотезы о происхождении жизни. Креационизм.
Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни. Гипотеза панспермии. Гипотеза химической эволюции. Коацерваты. Пробионты.
Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного зарождения жизни.
Основные этапы развития жизни на Земле. Этап химической эволюции. Этап предбиологической эволюции. Биологический этап эволюции. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток. Гипотеза происхождения эукариотических клеток и их органелл путем впячивания клеточной мембраны.
Тема 9.2
Эволюция
биосферы.
Антропогенное
воздействие набиосферу. Содержание учебного материала 2 2
Биосфера как оболочка Земли, населенная живыми организмами; биосферный уровень организации жизни на Земле. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Биосфера, включающая живое вещество, биогенное вещество, косное вещество и биокосное вещество биосферы.
Основные этапы развития биосферы. Роль процессов фотосинтеза и дыхания. Влияние человека на эволюцию биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Взаимосвязь интенсивности антропогенного воздействия на живую природу с уровнем развития науки и техники. Потребительское отношение человека к окружающей среде в эпоху палеолита (каменного века).
Воздействие людей и природы в эпоху неолита. Освоение минеральных ресурсов, зарождение металлургии.
Глубокое и разностороннее воздействие человечества на природу в последние два столетия. Возникновение антропогенозов, в которых человек — доминирующий вид. В.И. Вернадский о переходе биосферы в новое состояние – ноосферу.
Самостоятельная работа обучающихся: 1 2
Работа с текстом учебника: Составить конспект: О переходе биосферы в новое состояние – ноосферу.
Раздел 10. Бионика
Тема 10.1 Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики. Задачи бионики Содержание учебного материала 2 2
Появление и развитие самостоятельного направления в науке и технике - бионики. Задачи бионики - использование биологических знаний для решения инженерных задач и развития техники. Использование человеком в качестве моделей для конструирования сооружений и механизмов наиболее удачных приспособлений живых организмов к среде обитания.
Сохранение в ходе естественного отбора структур, наиболее совершенных в фундаментальном отношении и наиболее экономных по затрате материала.2
Многочисленное использование достижений биологических наук в народном хозяйстве: в строительстве, технике, технологических процессах.
Практическая работа № 8
Плюсы и минусы генной инженерии»
2 2
Дифференцированный зачет 2 Всего максимальная учебная нагрузка 108 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3.продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.
Оборудование учебного кабинета:
-посадочные места по количеству обучающихся;
-рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Биология»;
-образцы гербария;
-микроскопы.
Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2.Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1.Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб. Для общеобразоват. учреждений / А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2008
2.Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ: учебно-методическое пособие / А.А. Кириленко. - Ростов н/Д: Легион, 2009
Дополнительные источники:
1.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 кл./ Составитель: B.C. Кучменко. - М.: Дрофа, 1999
2.Козлова, Т.А. Тематическое поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника «Общая биология. 10-11 классы». - М.: Экзамен, 2008
3.Пименов, А.В. Уроки биологии в 10(11) кл. Развернутое планирование. Ярославль: Академия развития, 2001
4.Сивоглазов, В.И., Сухова Т.С., Козлова, Т.А. Происхождение жизни. Учение о клетке. Размножение и развитие организмов: пособие для учителя. - М.: Айрис-пресс, 2004
5.Киреева, Н.М. Задачи по биологии. - Волгоград: Перемена, 1998
6.Кемп, П. Арме, К. Введение в биологию. - М.: Мир, 1988
7.Ален Р.Д. Наука о жизни. - Просвещение, 1981
8.Беркинблит, Б.М. Глаголева, Е.Г. Электричество в живых организмах. - М.: Наука главная редакция физико-математической литературы, 1998
9.Второв, П.П. Дроздов, Н.М. Биогеография. - М.: Владос-пресс, 2001
10.Голова,А.М. Тайна живой природы. - М.: РОСМЭН, 1997
11 .Закиев, Р.К. Избранные главы общей генетики. - Казань, 1993
12.Франк-Каменский,М.Д. Самая главная молекула. - М.: Наука, 1998
13.Пособиепо биологии для поступающих в ВУЗы / под ред. Н.А. Лемезы. - Минск: Экоперспектива, 2000
14.Барабанщиков,Б.И. Хрестоматия по генетике. - Казан: Издание Казанского университета, 1988
15.Голубев,Д. Размышления и споры о вирусах. - М.: Молодая гвардия, 1989.
16.Лобашев,М.Е. Генетика. - Л.: Издание ленинградского университета, 1969
17.Лукомская,К.А. Микробиология с основами вирусологии. - М.: Просвещение, 1987
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения: -объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
-решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
-выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
-сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
-анализировать и оценивать различные гипотезы осущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;-изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
-находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;
-для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
-оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
-оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). Индивидуальные и фронтальные опросы.
Оценка аудиторной самостоятельной работы студента.
Оценка работы с карточками.
Тестирование. Биологический диктант. Контрольная работа. Оценка внеаудиторной самостоятельной работы.
Контрольная работа.
Оценка исследовательской работы.
Знания: -основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
-строение и функционирование биологических объектов: югётки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
-сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
-вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
-биологическую терминологию и символику. Индивидуальные и фронтальные опросы.
Оценка аудиторной самостоятельной работы студента.
Оценка работы с карточками.
Тестирование. Биологический диктант. Контрольная работа. Оценка внеаудиторной самостоятельной работы.
Контрольная работа.
Оценка исследовательской работы.
По итогам изучения дисциплины проводится ДЗ