Презентация по литературе Женские образы в русской литературе 19 века


1. Вступление. 2. А.С. Пушкин. «Евгений Онегин». Татьяна Ларина. 3. И.А. Гончаров. «Обломов». Ольга Ильинская. 4. А.Н.Островский. «Гроза». Катерина Кабанова. Лариса Огудалова.5. Н.А.Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо?» Матрена Тимофеевна.6. Н.Г.Чернышевский. «Что делать?» Вера Павловна Кирсанова. 7. И.С.Тургенев. «Дворянское гнездо». Лиза Калитина. Елена Инсарова. 8. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание». Сонечка Мармеладова.9. Л. Н. Толстой. «Война и мир». Наташа Ростова. Мари Болконская. Элен Безухова. 10. Образ «тургеневской» девушки в руской литературе XIX века. 11. Заключение. А.С.Пушкин и И.А.Гончаров, А.Н.Островский и И.С.Тургенев, Ф.Н.Достоевский и Л.Н.Толстой, Н.А.Некрасов и А.П.Чехов – все эти крупнейшие художники слова выразили свои взгляды на положение женщин в русском обществе XIX века.Великие писатели относились к героиням своих произведений с любовью, восхищением, сочувствием. Каждая из героинь по- своему отображала типично русский характер: то романтичный и мечтательный, то сильный и целеустремленный. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Героиня поэтична и привлекательна. Простонародным именем Татьяна Пушкин подчеркивает простоту девушки, её близость к народу. Она рано пыталась понять окружающий мир, читая романы. Татьяна умна, своеобразна, самобытна. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание. Татьяна влюбляется в Онегина, пишет ему любовное признание. В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина: « Но я другому отдана и буду век ему верна.» Ольга- расхожий облик русской красавицы, лишенный индивидуальности, богатого внутреннего содержания: В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадонне: Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. Ольга - девушка с большим запасом здравого смысла, самостоятельности и воли. Перед Ольгой Ильинской ставится задача – поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Мир Ольги ограничен, Обломов был для неё лишь удобным объектом для девической мечты и игры в любовь. Ольга Ильинская у Гончарова – мертво-деятельное лицо, поэтому так быстро проходит ее увлечение. Катерина – натура деятельная, с сильным характером, ищет выход из трудной ситуации в семье самодуров. В родном доме ее вырастили мечтательной и доброй, любящей правду, органически ненавидящей насилие и произвол. Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно-одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота предается поруганию. Лариса – девушка, гораздо более хрупкая и незащищенная, чем Катерина. Натура Ларисы утонченна и психологически многокрасочна.Она мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон. Лариса полна бескорыстной любви и очарования.Этот характер предвосхищает появление новых образов в литературе конца XIX века. Одинцова – женщина красивая, умная и холодная, способная внушить злобную, мучительную страсть энергичным людям. Анна духовно ущербна, к природе и чувствам она равнодушна, не умеет страдать, слепо следует укладу дворян. Матрена Тимофеевна – это «тип величавой славянки», крестьянки, исполненной чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только тяжесть крестьянского труда, но и вся мера ответственности за судьбу семьи. Она во всем полагается на собственные силы. Н.Г.Чернышевский в романе «Что делать?» показал образ новой женщины: деятельной, умеющей бороться против общественных устоев и считающей труд главным делом своей жизни. Она строит свои взаимоотношения с героями романа на взаимном доверии и уважении. Лиза Калитина – героиня романа И.С.Тургенева «Дворянское гнездо». Она необыкновенная гармоничная натура, удивительно красивая, тонко чувствует поэзию, музыку, что и роднит ее с Татьяной Лариной. Лиза – героиня с богатой душевной жизнью и сложным внутренним миром. Но она уходит в монастырь от несчастной любви, так как видит свое предназначение в служении Богу. Елена – необыкновенная девушка, она ищет деятельности. Полюбив Инсарова, болгарского революционера, она увлеклась красотой подвига в борьбе за освобождение Болгарии. Елена Инсарова- тип новой женщины, которая во имя любви идет на самопожертвование. Образ Елены стал идеалом для нескольких поколений русских женщин. Сонечка – это героиня, наделенная состраданием и человеческой чуткостью. С образом Сонечки Мармеладовой связана главная идея произведения – идея спасения человека, его души.Не только Раскольников, но и все остальные окружающие поддаются обаянию героини. Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает. Искупить свою вину страданием предлагает Соня и Раскольникову, отвечая на его вопрос «Что делать?» Соня «переступила»,чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер, больную мачеху и пьяницу -отца.Во имя любви к ним она готова перенести любые страдания. Это человек с чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям. Главный носительницей «ростовского» духа является Наташа. Ее обаяние – следствие непрерывного яркого внутреннего горения, чувства ее цельны, побуждения полны нравственной чистоты. Наташа – натура одаренная, деятельная. Поступки ее оригинальны, самостоятельны.Наташа – «порох», «казак», «волшебница».Единственная ошибка, которую допустила Наташа в своей жизни, - это увлечение Курагиным. Хранительницей семейных устоев является княжна Марья: ее сердце смягчает всяческие конфликты, успокаивает мужчин. Она некрасива, но у нее «лучистые, большие и глубокие» глаза. Она ценит только человеколюбие. Главной ее чертой была мысль о земной любви, о муже, о ребенке, семейном счастье. Она ждет радости и блаженства. Элен – «царица Петербурга», блестящая красавица, поражающая всех внешней красотой. Она всегда холодна, эгоистична, на ее лице – маска с «однообразно-красивой улыбкой». Главные цели Элен– это нажива, обольщение, увеселения. Ее сердце глухо к состраданию, она далека от переживаний за судьбу Отечества. В течение всего XIX века художники слова искали идеальный образ девушки, женщины.Каждый из них идеальной видел именно свою героиню, но только И.С.Тургенев доказал истину: «тургеневская девушка – это девушка, которая имеет сильный , независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья.» Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин, так как главными чертами этих героинь являются открытость и пылкость. . Образы, созданные русскими писателями, женские судьбы и вопросы, которые поднимали классики XIX века о положении женщины в обществе, были подхвачены мировой литературой. Наташа Ростова и Татьяна Ларина, Сонечка Мармеладова и Катерина Кабанова, Лиза Калитина и Елена Стахова. Они покоряют читателей нежностью, верностью, кротким нравом, гордостью.