Урок: Методы изучения природы

3 по теме: «Методы изучения природы».
Учитель: Саломатина Алла Васильевна
МБОУ СОШ № 11 г.Михайловка

Тип урока: комбинированный урок
Класс: 5
Учебник: Плешаков А.А., Сонин Н.И.
Цели урока:
Образовательные:
Формировать понятие об основных методах изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
Развивающие:
Развивать умение использования методов исследования при изучении биологических объектов и явлений, умение анализировать, сравнивать и выбирать целесообразный метод исследования.
Воспитательная: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать аккуратное отношение к приборам и оборудованию, уважать мнение других.

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам
Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. Развитее навыков самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
Межпредметные образовательные УУД: формирование целостной системы знаний ученика.
Межпредметные развивающие УУД: развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся
Межпредметные воспитательные УУД: повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования
Планируемые метапредметные результаты:
1)  умение самостоятельно определять, ставить и формулировать для себя задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) смысловое чтение;
5) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
6) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Этап урока
Содержание учебного материала
Функции и виды деятельности преподавателя
Формы и виды деятельности учащихся
Планируемые результаты УУД
Оценка результатов деятельности ученика








1. Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу, делит класс на группы
Ученики встали, настроились на работу, проверили на столах наличие учебника, тетради, рабочей тетради, дневника, письменных принадлежностей.
Личностные:
Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя.
Устная оценка учителя

2. Проверка домашнего задания

Тест (или работа выборочно по карточкам, и устный опрос)
Выполняют тест на листах(приготовить заранее), или (учащиеся, получившие карточки, выполняют письменно предложенные задания, другие устно отвечают на вопросы учителя).

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя
После урока учитель проверяет тесты и выставляет оценки в журнал и в дневник; или (устная оценка учителя, учащиеся, давшие полный ответ, получают оценки в журнал и в дневник, после урока учитель проверяет карточки и также выставляет оценки в журнал и в дневник).

3. Актуализация знаний, постановка цели урока

· Скажите, какую роль играют биологические знания для современного человечества?

· а какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания? Зачем они вам?

*Ребята, а как вы считаете, как можно получить разные знания?
*как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?


.О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель.
1829
А.С. Пушкин.


Вы абсолютно правы, для того, чтобы получить любые знания, в том числе и биологические, очень важно знать основные методы изучения природы и уметь ими пользоваться.
Тема урока: Методы изучения природы.
Цель нашего урока познакомиться с основными методами изучения природы и научиться ими пользоваться.
Задаёт вопросы для постановки цели учениками
Отвечают «Зачем» ( это смыслообразование) и «Что именно будут изучать» (это цель урока) своими словами
Личностные: смыслообразование, личностное самоопределение.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя.
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Межпредметные образовательные УУД: формирование целостной системы знаний ученика.

Устная оценка учителя

4. Изучение нового материала
.Исторический контекст; история о французском учёном Жане Анри Фабре.
«Как вы думаете, с чего начинается изучение любого объекта или явления? С чего бы вы начали изучать, например, рыбок, которые живут у нас в аквариуме?
Вы абсолютно правы: изучение любого объекта начинается с наблюдения, это один из методов, или способов, изучения природы.
.Объекты наблюдения могут очень разные по размерам: от микроскопических бактерий, которых даже не видно, до крупных животных, например, слонов, или высоких растений, например, дуб, и даже такие гигантские объекты, как планеты. Одни находятся рядом с нами, а другие могут находиться очень далеко, за десятки метров, километров и даже намного дальше.
Как вы считаете, для наблюдения достаточно только нашего органа зрения – глаз, или для наблюдения за определёнными объектами человеку понадобятся увеличительные приборы?
.Какие увеличительные приборы вы знаете?
Выберите из предметов, которые лежат на столе у каждой группы, увеличительные приборы. Какие из этих приборов вам знакомы? Назовите их. Посмотрите на стр.20, верхний рисунок в рамке, правильно ли вы назвали эти предметы. Сделайте соответствующие подписи в рабочих тетрадях. Выберите объекты, которые можно изучать с помощью этих приборов. Почему вы выбрали именно эти объекты?
Рассказ об учёном




Задаёт вопросы





Запишите определение этого понятия в рабочую тетрадь, пользуясь полученной информацией и текстом учебника на стр. 17












Задаёт вопросы




Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения



Работа с учебником с. 17, работа с рабочей тетрадью

















Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения,
Работа с учебником стр. 17, 20, с рабочей тетрадью, выбирают соответствующие приборы и объекты, поясняют свой выбор и совместно с учителем формулируют вывод о том, как проводить наблюдение и какими приборами пользоваться.











Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.
Межпредметные образовательные УУД: формирование целостной системы знаний ученика.

Межпредметные развивающие УУД: развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Устная оценка учителя

5. физкультминутка
физкультминутка
Читает стихотворение
Учащиеся выполняют действия, предложенные в стихотворении

Устная оценка учителя

6. Изучение нового материала
Ребята, посмотрите, на ваших столах в лотках стоят колбы с водой, есть ложка, и на тарелке лежит предмет. Как вы думаете, просто наблюдая за этими объектами, можем мы узнать, растворятся они в воде или нет? Почему?
А как нам это узнать? Правильно, давай те каждая группа положит свой предмет в колбу с водой, вы помешаете это ложкой и тогда мы сможем ответить на наш вопрос: почему в некоторых случаях, недостаточно использовать только метод наблюдения.
Вы сейчас провели опыт,эксперимент, и это ещё один метод изучения природы.
Посмотрите на стр. 21, какое лабораторное оборудование можно использовать при проведении опытов.

В начале нашего урока мы с вами говорили о том, что мы можем начать изучение рыбок в нашем аквариуме с наблюдения. А вот проводить эксперименты с живыми объектами имеют право только учёные в научно-исследовательских лабораториях. Но мы с вами можем посчитать, сколько у нас рыбок, измерять температуру воды в аквариуме, и это тоже метод изучения природы.
На столе у каждой группы лежит конверт, в котором написано для вас задание. Откройте конверт, прочитайте и выполните задание.

Скажите, какими методами вы пользовались при выполнении задания?
А возможно ли было выполнить задание, пользуясь другим методом? Почему.
Задаёт вопросы
















Запишите определение этого понятия в рабочую тетрадь, пользуясь полученной информацией и текстом учебника на стр. 18

















Направляет, координирует работу в группах, помогает.
Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения.





Каждая группа проводит опыт, говорят результат.





Работа с учебником стр. 18, 21, с рабочей тетрадью






















Выполняют задания.


Отвечают: «методом измерения»

Отвечают: «нет». Поясняют, почему.
Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Межпредметные образовательные УУД: формирование целостной системы знаний ученика.
Межпредметные развивающие УУД: развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов учащихся.
Устная оценка учителя

7. Рефлексия
Мы с вами познакомились с основными методами изучения природы, научились ими пользоваться. А теперь давайте проверим, как мы достигли ли мы нашей цели. А для этого проведём эксперимент.
На доске вы видите таблицу, в ней три столбика, названия методов исследования, ваша задача, среди разноцветных полосок бумаги с текстом распределить, какие примеры какому методу соответствуют, и представитель каждой команды пусть прикрепит свой пример в столбик с названием соответствующего метода.
Молодцы! Вы все отлично справились с заданием! Скажите, зачем мы изучали методы исследования? Чем для каждого из вас важна эта информация? Будете ли вы применять полученные знания и умения в жизни?






Показывает таблицу на доске, объясняет правила выполнения задания, при необходимости помогает.








Задаёт вопросы.






В группе устанавливают соответствие, прикрепляют в таблицу на доске.









Делают выводы, говорят о своём отношении к изученному материалу.
Личностные: смыслообразование, умение уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Регулятивные УУД:
Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы
Коммуникативные УУД: умение работать в группе.
Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.
Межпредметные воспитательные УУД: повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметных связей усиливает его воспитывающие функции на формирование мировоззрения как интегрального личностного образования


Устная оценка учителя

8. Домашнее задание
§ 3, читать, стр. 22 рубрика Задания № 2,4,6,9, доделать задания в рабочей тетради
Устно объясняет домашнее задание
Записывают задание в дневник




15