Интегрированный урок. Математика + география, 5 класс. Тема: «Методы изучения природы c помощью десятичных дробей»


Интегрированный урок Математика + география, 5 класс

Тема: «Методы изучения природы c помощью десятичных дробей»

Цель урока: обобщить и повторить знания и представления пятиклассников по темам: «Вода на планете Земля», «Методы изучения природы» и «Десятичные дроби». Показать взаимосвязь двух отдельных наук: математики и географии.
Задачи урока:
Определить уровень знаний учащихся:
основных терминов, понятий и определений;
методов изучения природы;
водных объектов суши и Мирового океана;
истории великих открытий;
правил работы с десятичными дробями.
Определить уровень умений и навыков учащихся:
показывать на карте полушарий географические объекты;
применять на практике метод наблюдения;
читать и сравнивать десятичные дроби;
выполнять арифметические действия с десятичными дробями;
находить дробь от числа.
Определить уровень понимания учащимися значения методов изучения природы и тесную их связь с математикой.
Оборудование: Физическая карта полушарий, листы с заданиями.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: интегрированный урок географии и математики.
План урока:
1. Организация начала урока.
2. Объявление темы урока, его типа и поставленной цели.
3. Ход урока:
Методы изучения природы.
Задача на определение площади суши и площади воды на Земле.
Воды пресные и океанические.
Задача на сравнение объемов океанических вод и вод суши.
Океаны: название и размер.
Задача на сравнение площадей океанов.

Ход урока

Учитель.
Ребята! Часто вы задаете вопрос: а зачем нужно учиться делить и умножать, округлять, решать задачи, уметь работать с дробями? Сегодня на уроке мы покажем, что знать математику нужно не только для того, чтобы правильно производить расчеты в повседневной жизни. Математика наука, которая тесно связана с другими науками. В частности, с географией: при изучении нашей планеты возникает много вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математики. Сегодня необычный урок урок математики и географии.

Учитель.
Мы с вами уже знаем, как люди изучали и исследовали Землю.
Как называются науки, изучающие природу?
И какие именно науки к ним относятся?
Уже упомянутая география входит в их состав. И она, как и все естественные науки, для изучения природы использует различные методы.
Какие методы изучения природы существуют?

Виды методов


Наблюдение

Эксперимент

Измерение



Как вы думаете, какой из этих методов наиболее тесно связан с математикой?
А что мы, изучая природу, измеряем?
Какие приборы нам необходимы для измерений?
Теперь на практике применим один из методов изучения природы наблюдение. Посмотрите на карту полушарий. На ней коричневым и зеленым цветом показана суша, а синим вода.



Скажите, чем больше занята земная поверхность: сушей или водой, что больше площадь суши или площадь водной поверхности?

Учитель.
Метод наблюдения позволяет сделать вывод: площадь водной поверхности больше, чем площадь суши. Давайте подтвердим наблюдение математическими расчетами.

Задача 1. Известно, что площадь земной поверхности приблизительно равна 510 млн км2. Найдите площадь суши и площадь воды, если вода занимает 13 EMBED Equation.3 1415 земной поверхности.
Вопросы по ходу решения задачи:
1. Есть необходимость искать площадь суши отдельно, или эта величина уже найдена?
2. Укажите другой способ нахождения площади суши.
Получили ли мы подтверждение результатов, полученных методом наблюдения, о преимуществе водной поверхности на земной поверхности?

Учитель.
Ребята, назовите известные вам водные объекты. Скажите, по какому признаку их разделяют на две группы?



Коротко запишем сказанное в виде схемы:
Водные объекты


Океанические воды (соленые)
Воды суши (пресные)

океаны
реки

моря
озера

заливы и др.
болота


ледники и пр.

Каких вод на земной поверхности больше: океанических или вод суши?
И опять же, это наблюдение нам поможет подтвердить математика.

Учитель.
В наше время актуальна проблема ограниченных ресурсов пресной воды. Вода источник жизни. Учеными давно измерен объем пресных и соленых вод. Давайте выясним, во сколько раз вод океанических больше, чем вод суши.

Задача 2. Известно, что общий объем океанических вод равен 1340,7 млн км3, а объем вод суши 35,8 млн км3. Каких вод на земной поверхности больше? Во сколько раз? (Полученный результат округлите до сотых.)
Вопросы по ходу решения задачи.
1. Сформулируйте правило сравнения десятичных дробей.
2. Сформулируйте правило деления десятичных дробей.
3. До каких разрядов достаточно производить деление? Почему недостаточно деление до сотых?
Ребята, мы опять увидели, что математика подтверждает результаты ваших наблюдений.

Учитель.
Как нам уже известно, Мировой океан не един.
Перечислите, пожалуйста, на какие океаны он делится.
Какой из океанов самый большой?
А какой самый маленький?
По карте полушарий вам пока трудно определить, какой из океанов по своему размеру занимает третье место, а какой четвертое. В этом нам опять поможет математика.

Учитель.
Для того, чтобы подтвердить ваши наблюдения о размерах океанов, обратимся к задаче

Задача 3. По данным таблицы расположите названия океанов в порядке убывания занимаемой ими площади. Переведите площади океанов в квадратные километры. Во сколько раз площадь Тихого океана больше площади Северного Ледовитого океана? (Ответ округлите до десятых.)

Название океанов
Площадь
(млн км2)
Площадь
(км2)

Атлантический
91,56


Тихий
178,64


Индийский
76, 17


Северный Ледовитый
14,75



Указание. Учащиеся заполняют колонку «Площадь» прямо в таблице.
Вопросы по ходу решения задачи.
1. Что означает запись «млн км2»? Почему используют такую запись? Как перейти от этой записи единиц площади к квадратным километрам?
2. Сформулируйте правило умножения десятичной дроби на 10, 100, 1000, 10 000...
3. Как правильно прочитать получившиеся числа?
Итак, выпишем названия океанов в порядке убывания их площади: Тихий океан; Атлантический океан; Индийский океан; Северный Ледовитый океан.

Учитель.
Чтобы собрать точные сведения о размерах океанов и других водных объектах, путешественники прошлого совершили множество плаваний, в ходе которых ими были проведены точные измерения.
Без какой науки невозможно провести точные измерения?
Какой путешественник в прошлом совершил самую большую географическую ошибку? Почему?
Какие данные о суше и воде сегодня на уроке мы подтвердили благодаря математике?
Думаем, проведенная работа на уроке вам позволила увидеть взаимосвязь географии и математики.

Учитель.
Сегодня на уроке мы убедились, что каждая цифра, каждый пример и каждая задача, решенные вами, не выдуманы, а возникли из потребностей человечества в разные периоды. В дальнейшем нам придется решать много задач, связанных не только с географией, но и с физикой, химией, биологией.