Методический материал на тему Игровые технологии


ИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в начальной школе
 Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Имитационные способности ребенка, природная любознательность и потребность в познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок, а также языкового барьера способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебном предметом «иностранный язык» .
Реализация задач требует от учителя знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, чтобы методически правильно и грамотно организовать учебно-воспитательный процесс на данном этапе обучения.
От учителя требуется хорошее знание возрастных особенностей второклассников, без учета которых вряд ли можно рассчитывать на успех в работе. В частности, необходимо помнить о том, что в их жизненном опыте игровая деятельность все еще занимает значительное место и что это должно находить отражение и на уроках и. языка. Важно также иметь в виду, что у семилеток недостаточно развито произвольное внимание и логическая память, поэтому следует больше опираться на непроизвольное внимание и эмоционально-образную память, включая подлежащей запоминанию языковой материал в рифмовки, считалки, песенки, широко используя иллюстративную изобразительную наглядность, а также движение и музыку. Отмеченные выше тенденции в развитии младших школьников требуют от учителя внимательного, бережного отношения к каждому ребенку, стимулирования его игровой и учебной деятельности. Важно создавать благожелательную, оптимистическую атмосферу на уроках, не допускать излишнего утомления детей. Этому может способствовать чередование форм активности школьников( умственная, физическая) , смена видов деятельности, в частности, широкое использование игры.
  Обучение детей иностранному языку во 2-4 классе – это первый этап в цепи непрерывного обучения, которое создает базу для целенаправленного оформления иноязычных речевых механизмов при продолжении обучения. В начальной школе ученики хотят скорее научиться читать и писать, говорить и понимать чужую речь.
   Задача учителя состоит в том, чтобы не обмануть ожидания учащихся, максимально облегчить им процесс овладения иностранным языком, сделать его доступным, интересным и радостным. Необходимо соединить цели обучения с тем миром, в котором живет 7- летний ребенок. Это мир сказок, увлекательных историй и песен, в котором царствуют живой неподдельный интерес, любознательность и желание поиграть со своими сверстниками. Учащиеся в начальной школе более свободны и раскованы по сравнению с подростками, однако менее терпеливы и не склонны задерживаться на трудном, что-то долго обдумывать.
   Быстрое чередование различных видов деятельности использование игр, движений, музыки, наглядности облегчает обучение иностранному языку, делает его ближе и доступнее детям. Игра всегда увлекает детей. Она придает заряд энергии, мобилизует мыслительную активность. Именно поэтому использование игровых технологий позволяет легко включать младших школьников в процесс обучения и поддерживать их интерес на протяжении всего урока. Игровые моменты на уроке помогают детям преодолевать трудности, возникающие при изучении иностранного языка. Отметим, что включение в урок игровых технологий подразумевает использование различных видов игр: дидактических, подвижных, ролевых, игр – драматизаций, развивающих игр.
   Особенность дидактических игр состоит в том, что усвоение детьми языкового материала осуществляется в практической деятельности, при этом внимание и запоминание непроизвольны. Дидактические игры развивают сосредоточенность, повышают умственную активность учащихся. Учитывая, что на уроках иностранного языка в начальной школе преобладают устные формы работы, так как требуется обучать всем видам речевой деятельности, учитель может представлять новый материал в сказочной форме. Небольшая сказка – это одна из разновидностей дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса школьников и коммуникативной компетентности.
   С распространением информационных технологий и оснащением кабинетов иностранного языка компьютерной техникой, стало возможно дополнительно иллюстрировать сказки презентациями, включать учащихся в процесс путешествия со сказочными героями с помощью интерактивной доски.
   Примером такой сказки может служить история про маленького кролика и его друга. Жил был на свете a Rabbit (один Кролик). Хотя он хорошо знал, как нужно знакомиться (а все воспитанные кролики при этом говорят: «Hello! I am a Rabbit. My name is Robin»), у него был только один настоящий друг – Головастик. Как им было приятно повстречаться утром and (и) сказать друг другу: «Good morning! I am glad to see you!». И вот однажды прискакал the Rabbit (знакомый нам Кролик) на пруд, hop – hop, jump – jump. А головастика нигде нет. «Может, он решил подольше sleep(поспать)?» – подумал the Rabbit and заглянул под лист кувшинки, где обычно отдыхал Головастик. Там было пусто. Только намного дальше сидела a Frog (лягушка). «Hello! Frog! I am a Rabbit. My name is Robin. Excuse me, please (извини, пожалуйста), не видела ли ты my friend (моего друга) Головастика?» – спросил the Rabbit. And the Frog в ответ только: «Хи-хи-хи, хе-хе-хе». «Не смейся. I am sorry. My friend пропал», – обиделся the Rabbit. «I am your friend (Я твой друг)», – сказала the Frog (лягушка).
   Другим примером дидактической игры может быть «Незнайка», которая преследует цель натренировать учащихся в самостоятельном употреблении ответных реплик (согласия, несогласия). Роль «Незнайки» играет учитель, а потом более сильный ученик. На столе разложены игрушки или картинки. Учитель называет животных. Дети должны исправить учителя, если он допустил ошибку. Т: Ребята, к нам в гости пришел Незнайка. Он тоже изучает английский язык, но часто путает название животных. Давайте поможем ему запомнить все правильно. T: This is a wolf. P1: No, it isn’t. It’s a fox. T: This is a parrot. P2: No, it isn’t. It’s a hare. Ролевые игры, предусматривают разыгрывание какого-то короткого сюжета, сценария, сценки на иностранном языке.Этот вид игр является наиболее привлекательным для детей, так как они могут проявить здесь свою фантазию. Важно использовать в таких играх сказочные персонажи, картинки и т.д. В игре «Угадай животное» один из учеников изображает животное (лев, тигр, медведь, кролик, лиса), для этого он совершает действия, характерные для этого животного, например, подпрыгивает. Другие ученики стараются угадать, какое животное изображает школьник. Например, Are you a frog? – No, I’m not. Угадавший становится ведущим.
Не менее важны на уроках в начальной школе подвижные игры, которые позволяют снять усталость. Эти игры занимают особое место. Сочетание движений, аудирования и говорения дает ощутимый результат в усвоении языкового материала. В качестве подвижной игры можно предложить учащимся игру «Кто ты?», цель которой натренировать учащихся в употреблении в речи структур типа «Are you Merry?» и закрепить правило употребления собственных имен без неопределенного артикля. В игре принимают участие вся группа. Водящий постоянно спрашивает: «Where are you?» Все вразнобой, иногда меняя голоса, кричат: «I am here». Как только водящий поймает «жертву», он спрашивает: P1: Are you Sasha? P2: Yes, I am. Саша стал водить.
   В процессе такой игры дети хорошо понимают, что перед именами неопределенный артикль отсутствует. При умелом использовании игровых моментов на уроке можно достичь хороших результатов на раннем этапе обучения языку.
В заключение отметим, что время ставит перед учителем иностранного языка задачи, требующие повышения эффективности обучения, а это связано с умением заинтересовать своим предметом, создавать на уроке атмосферу общения, помогающую раскрыть личный потенциал учащихся, создать благоприятные внешние и внутренние условия для преодоления возникающих трудностей.
 
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова, Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранный язык в школе. – № 3. 2. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст]. – М.: Просвещение
3. Стронин, М. Ф. Обучающие игры на уроке иностранного языка [Текст]. – М.: Просвещение

Конференция учителей иностранного языка
Выступление на тему:
«Применение игровых технологий
при обучении иностранному языку
в начальной школе»
Работу выполнила:
учитель английского языка
Кулангинской основной школы
Галеева Гульнара Агзамутдиновна