Урок по изучению биографии М.Ю.Лермонтова Страницы прошлого листая…

Страницы прошлого листая

Мне жизнь всё как-то коротка,
И всё боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!
М.Ю.Лермонтов.

Цели урока:
1. Обучения:
- продолжить формировать навыки исследовательской работы с литературными источниками, творчески подходить к их практической реализации;
учить выделять главное, анализировать;
обеспечить самореализацию и самоутверждение учащихся средствами уроков литературы;
2. Развития:
- развивать навыки публичного выступления перед аудиторией;
развивать умение выражать личностное отношение к поднятой проблеме;
3. Воспитания:
- воспитывать нравственно зрелых граждан, порядочных, уважающих жизнь и мнение других людей, умеющих ценить и уважать национальное достояние русского народа;
умение сострадать, сопереживать;
чувства долга и ответственности за каждый свой поступок перед обществом и своей совестью.






Ход урока.


Оргмомент.
Слово учителя.

Страницы прошлого Одной из таких ярких страниц стали жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова.С этим именем мы встречаемся не первый раз. Помните? «Скажи-ка, дядя..» («Бородино»)
«Я ждал. И вот в тени ночной.» («Мцыри»)
На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этого выдающегося поэта, говорили о его личности, о мотивах его творчества. Жизнь Лермонтова была коротка и трагична, но этот юноша-пророк, словно молния, прочертил литературный небосвод 19 века, и свет его идей, мощь его переживаний не затухают и в начале 21 века. Сегодня мы подводим некий итог, поэтому и урок у нас необычный. На данную тему урока натолкнула одна запись. «Лермонтов убит. Его постигла одна участь с Пушкиным. Невольно сжимается сердце и при новой утрате болезненно отзываются старые. Грибоедов, Марлинский, Пушкин, Лермонтов. Становится страшно за Россию.» Это слова из дневника известного общественного деятеля 19 века Ю.П.Самарина. Почему Самарину страшно за Россию? Как складывалась жизнь поэта в его последний год? Кто виновен в той злополучной дуэли? В течение двух месяцев вы создавали проект фильма о М.Ю.Лермонтове, в основу которого легли именно эти вопросы. Пришло время премьеры. Вам слово.

Корреспондент.

Эртильский филиал киноконцерна «Мосфильм» решил создать цикл документальных фильмов о трагической судьбе выдающихся личностей России 19 века. Сегодня мы представляем фильм первый «Судьба Лермонтова». Картина состоит из четырёх серий. Это сочетание документального кино и журналистского расследования. Итак, начинаем.

Серия 1 «Дуэль с де Барантом».

Выходят два мальчика. Голос за кадром:

16 февраля 1840 года, бал у графини Лаваль в её особняке на Английской набережной в Петербурге.

Барант: Правда ли, что в разговоре с известной особой, вы, господин Лермонтов, говорили на мой счёт невыгодные вещи?
Лермонтов: Я никому не говорил о Вас ничего предосудительного, господин де Барант.

Вставной кадр: (озвучивает голос за кадром)

Эрнест де Барант (1818-1859) – атташе французского посольства, сын французского посла Амабля Гийома Проспера де Баранта, барон.

Барант: Всё-таки если переданные мне сплетни верны, то Вы поступили весьма дурно.
Лермонтов: Выговоров и советов не принимаю и нахожу Ваше поведение весьма смешным и дерзким.
Барант: Если бы я был в своём отечестве, то знал бы, как кончить это дело.
Лермонтов: в России следуют правилам чести так же строго, как и Везде, и мы меньше других позволяем оскорблять себя безнаказанно.
Барант: Господин Лермонтов, наш спор может решить лишь дуэль.
Лермонтов: Всегда к Вашим услугам, господин Барант. Ваши условия?
Барант: Шпаги и пистолеты.
Лермонтов: Как Вам будет угодно.
(расходятся)

Голос за кадром:
Дуэль состоялась 18 февраля за Чёрною речкою, на Прогоркловской дороге. Секундантом со стороны Лермонтова был Столыпин (Монго), со стороны Баранта – приехавший недавно в Петербург с учёной экспедицией виконт Рауль д Англес.

Вставной кадр:

Столыпин Алексей Аркадьевич (Монго) (1816-1858) – двоюродный дядя и друг Лермонтова, сын Аркадия Алексеевича и Веры Николаевны Столыпиных. В 1835 году был выпущен из Школы юнкеров в лейб-гвардейский Гусарский полк. В ноябре 1839 года вышел в отставку. В 1840 году вынужден вернуться на военную службу. Участвовал в обороне Севастополя. Умер во Флоренции.

Корреспондент: (попутное немое инсценирование)

Дуэль происходила на шпагах. После первого выпада у шпаги Лермонтова переломился конец, и де Барант успел слегка задеть противника. Наступила очередь пистолетов. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов демонстративно выстрелил в сторону. Дуэль окончилась бескровно, участники её разъехались. 11 марта Лермонтов был арестован и предан военному суду за «недонесение о дуэли». Барант не был привлечён к суду. Узнав об ответах Лермонтова следователю, он обиделся и стал отрицать, что Лермонтов стрелял в сторону. 22 марта арестованный Лермонтов пригласил своего недавнего противника к себе на Арсенальную гауптвахту для объяснений.

Лермонтов: Правда ли, господин Барант, что Вы недовольны моими показаниями?
Барант: Точно так, господин Лермонтов. Я не знаю, почему Вы говорите, что стреляли не целясь, как говорят, на воздух.
Лермонтов: Я говорю так по двум причинам. Во-первых, потому, что я не вижу нужды скрывать вещь, которая не должна быть Вам неприятна, а мне может служить в пользу. Если Вы, господин Барант, недовольны моим объяснением, то когда я буду освобождён, а Вы возвратитесь, я буду готов вторично с Вами стреляться, если пожелаете.
Барант: Я вторично драться не желаю, ибо совершенно удовлетворён Вашим объяснением. Честь имею.
Лермонтов: Честь имею.

Корреспондент:
Михаил Лермонтов и Эрнест де Барант познакомились на балу во французском посольстве в январе 40-го года. Причины дуэли, которая состоялась через месяц, были не совсем ясны. Современники полагали, что ссора произошла из-за княгини Щербатовой, которой они оба были увлечены или из-за стихотворения 1837 года «Смерть поэта», в котором Баранты – отец и сын – заподозрили поношение всей французской нации. Многие обвиняли Барантов и стали на защиту Лермонтова. Но не желая ссориться с русским обществом, де Барант-старший склонялся к тому, чтобы принять участие в хлопотах о прощении Лермонтова. Генерал-адъютант граф Бенкендорф успокаивал Барантов.

Вставной кадр:

Александр Христофорович Бенкендорф (1781 или 1783-1844) – граф, шеф корпуса жандармов и начальник 111 отделения, генерал-адъютант.

Корреспондент:
Бенкендорф говорил Барантам, что Лермонтов полностью уличён за эту «тяжёлую вину по заслугам», продолжая чернить поэта. Бенкендорф уговаривал де Баранта требовать письменного отказа от показаний. Таким образом, главным врагом Лермонтова был гонитель Пушкина граф Бенкендорф. Николай 1 явно не был на стороне Лермонтова, но он не считал возможным настаивать на извинительном письме к Эрнесту де Баранту. Своё истинное отношение к Лермонтову выразил через два месяца, когда поэт отправлялся в ссылку на Кавказ. С циничной жестокостью писал он своей жене: «Счастливого пути господину Лермонтову, пусть прочистит себе мозги».


Серия 2 «Лермонтов и двор»
Корреспондент:
14 января 1841 года Лермонтов получил отпускной билет и выехал из Ставрополя в Петербург. Он прибыл в Петербург 8 февраля, а на следующий день появился на балу у Воронцовой-Дашковой.

Вставной кадр:

Александра Кирилловна Воронцова-Дашкова (урождённая Нарышкина) (1818-1856) – графиня, знакомая Лермонтова. Ей посвящено стихотворение «К портрету» («Как мальчик кудрявый, резва»)

Корреспондент:
Здесь присутствовали члены императорской фамилии. Михаил Юрьевич, конечно, был зван не на парадный обед, куда ждали наследника и Михаила Павловича, а на вечер. Лермонтов сознательно пошёл на нарушение светского этикета – считалось дерзким появление ссыльного офицера в том обществе, где находились «высочайшие» гости. В продолжение всего вечера за ним многие наблюдали. Его обуяла какая-то лихорадочная весёлость. Ясно, что сам Николай настиг Лермонтова своим «орлиным взором» и сделал замечание Михаилу Павловичу (хозяину дома). Воронцова-Дашкова вынуждена была вывести поэта из зала через внутренние комнаты. С трудом удалось ей отвести от Лермонтова крупные неприятности – немедленную высылку из Петербурга до окончания отпуска. Когда в скором времени до императора дошли наградные списки кавказских офицеров за летнее сражение при Валерике, царь собственноручно вычеркнул имя Лермонтова. М. Ю. Лермонтов не мог не знать, кто лишил его награды, сообщая об этом в письме другу Бибикову, употребил безличную форму: «Кабы знал, где упасть, соломки бы подослал. Из Валериковского представления меня здесь вычеркнули на балу». Лермонтов имел в виду Николая 1, которого нельзя было называть в письме. Именно в эту поездку в Петербург Михаил Юрьевич сделал попытку выйти в отставку – не удалось. А когда пришёл к концу отпуск, он стал хлопотать о его продлении – это отчасти удалось, благодаря хлопотам бабушки. 16 апреля, в день бракосочетания наследника, ожидались большие «милости». Зная это, Василий Андреевич Жуковский не раз обращался с просьбами о прощении Лермонтова. 24 марта Жуковский передал императрице письмо бабушки Лермонтова. Ответ неизвестен, но, как мы знаем, 31 марта поэт не уехал и, судя по всему, был уверен, что попадёт под амнистию. Но 13 апреля Лермонтов получил предписание в течение двух суток покинуть Петербург. Лермонтов уехал 14 апреля, а 17 была объявлена амнистия, но фамилии поэта там не оказалось. Нового обвинения Лермонтову не было предъявлено, зато царский гнев обрушился не только на ненавистного ему поэта, но и на тех, кто осмеливался ему покровительствовать. Во всех наградах, к которым Лермонтов был представлен на Кавказе, ему было отказано императором.


Серия 3 «Роковая дуэль».

Корреспондент:

22 апреля Лермонтов выехал из Москвы и в Туле соединился со Столыпиным (Монго), который выехал на день раньше, тоже на Кавказ. В Петербурге в это время вышел 4-ый номер «Отечественных записок», в котором было напечатано стихотворение Лермонтова «Родина». В этом же номере в заметке от редакции говорилось о Лермонтове: «Замышлено им много, и всё замышленное превосходно. Русской литературе готовятся от него драгоценнейшие подарки».
Лермонтов и Столыпин заехали по дороге к своему боевому товарищу М.П.Глебову, в имение Мишково под Орлом.

Вставной кадр:

Михаил Павлович Глебов (1819-1847) – друг Лермонтова. Участвовал в сражении при реке Валерик 11 июля 1840 года и был тяжело ранен.

Корреспондент:
В конце мая они приехали в Пятигорск и наняли домик в четыре комнаты – одноэтажный деревянный особняк, обмазанный глиной и побелённый, с тростниковой крышей и низкими потолками. Окно кабинета Лермонтова, который был для него и спальней, выходило в сад. Здесь он писал, по словам современника, «при открытом окне, под которым стояло черешневое дерево, сплошь осыпанное в тот год черешнями, так что, работая, он машинально протягивал руки, срывал черешни и лакомился ими». Лермонтов отправил командиру Тенгинского полка рапорт о том, что он заболел лихорадкой и что им получено от коменданта Пятигорска разрешение остаться здесь до излечения. В медицинском свидетельстве, выданном Лермонтову пятигорским врачом Барклаем де Толли, говорится, что он, Лермонтов, «одержим золотухою и цинготным худосочием, сопровождаемым припухлостью и болью дёсен, так же с изъязвлением языка и ломотою ног, от каких болезней господин Лермонтов, приступив к лечению минеральными водами, принял более двадцати горячих серных ванн, но для облегчения страданий необходимо поручику Лермонтову продолжать пользование минеральными водами в течение целого лета 1841 года». Поэт живёт в Пятигорске открыто, в постоянном общении с друзьями и знакомыми. Роковые события развернулись 13 июля вечером в доме Верзилиных, где часто собиралась молодёжь. Князь С.В.Трубецкой играл на фортепьяно.


Вставной кадр:

Сергей Васильевич Трубецкой (1815-1859) – князь, офицер лейб-гвардейского Кавалергардского полка. Был в длительной опале у Николая 1.

Среди прочих в комнате был Л.С.Пушкин, брат поэта. Лермонтов сидел подле одной из дочерей хозяйки дома. В комнату вошёл Мартынов, молодой офицер.

Вставной кадр:

Николай Соломонович Мартынов (1815-1875) – сын пензенского помещика. Вместе с Лермонтовым учился в Школе юнкеров. В феврале 1841 года вышел в отставку.
Корреспондент:
Офицер был надменен и красив, осанка его была горделивая, видно было, что он внутренне любуется собой. Это был давний, ещё с юнкерской школы, товарищ Лермонтова. Лермонтов, не терпевший ни малейшей фальши ни в чём, неизбежно при каждой встрече подтрунивал над Мартышем, как он его звал, высмеивал его позёрство, любование собой. И вот, Мартынов вошёл в гостиную Верзилиных.


Лермонтов: Мадемуазель Эмилия, берегитесь – приближается свирепый горец.

Мартынов: Господин Лермонтов, я много раз просил вас воздержаться от шуток на мой счёт, по крайней мере – в присутствии женщин.

Лермонтов: Полноте, вы действительно сердитесь на меня? Не желаете ли вызвать меня?

Мартынов: Да, я вас вызываю.

Эмилия: Мишель, язык мой – враг мой?

Лермонтов: Полноте, завтра же будем добрыми друзьями.

Корреспондент:
Когда вечер закончился и гости разошлись, Мартынов, уже на улице, подошёл к Лермонтову.

Мартынов: Лермонтов, я тобой обижен, моё терпение лопнуло: мы будем завтра стреляться; ты должен удовлетворить мою обиду.

Лермонтов: Ты вызываешь меня на дуэль? Я стрелять не хочу! Ты знаешь, что я стреляю хорошо, такое ничтожное расстояние не позволит мне дать промах

Мартынов: Ты не думай, что это была шутка с моей стороны.

Лермонтов: Как знаешь.

Корреспондент:
Дуэль была назначена на 15 июля. Из Шотландки до места дуэли Лермонтов ехал с Глебовым. Как пишет биограф, «Лермонтов был в хорошем расположении духа. Никаких предсмертных разговоров, никаких посмертных распоряжений от него Глебов не слышал. Он ехал как будто на званый пир какой-нибудь. Всё, что он высказал во время переезда, это сожаление, что он не мог получить увольнение от службы в Петербурге и что ему в военной службе едва ли удастся осуществить задуманный труд. «Я выработал уже план, -говорил он Глебову,- двух романов: одного из времён смертельного боя двух великих наций, с завязкою в Петербурге, действиями в сердце России и под Парижем и развязкой в Вене, и другого – из кавказской жизни, с Тифлисом при Ермолове, персидской войной и катастрофой, среди которой погиб Грибоедов в Тегеране, и вот придётся сидеть у моря и ждать погоды, когда можно будет приняться за кладу их фундамента. Недели через две уже нужно будет отправиться в отряд, к осени пойдём в экспедицию, а из экспедиции когда вернёмся!». В тот же день между шестью и семью часами вечера у подножия Машука, возле Перкальской скалы, во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым при секундантах М.П.Глебове и А.И.Васильчикове.

Вставной кадр:

Александр Илларионович Васильчиков (1818-1881) – князь, мемуарист.

Корреспондент:
Дуэль стала роковой для поэта. Лермонтов был убит.
Беспрерывные молнии распарывали небо. Мартынов кинулся было к Лермонтову-убитому с запоздалыми словами: «Прости, Миша», но Васильчиков увлёк его прочь. Они сели на своих коней и ускакали в Пятигорск за доктором, ибо не были уверены, что поэт погиб бесповоротно. Глебов остался с телом убитого друга под проливным дождём. Эмилия Верзилина, в доме которой произошла ссора поэта с Мартыновым, в своих воспоминаниях писала: «Первым стрелял Мартынов, а Лермонтов будто бы прежде сказал секунданту, что стрелять не будет, и был убит наповал, как рассказывал нам Глебов». Ещё Глебов поведал, какие мучительные часы провёл он, оставшись один в лесу, сидя на траве под проливным дождём. Голова убитого поэта покоилась у него на коленях, «темно, кони привязанные ржут, рвутся, бьют копытами о землю, молнии и гром беспрерывно». По словам Глебова, «необъяснимо страшно стало», и когда он хотел осторожно опустить голову поэта на шинель, «при этом движении Лермонтов судорожно зевнул», и Глебов остался недвижим.
Похороны состоялись 17 июля. Несмотря на старания друзей сделать их по обрядам церкви, над Лермонтовым не было совершено отпевания, не полагавшегося для убитых на дуэли. «Гроб несли товарищи, - вспоминал Э.А.Шан-Гирей, - народу было много, и все шли за гробом в каком-то благоговейном молчании. Это меня поражало, ведь не все же его знали и любили! Так было тихо, что только слышен был шорох сухой травы под ногами».

Серия 4 «Послесловие».

Корреспондент:
По факту дуэли, ставшей роковой для Лермонтова, была создана комиссия, которая начала расследовать данное дело немедленно. Был произведён медицинский осмотр тела убитого и отмечен странный характер ранения Лермонтого, что породило сразу несколько домыслов, но об этом чуть позже.
Вернёмся к расследованиям комиссии. Был проведён опрос находившихся под арестом секундантов и Мартынова. Несерьёзность причин трагического поединка побудили Пятигорский окружной суд продолжить расследование. Мартынов все вопросы об условиях дуэли отослал к своим секундантам. Тут вмешался в расследование официальный Петербург, так как была явная заинтересованность в благоприятном окончании дела фаворита царя, старого князя Васильчикова, сын которого оказался замешанным в дуэли, что предрешило исход расследования. Дело ушло по инстанциям, приговор всё смягчался. А вскоре из Петербурга последовала «царская милость»: Мартынова за дуэль посадить на три месяца на гауптвахту и предать церковному покаянию сроком на пять лет, а Васильчикова и Глебова «простить, первого во внимание к заслугам его отца, а второго по уважению полученной им в сражении тяжёлой раны». Следствие было прекращено.
Биографы Лермонтова вот уже более полутора сотен лет пытаются пролить свет на истинное положение вещей во время того рокового поединка.
Странным было то, что секундантом Лермонтова представился Васильчиков, с которым у поэта были очень натянутые отношения. Васильчиков же в своих показаниях и прочих публикациях обвинял во всём самого Лермонтова. Документы же и свидетельские показания говорят обратное. Секундантом Мартынова никто не соглашался быть, вызвался лишь Васильчиков, а во время следствия уговорил Глебова поменяться ролями. Секундантами Лермонтова должны были быть Столыпин (Монго) и Трубецкой, но их на месте дуэли не было. По одной версии, они опоздали из-за непогоды, по другой, узнали о факте дуэли лишь вечером.Мортынов тронул события, Глебов же написал записку Трубецкому, но она была получена слишком поздно.Вообще, по правилам дуэльного кодекса эта дуэль не должна была состояться по нескольким причинам
1)из-за несоотв.причины для дуэли и ее условий,
2)на месте дуэли не было врача,
3)следовало переждать бурю,
4)площадка для дуэли была выбрана наспех.
Интересны и другие факты. Многие очевидцы событий утверждают, что Лермонтов не раз говорил, что стрелять в Мартынова не будет и готов извиниться за свою шутку, но , судя по всему, Васильчиков этих слов не передал, а сделал все, чтобы эта дуэль состоялась. 30 лет молчания Васильчикова и Мартынова осложнили работу биографов поэта. Но вернемся к странному ранению Лермонтова. Гипотез было много. Объяснение нашлось в письмах Глебова, а затем подтвердились выступление Васильчикова. Лермонтов, как и предупреждал ранее, не стал стрелять в Мартынова, а поднял руку с пистолетом вверх, дуло было направлено кверху.Васильчиков признался, что если бы не поведение Мартынова, то он так никогда бы и не приоткрыл завесу этой тайны. Был выстрел или нет, теперь уже не узнать. Интересен и тот факт, что пистолеты с места дуэли из дела были изъяты, а потом возвращены, но уже не теТаким образом, дело о дуэли запутано. Свидетели или умолчали, или исказили факты. Но факт остается фактом. Тяготейшее преступление против русской культуры осталось практически безнаказанным. Николай 1, узнав о смерти поэта, сказал: « Туда ему и дорога,» - а затем простил остальных участников дуэли.

Корреспондент:
Так что же стало с Глебовым, Мартыновым, Васильчиковым?
М. Глебов вскоре после полного выздоровления попал в плен, а через некоторое время был выкран из него, но впоследствии погиб на Кавказе.
Мартынов с помощью родственников всячески пытался выгородить себя, придумывая всё новые причины дуэли, но время их отвергло.
После церковного покаяния, назначенного ему по суду (кстати, сокращённого царём до трёх лет), которое он с полным комфортом отбывал в Киеве, где среди развлечений успел жениться, поселился в Москве. Но к старости прослыл мистиком. По слухам, каждый год в роковой день 15 июня он уезжал в один из подмосковных монастырей и служил там панихиду по убиенном рабе божьем Михаиле. Он осознал свою роль подставного лица в той роковой дуэли и,говоря о причинах дуэли, ссылался на приятелей, которые раздули-таки ссору.
Несколько раз Мартынов брался за написание исповеди, но так и не смог этого сделать.
Александр Васильчиков прожил долгую жизнь, занимался земской деятельностью и сочинял трактаты, считал себя в оппозиции и тешил этим своё тщеславие. Был надменен, чопорен и холоден. Интересен и непонятен такой факт: из своего имения Ершово Васильчиков послал пожертвование в размере тысячи рублей на памятник поэту в Пятигорске. Что означал сей широкий жест при двуличном отношении Васильчикова к Лермонтову, трудно судить: то ли в нём заговорила совесть, то ли он пытался лишний раз показать себя другом поэта в глазах общественности.

Корреспондент: (под музыку)
Елизавета Алексеевна Арсеньева выхлопотала разрешение перевезти прах внука из Пятигорска в Тарханы. 12 апреля 1842 года бывший камердинер Лермонтова, Андрей Иванович Соколов (во время дуэли и похорон находившийся в Пятигорске), получил в Чембаре сопроводительные документы и выехал в Пятигорск ещё с двумя товарищами. 27 марта 1842 года они выехали из Пятигорска в Тарханы, они везли тело поэта, запаянное в свинцовый гроб. 21 апреля прибыли в Тарханы.
Тарханы представляют собой село Чембарского уезда Пензенской губернии, где прошли 12 лет жизни Лермонтова – почти половина его короткого пути. Ныне Тарханы переименованы в село Лермонтово. Тарханы были приобретены 13 ноября 1794 года за два десятилетия до рождения Лермонтова за 58.000 рублей у Нарышкина И.А. дедом и бабушкой поэта.
Именно здесь, в этом имении, 23 апреля 1842 года гроб с останками М.Ю.Лермонтова был установлен в фамильном склепе Арсеньевых.
До обидного мало прожил Лермонтов, даже по меркам 19 века – неполных 27 лет.

Слово учителя.

Спасибо! По-моему, получилось неплохо. Вы действительно создали проект документального фильма, в основе которого лежит журналистское расследование. Вы сумели сохранить чёткую хронологию событий, ввести элементы художественного кино. Мне кажется, что судьба этого замечательного поэта не оставила вас равнодушными.
Александр Иванович Герцен писал: «Ужасная чёрная судьба выпадает у нас на долю всякого, кто осмелится поднять голову выше уровня, начертанного императорским скипетром; поэт ли, гражданин, мыслитель – всех их неумолимый рок толкает в могилу». По мнению правящих кругов, Лермонтов был как бы лишним человеком. Наверное, неслучайно, что именно он продолжил развивать в своём романе «Герой нашего времени» такой художественный тип героя, как лишний человек. Это Печорин. Личность незаурядная, но не востребованная обществом. Понять мотивы поступков этого героя, а следовательно, и образ мыслей самого Лермонтова, нам поможет подробное, глубокое изучение романа «Герой нашего времени», которое мы начинаем со следующего урока. Отсюда вытекает и ваше домашнее задание.

Подведение итогов.
Домашнее задание: - прочитать 1 главу романа ;
сравнить характеры Печорина и Лермонтова;
исследуйте, какие мотивы лирики Лермонтова встречаются в романе.
15