Урок по географии в 8 классе по разделу «Внутренние воды России»


Урок по географии в 8 классе
по разделу «Внутренние воды России»
Автор: Бакаева Наталья Владимировна, учитель географии I категории МБОУ Весеннинской ООШ
Тема урока: «Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.»Задача урока: понять размещение, особенности, происхождение и значение озёр, болот, подземных вод, ледников, многолетней мерзлоты.Цели урока:
Знать: факторы, влияющие на распределение и образование различных видов внутренних вод.
Уметь: находить на карте и показывать изучаемые виды внутренних вод; определять происхождение озёр по форме озёрной котловины.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, физическая карта России, атласы по географии России для 8 класса, рабочие тетради на печатной основе (с контурными картами), выставка книг по теме.
Ход урока.
Деятельность учителя: Деятельность учащихся:
I. Актуализация знаний:
Мы с вами изучаем внутренние воды России. Назовите, какие существуют внутренние воды?
Какие из перечисленных внутренних вод уже изучили?
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Демонстрация сл.№1
Перед вами стоит задача:
Что необходимо знать и уметь, чтобы достичь поставленной задачи? Озёра, болота, подземные воды, реки, ледники, мерзлота – относятся к внутренним водамРеки уже изучили
Формулируют тему урока
Читают задачу урока.
Знать:
Уметь:
II. Работа по теме урока.
Озёра.
В нашей стране насчитывается около 3 миллионов озёр. Среди них и самые крупные озёра мира, и довольно небольшие по своим размерам. Дело в том , что размеры и форма озёра зависит от происхождения. Давайте ознакомимся с происхождением некоторых озёр.
Демонстрация слайдов №№ 3 – 10 Знакомятся с текстом слайдов №№3 – 10 , показывают предложенные озёра на карте, наносят их на контурные карты.
Жизнь озёр связана с климатом и рельефом.
Ознакомьтесь с заданием №1 на карточке и выполните его у доски.
Демонстрация сл.№11 Работают со слайдом №11
А как сами озёра влияют на рельеф и климат? Рассказывают о влиянии озёр на рельеф, на климат (заранее подгот. сообщение)
Следующий тип внутренних вод – болота. Что такое болото? Какие бывают болота?
Демонстрация сл.№12
Как вы думаете, где располагаются верховые болота, а где низинные?
Перед вами верховое или низинное болото? Зачитывают определение болота и какие бывают болота со слайда №12
Верховые болота располагаются преимущественно в зоне тундры, а также в лесной зоне, т.е. там, где избыточное увлажнение, а при недостаточном увлажнении, преобладают низинные.
Это верховое болото, т.к. в Западной Сибири К ˃ 1.
А каковы ещё, кроме увлажнения, причины образования болот?
Демонстрация сл.№13 Работают со слайдом №13
А у нас, на территории района какие имеются внутренние воды? Пруды (искусственные воды), реки, озёра, заболоченные участки и подземные воды.
Действительно, Тарасовский район богат подземными водами. Какими же бывают подземные воды?
Демонстрация сл.№14
Демонстрация сл.№№15 – 19 (Звучит песня «Живи, родник, живи»)
Как используют подземные воды?
Работают со слайдом №14
Демонстрация сл.№№15 – 19
Для питья, лечения, используют в сельском хозяйстве, медицине, промышленности, места туризма и т.д.
Следующий вид внутренних вод – ледники. Что такое ледники, какие они бывают и где находятся в России?
Демонстрация сл.№20
Жизнь ледника состоит из двух противоположных процессов: 1-й - накопление снега и образование льда(выше снеговой линии); 2-й – таяние льда (ниже снеговой линии)
Что называется снеговой линией в горах?
Работают со слайдом №20, отвечают на поставленные вопросы:
В России горные ледники находятся на Кавказе, на Алтае, а покровные на побережье и островах Северного Ледовитого океана.
Составляют схему «Жизнь ледника»
Снеговой линией в горах называется линия, выше которой снег не тает даже летом.
Последний вид внутренних вод, занимающий 60% территории страны – многолетняя мерзлота.
Что называется многолетней мерзлотой?
Демонстрация сл.№21
Как на карте определить, где находится многолетняя мерзлота?
Многолетняя мерзлота возникла во время четвертичного периода в тех районах, где климат был сухим и морозным, земля не была покрыта снегом и поэтому произошло промерзание грунта. В настоящее время толщина мёрзлых грунтов достигает местами более 1400 м.
Давайте выясним факторы образования многолетней мерзлоты.
Демонстрация сл.№22
На что будет оказывать влияние многолетняя мерзлота?
Демонстрация сл.№23
Работают со слайдом №21, отвечают на поставленные вопросы:
На почвенной карте указаны мерзлотные почвы, т.е. почвы в местах распространения мерзлоты.
Работают со слайдом №22
Работают со слайдом №23
Итак, сегодня на уроке вы получили большое количество информации о внутренних водах. Поэтому нужно проверить, как вы её усвоили.
Демонстрация сл.№24(Закрепление.)
Работают со слайдом №24 по вопросам закрепления.
Подведём итог урока.
Каковы были цели урока?
Достигли ли мы поставленной задачи?
Оценивание работы учащихся на уроке. Отвечают по целям и задаче урока.
Домашнее задание.
§ 13,
Подготовить сообщение о внутренних водах Ростовской области. Записывают задание в дневники.