Урок по географии для 6 класса на тему: «Реки — артерии Земли».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Николаевская средняя общеобразовательная школа
урок
по географии
на тему:
Реки - артерии Земли
6 класс

Учитель: Тимошенко Л.Н.
Николаевский – 2й
2014 год
Тема: Реки — артерии Земли. 6 класс.
Тип учебного занятия:. а) по дидактическим целям: урок усвоения новых знаний;
б) по характеру познавательной деятельности: исследование;
в) по организации познавательного процесса: групповая поисковая деятельность.
Цели:
Образовательные:
- учить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
- формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности;
- углублять и закреплять знания о реках Земли;
- задуматься о проблемах рек, высказать собственное мнение о путях их решения.
Воспитательные:
- Формировать у учащегося гуманные отношения на уроке к другим учащимся (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность); - формировать отношения учащегося к самому себе (гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность);
- формировать отношения учащегося к коллективу (чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам).
- формировать бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям;
- формировать отношение ученика к труду (ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность).
Развивающие:
учить выделять главное в тексте;
определять и объяснять понятия;
учить разрешать проблемы;
развивать интеллектуальные способности учащихся, навыки самообразования;
развивать интерес к географическим знаниям, а также к другим наукам;
развивать обще учебные умения и навыки;
развивать умения самостоятельно работать с атласом, картой, текстом, таблицами, неполным текстом;

Оборудование:
* физическая карта полушарий;
* высказывание;
* инструкции;
* иллюстрации рек;
* презентация к уроку;
* схема реки;
* памятка
* компьютер;
* проектор;
* экран;
* словарик.
I.Организационный момент.
На доске высказывание: “Текущая река – это сама жизнь”
П.П. Семенов-Тян-Шанский
Слайд №1:
Добрый день ребята и уважаемые гости. Меня зовут Тимошенко Лариса Николаевна.
Друзья мои! Я очень рада! Войти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда, Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, в классе каждый гений, Но без труда талант не впрок. Скрестите шпаги ваших мнений - Мы вместе сочиним урок.
Ребята, вы разделились на группы, выберите руководителя вашей исследовательской работы, докладчика, секретаря – того, кто будет вести записи в рабочем листе, наблюдателя объектов на физической карте.
II.Актуализация опорных знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме.
Учитель:
ПеРЕКАты, повороты.
Мели и водовороты.
Размывая берега,
Мчится быстрая…
(река)
Учитель: Попробуйте назвать то, о чём мы будем говорить на уроке. (Ответы детей).
- Да, Вы правы, тема нашего урока: «Реки — артерии Земли».

(музыкальное сопровождение на 2 – 3 слайд).
Слайд №2:
“Текущая река – это сама жизнь” - сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский.
Вода – это чудесный дар природы. Вода - это единственный естественный ресурс, который невозможно заменить никаким искусственным.
Ребята, что вы знаете о реках? Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (Ответы).
Слайд №3:
Сегодня на уроке мы узнаем: как устроены реки, откуда берётся вода в реках, вы сможете определить, как «работают» реки, объяснить, какова роль рек в нашей жизни.
Ребята, вспомните из курса 5 класса, к какой географической оболочке Земли относятся реки? (Ответ: Гидросфере). Что такое гидросфера? (Ответ: Гидросфера - это водная оболочка Земли). Напомните мне, какими условными знаками показаны реки? (Ответ: голубые линии).

Чтобы продолжить наше занятие вам необходимо изучить тексты, которые находятся на ваших столах. Прочитайте внимательно текст и ответьте на вопросы. Свои ответы запишите в таблицы.
III. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (работа в группах с источником информации и словарём).
(Дети работаю в группах).
- А теперь продолжим изучение нашей темы. Что же такое река и её притоки? О результатах своих исследование нам расскажет первая группа.
Слайд №4:
(Ответ: Река — естественный водный поток, текущий в выработанном русле.
Притоки — реки, впадающие в главную реку.
Учитель: Как называется площадь суши, с которой река собирает свои воды? (Ответ: Речной бассейн).Учитель: Что такое водоразделы? (Водоразделы — границы между реками)
Учитель: ребята, как реки показаны на карте? (Ответ: Реки на карте показаны извилистыми линиями — меандрами).Учитель: с заданием вы справились, и мы отправляемся к исследователям второй группы.
Что же такое исток и устье реки?
Слайд №5:
(Ответ: Исток — начало реки.
Слайд №6:
Устье — место впадения реки). (Задание для всех).
Нанесите на схему все перечисленные вами определения. (Работа со схемой реки).
Учитель: Ребята, соберите свои схемы и обменяйтесь для взаимной проверки. Если есть ошибки исправьте их, выставите оценку. (обмен полученной информации между группами).
Учитель: как определить левый и правый берег реки? (Ответ: если стать лицом к устью, а спиной к истоку, то справа — правый берег, слева — левый берег. Слайд №7: (схема реки)
Слайд №8:
Учитель: А теперь задание для всех, определите левый приток реки Дон. (Левый приток реки Дон – река Маныч).
Слайд №9:
Динамическая пауза.
Поработали на славу
Ну — ка, дружно станьте в ряд,
Физминутку выполнять.
У реки росла рябина (из положения упор присев постепенное выпрямление туловища, руки вперед вверх).А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).Там гуляла ры-би-на (приседы).Эта рыба – рыбий царь (прыжки).Называется – пескарь (ходьба на месте).
Слайд №10:
Учитель: (вопрос к группе №3) Ребята, откуда берётся вода в реках? Назовите источники питания рек.
(Ответ: а) снеговое и дождевое, имеют реки умеренного климата с холодными, снежными зимами;
б) ледниковое, которые берут начало в высоких покрытых льдом горах;
в) смешанное.
г) подземное (питаются реки пустынь и полупустынь).
Слайд №11
Учитель: Мы уже выяснили, что реки зависят от климата. Что ещё влияет на работу реки? Земная поверхность абсолютно ровная? (Ответ: нет). Значит, вода стекает под уклоном, вымывая углубление (Ответ: рельеф).

Слайд №12:
Ребята, если малый уклон русла, небольшая скорость течения, широкие поймы по характеру течения это будут какие реки? (Ответ: равнинные).

Слайд №13:
Если большой уклон и падение, большая скорость, глубокие и узкие долины, частые пороги и водопады. (Ответ: горные).
Определите характер течения реки:
Н.Гоголь «Чуден Днепр...»
Чуден Днепр при тихой погоде. Спокойно и плавно катит он чистые воды свои. (Ответ: равнинная река).
***
М.Лермонтов «Дары Терека»:
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят. (Ответ: горная река).

- А о чём говорит следующая часть этого стихотворения?
Но по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит. (Ответ: характер течения реки в нижнем течении изменился, река стала равнинной, впадает в Каспийское море — озеро).
Учитель: А теперь выслушаем исследователей 4 группы, которые нам расскажут о том, как «работают» реки и как образуются пороги и водопады.
Слайд №14:
(Ответ: Мягкие породы река размывает быстрее, а твёрдые породы образуют пороги.
Слайд №15:
Если твёрдые породы, которые выходят в виде высокого, крутого уступа, вода падает вниз, образуя водопад.
Учитель: для того, чтобы правильно планировать размещения населения и его хозяйственную деятельность, безопасно отдыхать на речных берегах, нам необходимо знать закономерности режима рек и строение речных долин.
- Но, вода не только наш друг и помощник, вода обладает и разрушительной силой. Ребята, определите какое явление природы, описал автор:
Кругом стоны, кругом крики, Только горя кругом лики; И за волною волну гонит, Всё безжалостно хоронит.
(цунами).

Слайд №16:
Какие ещё стихийные и опасные явления связанные с водой вы знаете? (ответ: наводнения, цунами, снегопады, сели, лавины, наледи, гололёд, оползни).
Слайд №17:
Информационная минутка.
(Сообщение о наводнении, читает один из учащихся).
«Наводнение в Краснодарском крае в 2012 году - стихийное бедствие, вызванное проливными дождями. В течение 6-7 июля 2012 года выпала более чем трёх-пятимесячная норма осадков. Число пострадавших — более 34 тысяч человек, погиб 171 человек. Специалисты присвоили данному наводнению статус выдающегося, в то время как за рубежом оно было классифицировано как «flash flood»»). - Ребята, напомните, как правильно мы должны вести себя при внезапном наводнении? (дети зачитывают инструкцию по группам).
Инструкция поведения при внезапных наводнениях.
1 группа
не терять самообладание, не поддаваться панике;
наметить конкретный план действий;
2 группа
действовать: быстро занять ближайшее возвышенное безопасное место;
быть готовым к эвакуации на воде, если нужно подавать сигналы бедствия
3 группа
Эвакуация — способ сохранения жизни людей.
- для этого используются все имеющиеся плавсредства — баржи, лодки, плоты;
4 группа
входить в лодку, катер следует по одному, ступая на середину настила;
во время движения запрещается меняться местами.
Взаимооценка работы в группе: Ребята, вы работали в группах. Как вы оцениваете работу своей группы?
IV. Освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
Слайд №18:
Обсудим проблему: Может ли планета Земля, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка чистой пресной воды? (Ответы детей).
Учитель: Не смотря на такое могущество рек, истощение водных ресурсов в результате потери их качества представляет большую угрозу.
- Какие меры нужно предпринимать по улучшению качества воды? Что мы должны сделать, чтобы сохранить реки нашей планеты? (Ответы детей).
V. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
Вывод:
Учитель: Ребята, какова роль рек в нашей жизни? (Ответы).
Слайд №19:
- Не случайно сказал Пётр Петрович Семенов-Тян-Шанский, что “Текущая река – это сама жизнь”
Слайд №20:
Неповторима красота каждой реки, большой и малой. Нет такой меры, чтобы измерить радость, приносимую общению с рекой.
Вот как вспомнил свою реку детства известный кинорежиссёр Александр Довженко:
(Читает учащийся).
«Река моя, жизнь моя, люблю я воду твою ласковую, животворящую и берега твои чистые, и всех людей, что трудятся на твоих берегах.
Кланяюсь тебе за ласку, за богатство, что дала ты моему сердцу. За то, что, глядя на тебя. Делаюсь я добрым, человечным и счастливым, что могу любить тебя всю жизнь. Река моя — душа моего народа».
Слайд №21:
Рефлексия:
А теперь продолжите высказывание:
- Я вспомнил о такой оболочке Земли, как ….
- Мне сегодня на уроке было интересно узнать …
- Какое задание было трудно выполнять? Почему?
- Я сегодня хорошо …
- Я это изучал для того, чтобы …
Слайд №22:
VI. Домашнее задание: Мне хочется, чтобы эта тема вам запомнилась, и я предлагаю вам выборочно выполнить дома творческую работу “Реки – чудесный дар природы”. Вы можете подобрать стихи или описания рек в литературных произведениях, сочинить сами стихи о реках, нарисовать рисунок, приготовить сообщение, придумать задания-загадки. В память о нашей плодотворной работе, я оставляю вам памятку и предлагаю отправить свои работы мне по электронной почте: timoschenko.lara2011@yandex.ru. Ваши работы будут размещены на моём сайте в социальной сети работников образования nsportal.ru, который я приглашаю Вас посетить и зарегистрироваться.
VII. Подведение итогов урока.
Слайд №23: (музыкальное сопровождение).
Удачного дня. Хорошего настроения!
Чтобы знали мы друг друга,
Есть прекрасная наука.
Географией зовётся,
Испокон веков она.
Полюби её, играя,
На вопросы отвечая.
И всё больше узнавая
От рассвета до темна.
Переход на первый слайд по гиперссылке (картинка).
Слайд №24: переход на 18 слайд по гиперссылке (грибок – мухомор, в правом нижнем углу).
Литература:
Учебник «География. Природа и люди» 6 класс. Под ре. А.И.Алексеева. Москва, «Просвещение», 2007 год.
Поурочные разработки по географии 6 класс. Н.А.Никитина. Москва, «Просвещение», 2007 год.
Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях 6 – 8 классы. С.Г.Зубанова, Ю.В.Щербакова, «Глобус», Москва – 2007 год.
Нетрадиционные уроки. Основы безопасности жизнедеятельности на уроках: географии, биологии, химии, экологии, обществознания. 6-11 классы. Е.Л.Гордияш, Волгоград, «Учитель», 2007 год.
Я иду на урок географии (http://geo.1september.ru/).
Самоанализ
Тема: Реки — артерии Земли.
Тип учебного занятия:
а) по дидактическим целям: урок усвоения новых знаний;
б) по характеру познавательной деятельности: исследование;
в) по организации познавательного процесса: групповая поисковая деятельность.
Данный урок занимает 4 место в теме «Гидросфера – водная оболочка Земли».
Урок связан с повторением знаний из предыдущих тем, изучаемых в 5 классе по предмету - природоведение. Знания, полученные при изучении данной темы, будут использоваться в последующих уроках, как при изучении третьей темы « Богатство внутренних вод России» в 8 классе, так и при изучении темы «Волга» в 9 классе.
Цели:
Образовательные:
- учить каждого ученика самостоятельно добывать знания;
- задуматься о проблемах рек, высказать собственное мнение о путях их решения.
Воспитательные:
- формировать у учащегося гуманные отношения на уроке к другим учащимся (товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность); - формировать бережное отношение к окружающему миру.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности учащихся, навыки самообразования (развитие умения самостоятельно работать с атласом, картой, текстом, таблицами, схемами);
- развивать интерес к географическим знаниям, а также к другим наукам;
- развивать обще учебные умения и навык.
Задачи:
Создать педагогические условия, при которых ученик сможет:
повторить и закрепить ранее усвоенные знания;
систематизировать и обобщить новые знания;
применить знания на практике для углубления и расширения ранее усвоенных знаний;
сформировать умения и навыки;
находить информацию и готовить сообщения.
Формы проведения:
занятие – исследование; групповая работа учащихся.
Урок построен на проблемно исследовательской технологии с использованием приёмов группового обучения и метода наглядного обучения – конструктора урока, с целью оптимизации учебного процесса. Творческое название темы, подборки визуального материала, как мультимедийного, так и наглядного позволяют включить в работу эмоциональные аспекты ребёнка при изучении данного материала. На данном уроке используется и материал регионального компонента, что позволяет сформировать у учащегося личностно – эмоциональную позицию. Поисково-исследовательская деятельность формирует у учащегося не только универсальные учебные действия, но и решает проблему учебного занятия, которая была запланирована на этапе по группам.
Целеполагание на уроке строилось через введение в тему урока и актуализацию опорных знаний. Обучающимся была предложена загадка, и выдвижение гипотезы, о чём мы узнаем на уроке.
Организационный момент с использованием стихотворения позволили создать у учащихся рабочее настроение, мобилизировать и включить учащихся в начало урока («исходная мотивация»).
При актуализации опорных знаний и умений использовались знания, полученные из курса 5 класса, которые позволили включить учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
Первичное восприятие и усвоение способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении (работа с текстом и словарём) позволили установить правильность и осознанность усвоения нового учебного материала.
Вторичное восприятие и усвоение способов деятельности с использованием схем реки взаимооценкой, позволили закрепить знания и способы действия.
За счёт правильно спланированного урока было рационально использовано время. Урок был спланирован со здоровьесберегающей географической разминкой, что явилось предупреждением перегрузок на уроке.
Закрепление изученного материала проходило в виде обмена информации между группами.
Использование на уроке рефлексии позволило учащимся осмыслить свои действия, а также выразить свою самооценку работе на уроке. Позволило освоить принципы саморегуляции и сотрудничества.
На данном уроке были использованы межпредметные связи с такими предметами, как: литература, музыка, ОБЖ, экология.
Контроль освоения знаний был проведён с помощью проверки заполнения таблиц и взаимопроверки групповых работ со схемами.
На протяжении всего урока была хорошая работоспособность учащихся. Психологическая атмосфера в классе поддерживалась за счёт субъект-субъектных отношений. Учитель является наставником и путеводителем в мир знаний.
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности были использованы следующие методы обучения:
- наглядные (демонстрация презентации, энциклопедии, литература, рисунки детей, плакаты);
- словесные (рассказ-вступление, рассказ – заключение, инструктаж);
- практические (практические задания).
По степени самостоятельности и творчества деятельности был использован частично – поисковый или эвристический метод обучения, заключающийся в организации активного поиска решения познавательных задач, под руководством учителя.
Для более широкого развития учебной мотивации было использовано развитие интереса к учению (литературные произведения отечественных писателей и поэтов такие, как: Н.Гоголь «Чуден Днепр...», М.Лермонтов «Дары Терека») и стимулирование ответственности (поощрения ученика). Для развития критического мышления использовались:
- стадия «вызова» - Что вы знаете или помните по данной теме?
- стадия «осмысления» - сравнение с тем, что на стадии «вызова» актуализируется (текст, пометки в таблицах, работа со схемами).- стадия «рефлексии» - вывод по изученному материалу.
Я считаю, что мне удалось реализовать все поставленные задачи.