Разработка урока по географии на тему Реки — артерии земли


Морозова Олимпия Владимировна

Морозова Олимпия Владимировна
Конспект урока по географии в 6 классе по теме : «Гидросфера. Воды суши. Реки»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1.Организационный
Приветствие учащихся
Приветствие учителя.

2.Проверка домашнего задания
10 мин.
Слайд 2-3
Проверочная работа по теме мировой океан и его части (тесты)
Учащиеся отвечают письменно на вопросы.
Обмениваются работами и проверяют (ответы на экране)

3. Объяснение новой темы
Слайд 4

























Слайд 5

































Слайд 6.









Слайд 7

















Слайд 8




















Слайд 9


















Слайд 10























Слайд 11














Слайд 12.














Слайд 13


Слайд14-
Слайд 15








Слайд16


Слайд17, 18, 19


Слайд 20

Слайд 21
Постановка темы и цели урока:
- Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
«Течет, течет –не вытечет;
Бежит, бежит- не выбежит» (река)
- вы уже догадались. Что тема урока: Реки – артерии Земли.
Цель: Сформировать представление о реке, ее частях;
Показать различие и сходные черты рек;
Научиться давать характеристику реки по карте

Нам сегодня предстоит ответить на вопросы, которые записаны у вас на рабочем листке.(листок с вопросами у детей на столах)

- На какие вопросы мы должны ответить?





Слово учителя:
Вот отсюда, именно отсюда, Из глубин лесного родника Выбегает голубое чудо- Русская великая река. Н. Палькин.
Многие художники и поэты посвятили рекам свои творения, они по- своему видели реку (слайд с пейзажами)
О, Волга!.. Колыбель моя,
Любил ли кто тебя, как я? ( Некрасов)

Но силой ветра от залива
Переграждённая Нева
Обратно шла, гневна, бурлива,
И затопляла острова».

- Что же такое река?

Реки покрывают земной шар, словно голубой паутиной. Вы не увидите их лишь в пустынях и на ледниках полярных областей. Хотя и в пустынях есть пересыхающие водотоки.
- Вспомните, как происходит круговорот в природе?
Действительно большую часть выпавших на сушу осадков множество водотоков несут обратно в Океан.

Земная поверхность не бывает абсолютно ровной Поэтому вода стекает под уклоном постепенно размывая для себя углубление- русло.

Самый мелкий водоток – ручей. Ручьи постепенно сливаются в малые реки, а те притоками впадают в большие, а затем и в главные реки.

ГЛАВНАЯ РЕКА с притоками образует речную систему.

Площадь суши , с которой река собирает воду, называется речным бассейном . ( речной бассейн это река со всеми притоками.) Работа с атласом : с помощью карты определите какая река имеет самый большой бассейн

Самый большой бассейн у Амазонки- 7,2 млн. км2


Границами речных бассейнов служат водоразделы- линии наивысших точек территории.

- Каждая река имеет своё строение Запишите в тетрадь заголовок «Строение реки» .
Река течет по уклону земной поверхности : её начало выше, чем окончание.
- Одна река вытекает из болота, другая река начинается из родника, третья зарождается на склонах гор, четвертая берёт начало из озера.
Начало реки это –её исток
- Например: истоком р. Волга является родник на Валдайской возвышенности, р. Ангара – озеро Байкал, р. Лена – Байкальский хребет, р. Обь – слияние двух рек Бия и Катунь, р. Нева – Ладожское озеро.

- Что называется истоком?

- Течет река сотни километров и где-то впадает или в море, или в озеро, или в другую реку. Место впадения реки в море, озеро, другую реку называется устьем реки.

- Устья рек имеют разную форму:
воронкообразную форму, расширяющуюся к морю
веерообразную форму: устье делится на несколько притоков, которые впадают в море.

Показ на карте. Устья рек: Лены – море Лаптевых, Оби – Обская губа, Волги – Каспийское море, Северной Двины – Белое море.

- Что называется устьем реки?

Мы уже знаем, что исток это место где берёт начало река. В районе истока даже крупные реки ещё не велики Это их верхнее течение. После того как река получает воду из своих притоков, она становится более полноводной это среднее течение

ВОПРОСЫ:
Перед устьем, в своем нижнем течении река наиболее многоводна
Что такое верхнее течение, среднее течение? Нижнее течение реки?


Исток расположен выше устья и течение воды в реке направлено от истока к устью. Если встать лицом к устью, а спиной к истоку то справа будет правый берег реки, а слева- левый.

Откуда берётся вода в реках? Для большинства рек главный источник питания – дождь или снег

Почти у всех рек есть подземное питание- в реки поступает подземная вода. Большинство рек имеет смешенное питание. Откуда и сколько воды получает река, зависит от климата той местности, где протекает река. Самые полноводные реки Амазонка и Конго они берут своё начало в районе экватора . Где выпадает очень много дождей.

Режим рек : каждый из нас знает что такое режим и тд. Реки тоже живут по своим правилам . В определенное время количество воды в реке увеличивается или уменьшается .Если наблюдать за рекой в течение года то можно определить последовательность изменений уровня воды –режим реки







По характеру течения реки у нас бывают горные и равнинные


Большая разница в высоте между устьем и истоком

Большая скорость течения

Узкая, глубокая долина




Как работают реки?

Описание реки по плану


Какова роль рек в нашей жизни

Закрепление кроссворд
Достигли ли мы поставленной в начале урок цели.

Предлагают ответы .Записывают тему урока в тетрадь
















(дети по очередно зачитывают вопросы: что называется рекой, что такое исток и устье реки, что называется руслом реки, речной системой, бассейном и водоразделом реки?).





















Ответы детей





Отвечают на поставленный вопрос




















Работают с атласом, отвечают на заданный вопрос (река Амазонка)











Записывают в тетрадь
















Записывают в тетрадь что такое исток
Ответ учащихся















Записывают тетрадь что такое устье. Отвечают на вопрос.


Зарисовывают схему в тетрадь.






Отвечают на вопросы















Предположительные ответы учащихся.

4.Домашнее задание
Стр 117-122 задание 1-10