Конспект открытого урока по русскому языку Слова-названия предметов, слова-названия действий


Тема: Слова-названия предметов, слова-названия действия.
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представлений о словах-предметах и словах-действиях, умений отличать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, составлять схемы предложений, состоящих из двух слов (слово-предмет и слово-действие), с их последующей записью.Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся определять слова-названия предметов, действий, различать слова, отвечающие на вопросы кто? что?, ставить вопросы кто? что? к словам-предметам и вопросы что делать? что сделать? к словам-действиям, составлять схематическое изображение слов-предметов и слов-действий.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий (УУД)): регулятивные-адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, одноклассниками; познавательные-умеют анализировать и соотносить различные языковые явления, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (словапредметы, слова-действия); коммуникативные-строят понятные высказывания, задают вопросы с целью уточнения информации.
Личностные: имеют представления о русском языке как средстве межнационального общения.
Образовательные ресурсы: карточки со словами, предложениями; схемы слов-предметов и слов-действий; презентация; изображение дерева с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент
Кто с работой дружен
Нам сегодня нужен?
Нужен!
Кто с улыбкой дружен
Нам сегодня нужен?
Нужен!
Таким ребятам хвала и честь
Такие ребята в классе есть?
Есть!
-Ребята, повернитесь друг к другу, пожмите руку и скажите: «Сам смогу и тебе помогу!»
2. Минутка чистописания
Пальчиковая гимнастика
Есть у нас большой рычаг-
Не работает никак.
Будем двигать вверх и вниз-
Ты давай скорей включись!
(Учащиеся берут большим и указательным пальцами правой руки большой палец левой руки и начинают сгибать и разгибать его в суставе. Затем они берут указательный палец левой руки и выполняют тоже упражнение. Это упражнение проделывают для всех пальцев.)
- Прочитайте буквы, записанные на доске. (А,б,в,г)
- Какую букву следует писать после букв г? (Д)
- Как вы догадались? (Буквы записаны по алфавиту)
- Что такое алфавит? (ряд букв, стоящих в определенной последовательности)
- Какая буква лишняя? Почему? (Буква А, так как обозначает гласный звук)
- Что общего у оставшихся букв? (Они обозначают согласный звук)
-Какие слоги можно составить из данных букв? (Ба, ва, га, да)
-Запишите эти слоги на строчке.
3. Мотивация. Целеполагание.
- Вспомните, куда отправились Миша и Маша? (В волшебный лес)
-А что там произошло? (Его захватила злая волшебница Анишит-Йокоп)
-Итак, волшебница Анишит-Йокоп так и не хочет. Чтобы в волшебном лесу был гомон и шум, и поэтому она заколдовала не только животных, но и деревья. Маша и Миша. Которые идут в лесную школу, не могут пройти мимо и не спасти дерева.
- Чтобы помочь ребятам спасти дерево, нам необходимо получить новые знания, выполняя задания, которые приготовили Анишит-Йокоп, Асырк и Торк.
-Посмотрите на дерево, которое заколдовала волшебница. На нем есть листочки? (Есть, но они не настоящие)
-На этих листочках задания, которые мы должны выполнить. Итак, начнем. (На дереве желтый и розовый прямоугольники)
-Что это за прямоугольники? (слова-предметы, слова-действия)
- Как вы как будет звучать тема нашего урока сегодня?
- Какие цели мы с вами поставим? Чему должны научиться?
4. Введение в главу 2.
-Давайте, возьмем на дереве второй листок и прочитаем задание. (Откройте учебник на стр.14 и прочитайте название главы).
-Итак, прочитайте название главы, которую мы начинаем изучать. («Миша и Маша знакомятся с миром словом»)
-Как обозначено начало урока? (Голубая вертикальная полоса с бабочкой)
- Почему бабочка одна? (Это первый урок по теме)
- Молодцы!
5. Изучение нового материала
-Снимите с дерева листок со следующим заданием.
-Рассмотрите картинки. Какие предметы вы видите? (гном, пила, топор, шапка, бревно, свитер)
- Ребята, картинки одинаковые? (Нет. На первой картинке гном пилит, а на второй рубит)
- Что называет первое слово? (Слово гном-живой предмет)
-А может ли слово-предмет называть неживой предмет? (да)
- То есть слово-предмет может обозначать живые и неживые предметы.
- А что же называет второе слово? (То, что делает гном: пилит, рубит)
- Это какое слово? (слово-действие)
-Молодцы! А как мы в русском языке можем обозначить слово-предмет, слово-действие?
-Вот это мы и должны с вами сегодня узнать.
Работа по учебнику
-Откройте учебник на стр. 14. Давайте прочитаем и узнает на какие вопросы отвечают слова-предметы и слова-действия и как их обозначают на письме. (
- Как вы думаете на вопрос кто? отвечают живые или неживые предметы?
-А на вопрос что?
Физкультминутка
Групповая работа
-Давайте посмотрим на следующее задание. Чтобы выполнить это задание мы должны разделиться на группы.
Задание: Разделите слова на 2 группы: медведь, проснется, вода, сорока, висит, летала, картина, кипит.
-Почему так разделили слова?
- Какие слова в первой группе? (слова-предметы)
- Какие слова во второй группе? (слова-действия)
6. Закрепление изученного материала
1.Работа по карточкам в парах
-Ребята, давайте выполним следующее задание, которое приготовили нам Асырк и Торк.
Задание: 1 ученик называет слова-предметы, 2 ученик называет слова-действия.
Пример текста: Идет сильный дождь. Коля делает уроки. Нина рисует куклу.
Маша чистит зубы. Доктор лечит больных. Шофер водит машину.
2.Работа по тетради
Упражнение 1, стр.6.
Рисунки 1-2 по вариантам; рисунки 3-4- с комментированием; рисунок 5- самостоятельно.
Упражнение 2, стр. 7 (Самостоятельное выполнение задания)
-Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделаю? (Топну, позову)
-Какие слова-действия отвечают на вопрос что сделают? (Влетят, позовут, завоют, застучат)
7. Итог урока. Рефлексия.
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Какие слова вы узнали?
-На какие вопросы отвечают слова-предметы?
-На какие вопросы отвечают слова-действия?
-Найдите в каждой строчке лишнее слово и назовите его.
Лента, песня, гудят, клюква.
Взял, труба, сидит, строит.
Морской, красный, быстрый, книга.
-Давайте прочитаем последнее послание Анишит-Йокоп. (Вы хорошо поработали, справились со всеми заданиями. С уважением, ваша Анишит-Йокоп)
-Выберите себе одно из утверждений:
Я понял (а)…
Я узнал (а)…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
-Спасибо за урок! Вы все молодцы!