Формирование понятий и научных терминов на уроках географии

Формирование понятий и научных терминов на уроках географии
Гусева С.Н.
Формирование понятий и научных терминов одна из актуальных проблем педагогического процесса. Использование разнообразных форм работы, учет индивидуальных особенностей учащихся, использование технологий личностно-ориентированного обучения, дают возможность более эффективно формировать понимание понятий и использование их в изложении материала научным языком.
Каждая наука отражает предмет своего исследования в терминах, без которых нельзя построить ни одной теории, объясняющей познавательную деятельность. Знание терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися стала уделять большее внимание на их формирование.
Известно, что термины в отличие от обычных слов лишены эмоциональной окраски, поэтому термины не будут яркими, впечатляющими или интересными в такой степени, чтобы могли запомниться произвольно. Услышав термин, ученик его воспринимает как иностранное слово. Механическое зазубривание редко приводит к хорошему результату. Одна из проблем которую необходимо преодолеть ученику – это запомнить термины, не вызывающие у него интереса. Кроме того, перед учеником стоит и другая проблема – как сознательно запомнить термины. Учитель должен помочь ученику решить эти проблемы. Поэтому возникает очень актуальная проблема и для учителя, как формировать понятия, какие использовать приемы и формы работы.
Термин – слово или словосочетание названия определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства.
Понятие – 1)иметь, получать понятие о чем-нибудь;
2)способ, уровень понимания чего-нибудь;
Понимание – важнейшая познавательная функция педагогического процесса. Понимание означает постижение истинного многозначного смысла географических понятий, что и определяет многообразие путей их формирования.
Теория развития понятий основывается на диалектике чувственного и рационального в процессе познания. Известно, что познавательный процесс структурно неоднороден. В качестве его основных составляющих выделяют чувственное (ощущение, восприятие, представление) и рациональное познание (понятие, ситуация, умозаключение) (Приложение 1). Единство чувственного и рационального в деятельности учащихся есть неотъемлемые и полноправные стороны процесса познания. Рассмотрим это на примере формирования понятия «Вулкан». Чувственное познание учитель формирует при помощи аудиовизуальных и наглядных средств обучения. Например:
Показ картины Брюллова «Последний день Помпей» и чтение текста описываемого извержения вулкана.
Опыт (показ извержения вулкана при помощи химических реактивов) сопровождающийся ярким рассказом учителя, объясняющим процесс опыта.
Показ видеофильма.
Рациональное познание формируется наглядными и вербально-информационными средствами обучения.
Разбор таблицы «Внутренне строение вулкана».
Запись термина в словаре с подчеркиванием главного и второстепенного в определении, сравнение определений данных в учебнике и в словаре.
Зарисовка внутреннего строения вулкана в тетради.
Чтение текста «Потухшие и действующие вулканы».
Нахождение вулканов на физической карте полушарий.
При выполнении домашнего задания, ответив на вопрос: «По каким признакам можно определить является ли находящаяся перед вами гора вулканом?»
Рассмотрим следующий пример формирования термина.
На доске фотографии озер, учитель читает отрывок из стихотворения про озеро Байкал, показывает его на карте, на фотографии, отрывок видеофильма с показом разных озер. Учитель называет тему урока и предлагает на основе выше увиденного, услышанного и личного опыта дать определение термина «Озеро» и выделить основные и второстепенные признаки понятия. Задача учителя обобщить все высказывания учащихся и подвести их к определению.
Озеро – скопление воды в природном углублении на суше – это определение, полученное учащимися.
Озером называют всякое большое по площади замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой – это определение данное в учебнике, выделяем главное и второстепенное в нем.
Озеро – водоем замедленного водосбора, размещенный в естественных понижениях земной поверхности – определение данное в словаре.


1.2. Моделирование понятий

Сложный процесс формирования географических понятий можно облегчить при помощи моделирования. Моделирование позволяет объединить принцип редукционизма и интеграции. Стремление к разложению сложного понятия на элементы – это реализация принципа редукционизма. Например, география –
наука
изучающая природу земной поверхности
население
и его хозяйственную деятельность
Стремление к объединению этих элементов, синтез – использование принципа интеграции География = наука + изучающая природу земной поверхности + население + его хозяйственную деятельность. Примером моделирования может быть игра «Сложи определение». Учащимся предлагается несколько определений терминов (3–4), которые они должны правильно быстро сложить.
В слабых классах и на первых уроках, если учащиеся не умеют рассуждать, выражать свои мысли им будет сложно дать самим определение термина, учителю придется задавать наводящие вопросы. В таком случае можно подготовить «шпаргалки». Возьмем термин план местности. Учитель на доске вывешивает варианты ответов с вопросом, которые помогут сформировать определение. Что такое? (рисунок, картина, фотография, чертеж). Что изображено? (город, лес, поверхность Земли, небольшой участок земли). Как изображено? (сверху, в уменьшенном виде, при помощи условных знаков). А также висят аэрофотоснимок, фотография, план местности одного и того же участка земной поверхности.
В моделировании в качестве инструмента отработки понятий широко применяются модели и их можно классифицировать. В основу классификации моделей формирования географических понятий может быть положен способ, отражающий степень абстрагирования в процессе познания.
Модель – образ. Этот образ создается средствами искусства, натуральными объектами. Создание образа, его усвоение и распознавание представляет собой единство чувственных и рациональных компонентов познавательного процесса.
Образно-знаковая модель. Образ создается картографическими произведениями. Дает возможность создать образ территории через знак. Однажды возникнув, образ характеризуется устойчивостью активно влияя на дальнейшее восприятие создавая фундамент пространственному типу мышления.
Рациональные модели. Образ создается вербально-информационными средствами. Выражены эти модели через научное определение понятия, формиров Актуальны в процессе становления географического стиля мышления.


1.3. Формирование понятий в школьном курсе географии

С точки зрения приемов формирования общие научные понятия можно подразделить на понятия одноэтапного развития и понятия многоэтапного раскрытия. Понятия одноэтапного развития вводятся сразу с полной характеристикой и упоминаются в последующих темах как уже известные учащимся и не нуждающиеся в дополнительных разъяснениях. Примерами подобного рода смогут служить понятия о демографической политике, о портово-промышленном комплексе в 10 классе, абсолютная и относительная высота, горизонталь в 6 классе.
К числу понятий многоэтапного раскрытия относится более сложные, комплексные понятия, формирование которых происходит постепенно. Как правило, они вводятся, а затем «обрастают» развивающими понятиями. Например, понятие об урбанизации в 10 классе. В теме «География населения мира» дается понятие урбанизация, ее основные черты, темпы, уровни, регулирование урбанизацией, ее влияние на окружающую среду. Далее в теме «Зарубежная Европа» вводится – субурбанизация, европейский тип города. В следующих темах – мегаполис, азиатский тип города, североамериканский тип города, латиноамериканский тип города, «ложная урбанизация».
Хотя в учебниках географии многие научные термины вводятся одноэтапно, но, тем не менее, формирование (закрепление) их, по существу имеет многоступенчатый характер, поскольку вводимые термины затем несколько раз упоминаются в последующих темах в течение года или в последующих курсах.


1.4 Формы работы по формированию понятий, научных терминов

Работу по усвоению терминов и понятий можно сделать интересной, и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные формы работы по их формированию.
1. Создание словаря терминов.
(В конце тетради учащиеся записывают термины и их определение, при этом подчеркивая главное и второстепенное в определении).
В словаре можно посмотреть, как правильно пишется слово, повторить термин, если он забылся, использовать для создания творческих работ (например, кроссвордов). Не надо искать термины по всей тетради.
2. «Эскалатор» - групповая форма изучения терминов.
3. Тестовые задания
Использование заданий с пропущенными в тексте словами направлено на формирование у школьников умения связно излагать учебный материал. Их целесообразно предлагать на первых уроках по теме, на этапе формирования понятий, при проверке знаний слабоуспевающих учеников.
а) Учитель подбирает текст, исключает из него термины и предлагает вставить пропущенные слова. Например, в 6 классе можно использовать такой тест: «Неровности земной поверхности называются Он создан при взаимодействии и Движение земной коры и вулканизм это , а выветривание, работа текущих вод, ледника, морского прибоя, деятельность человека это Образование складок, разломов, подъем, и опускание земной коры происходит под действием Сглаживание, выравнивание земной коры под действием »
б) Тест – дописать предложение. Азимут – это
в) Выбрать правильный ответ. Учитель дает 4-5 вариантов ответа, один из которых правильный.
г) Тест – найдите соответствие. Смысл задания заключается в необходимости установить соответствие между термином и его определением. С одной стороны даны понятия, они пронумерованы цифрами, а с другой стороны ответы. Их в два раза больше и они пронумерованы буквами.






Например:
1. Нивелир

2. Эхолот

3. Флюгер

4. Барометр
А. Прибор для определения относительной высоты
Б. Прибор для определения абсолютной высоты
В. Прибор для определения атмосферного давления
Г.Прибор для определения температуры воздуха
Д. Прибор для определения глубины океана
Е.Прибор для определения крутизны холма
Ж. Прибор для определения землетрясений
З. Прибор для определения абсолютной влажности воздуха

4. Активные формы, активизируют деятельность ученика, обеспечивают усвоение терминов, развивают логическое мышление, вызывают живой интерес к географии.
а) Составление кроссвордов требует знания терминов, творческого процесса, умения оформлять сетку кроссворда. При составлении или решении кроссворда запоминается правильность написания.
б) Игра – домино. Составляются карточки 5 х 8 см, которые делятся пополам. В верхней части карточки пишется определение, в нижней – термин. Учащийся должен за определенное время (или если в паре работает, кто быстрее составит цепочку) собрать последовательно все карточки и замкнуть их. Должен получиться прямоугольник.
в) Аукцион знаний. Учитель называет термин, кто из учащихся первым поднимет руку, дает определение. Если определение дано, верно, ученик получает карточку с термином, если нет, учитель оставляет термин и через несколько терминов может его снова назвать. Игра продолжается 3-5 минут.
г) Карты – карточки понятия. Карточки 5 х 8 см, делятся пополам. В верхней части карточки находится термин, в нижней – определение. Учащиеся работают в парах, у каждого 5-6 терминов по какой-то теме. Сначала учащиеся 1 варианта указывают на одну из карточек у соседа и сосед, держащий карточку как игральные карты, читает термин. Учащийся 1 варианта, если дает правильное определение, получает карточку и откладывает ее на свой край парты, а если нет, определение остается у соседа. Далее учащийся 2 варианта выбирают карточку у учащегося 1 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Победил тот, у кого больше карточек.
д) Географическое лото. Учащимся дается поле, размеченное на 20 прямоугольников, в которых вписаны термины и дается 20 карточек с определением терминов. Задача учащихся быстро и правильно разложить карточки на игровое поле лото.
Более сложные задания проблемного характера, требующие обобщений, анализа:
5. Задание на обобщение группы понятий. Даны слова – термины, определить, что между ними общего. Например: пролив, залив, море. Общее – это части Мирового океана.
6. Провести анализ понятий.
а) Подчеркнуть главные существенные признаки и второстепенные.
б) Из готовых вариантов выбрать существенные и случайные признаки. Озеро а) большое
б) глубокое
в) природное углубление
г) синее
д) скопление воды на суше.
7. Построить схему. Расположить предложенные понятия по порядку. Например. Хозяйство, производственная сфера, промышленность, здравоохранение, транспорт, сельское хозяйство, образование.
Хозяйство

производственная непроизводственная
сфера сфера

промышленность здравоохранение
сельское хозяйство образование
транспорт

8. Составление опорных конспектов (ОК).
а) Учитель дает готовый ОК, учащиеся срисовывают, учат и рассказывают друг другу. Отработкам терминов идет в парах или в парах смешанного состава.
б) Учитель дает опережающее задание: составить ОК следующей темы. В начале урока учитель с учеником разбирает ОК и далее идет взаимообучение по ОК.
9. Проблемно-поисковое изучение терминов. Учащиеся сами при помощи учителя дают определение термину, а потом сравнивают с определением, данным в учебнике, в словаре. Анализируя, записывают в свой словарь, наиболее точное определение. Например. Учитель называет термин: «Что такое масштаб? Давайте найдем его на карте, на плане и попытаемся дать определение». Учитель записывает на доске термин и ответы учащихся и задает наводящие вопросы: «Что это?», «Кто еще так думает», «Вы уверены, что это число?», «Для чего он указан на всех картах?», «Что он показывает?». В результате рассуждений получилось:
Масштаб – это дробь, у которой числитель единица, а знаменатель показывает, во сколько раз уменьшена территория.
Сравниваем. А как в учебнике?
Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, нанесенная на карту, уменьшена по отношению к ее действительным размерам на местности.
А как в словаре?
Масштаб – это отношение длины отрезков на чертеже, плане, карте к длинам соответствующих им отрезков в натуре, на местности.


II. Применение разнообразных форм работы по формированию понятий на различных этапах урока в технологиях личностно-ориентированного обучения

2.1. Дифференциация форм работы по формированию понятий и научных терминов с учетом особенностей дифференцированного обучения

Дифференцирование в переводе с латинского языка означает разделение, расслоение целого на отдельные формы, ступени. Дифференцированное обучение – это:
а) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с учеником, с группой учащихся, составленной в наличии в них каких – либо значительных для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
б) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучающихся;
в) создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента;
г) комплекс методических, психолого–педагогических и организационно – управленческих мероприятий обеспечивающих осуществление процесса обучения в гомогенных группах.
Итак, в силу неравномерности развития, различных личностных качеств и других причин в классах базового стандарта появляются и отличники, и хорошисты, и отстающие. Поэтому учитель организует уровневую дифференциацию работы учащихся на всех его этапах; при объяснении материала, закреплении, повторении, контроле.
При объяснении нового материала выделяют обычно следующие уровни:
1) Ядро, основное, главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Первый уровень вскрывает самое главное и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляя обязательный минимум, который позволяет обеспечить неразрывную логику изложения и создать пусть не плохую, но обязательно цельную картину основных представлений.
2) Дополнительные сведения. Они расширяют материал первого уровня, доказывают и иллюстрируют, конкретизируют основное значение, показывают функционирование понятий. Этот уровень увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной.
3) Развивающие сведения существенно углубляют материал, делают его логическое обоснование, открывают перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. На уроке учитель излагает материал на втором уровне всему классу, объясняя, выделяя, делая особый акцент на том, что надо усвоить для первого уровня (стандартного минимума). Затем идет закрепление: фронтальная самостоятельная работа (с частичным выбором уровня значений). На этом этапе отслеживается дифференциация учащихся по уровню усвоения. Далее учитель переходит к закреплению в режиме «диалога», привлекая сильную группу детей для разбора заданий с более слабыми учащимися (добиваясь безусловного усвоения первого уровня и стимулируя переход ко второму). Третий уровень предъявления предполагает дополнения к объяснению, обобщающее повторение, индивидуальные самостоятельные задания учащимся.
При повторении материала широко применяется методика свободного выбора разноуровневых заданий. Выделяются три варианта уровня дидактического материала для самостоятельных работ, решения задач и практических заданий. Первый вариант точно соответствует обязательным результатам обучения. Второй вариант предполагает дополнительные задачи и упражнения из учебника, третий – задания из вспомогательной учебно-методической литературы. Выбор уровня изучения каждого предмета предоставляется самому школьнику. Так обеспечивается общий для всех базовый минимум знаний и одновременно открывается простор для развития творческой индивидуальности каждой личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию (индивидуальный учет достижений каждого учащегося).
По принципам и содержанию внутрипредметная уровневая методика сходна с методикой «полного усвоения». Переход к новому материалу осуществляется только после овладения учащимися общим для всех уровнем образовательного стандарта. Сочетание общеклассной, групповой и индивидуальной работы позволяет на фоне уровня базового стандарта выявить различия в знаниях учащихся. Для этого используются следующие формы организации занятий: работа в группах (по столам, рядам, командам и т.д.), работа в режиме диалога (постоянные пары, динамические пары), семинарско-зачетная система, модульное обучение, внеурочные дополнительные индивидуальные занятия, индивидуализированное консультирование и помощь на уроке, учет знаний по системе «зачет-незачет».
Покажем дифференциацию форм работы по формированию понятий по уровням сложности.
I. уровень сложности.
Создание словаря терминов.
Тестовые задания (дописать, заполнить пропуски, выбрать правильный ответ, найти соответствие)
Аукцион знаний.
“Экскалатор”
Карты-карточки задания.
II. уровень сложности.
1.Игра-домино.
2. Кроссворды, ребусы.
3. Географическое лото.
III. уровень сложности.
1. Задания на обобщение группы понятий.
2. Задания на анализ понятий.
3. Построение схем.
4. Создание опорных конспектов.
5. Составление определения термина и сравнение с определениями учебника, словаря.


2.2. Применение методических приемов технологии критического мышления при формировании понятий


Урок технологии критического мышления отличается структурой. Рассмотрим это в виде таблицы, отражающей базовую модель урока данной технологии и методические приемы.

Структура урока
Методические приемы, используемые для формирования понятий

1 Этап урока Вызов
1 Ключевые слова


2Прием верно или не верно утверждение (до чтения)


3 Создание кластер


4 Прогнозирование


5 Перепутанные логические цепочки

2 Этап урока Содержание
1Денотатный граф


2 Сводная таблица

3 Этап урока
1 Эссе

Размышление
2 Презентация графических форм


3 Ключевые слова (подтверждение или опровержение выдвинутых на этапе вызов)


4 Верно или не верно утверждение (после чтения)


5 Расширение кластер (реконструкция )


6 Синквейн


7 Образ результата


Более подробно разберем некоторые из данных методических приемов (МП) организации деятельности учащихся и их дидактические задачи (ДЗ).
ДЗ
1. Актуализация прежних знаний, опора на жизненный опыт.

2.Мотивация учебной деятельности.















МП
1. Создание кластер (графическая форма). (Кластеры – растущие гроздьями). Этот прием самый простой вид классификации и систематизации знаний. На первом этапе знакомство с кластером выполняется фронтально, а потом можно в группах, в паре, с последующим обсуждением.
- Учитель объяснят тему, например, «Атмосферные осадки» (АО). Учитель говорит: «Я уверена, что вы что-то знаете про атмосферные осадки. Что же это такое?» Ученики начинают проводить «ревизию», кто-то улыбнулся, кто-то нахмурился, у кого-то загорелись глаза – это происходит оживление.
Учитель записывает все мнения, если кто-то не знает, ставит вопросительный знак в одном из кружков. А потом говорит: «А теперь давайте проверим наши знания». Далее или учащиеся работают с текстом учебника, или слушают рассказ учителя.

3.Получение новой информации, осмысление, оценивание ее.









2. Денотатный граф (переводится, как обозначать, пишу). Это тоже графическая форма, но это схема – классификация, род – вид – признаки. Граф рисуется до тех пор, пока не будет отражен весь текст в графах, стрелочки – связи. Денотатный граф – это опорный конспект, по нему легко рассказать тему, закрепить.

В 10 классе даю понятие и, пользуясь текстом, учащиеся сами составляют граф (схему):











3-4.Организация рефлексии. Оценка результата деятельности собственного поведения. Осмысление, размышление над тем имеет ли практическую ценность.










3. «Синквейн» (японский стих). Стихотворная форма, маленькая по объему – 5 строк, рифма не обязательна.
1 строка – 1 существительное; тема или понятие.
2 строка – 2-3 прилагательных; его признаки, характеристика.
3 строка – 3 глагола; деепричастие, функции.
4 строка – 4 слова; идея автора, высказывание, суждения по теме.
5 строка – 1 существительное; оценочное слово, которое проявляет смысл, значение для нас, для человека, для вселенной.
После написания в группе или в паре, идет афиширование. Примеры приведены в приложении 2.
4. Текст размышление ЭССЕ темы. При его написании происходит обобщение знаний, их осмысление, предоставляется простор для суждений. Пишет каждый ученик, потом они объединяются в группы. Группа выбирает лучшее эссе для чтения классу. Методический прием хорош для определения психологических особенностей учащихся и своевременной помощи при необходимости. Например, эссе



Приложение 2

Синквейны учащихся

Северный Ледовитый океан
Ледяной, маленький,
Морозит, холодит, остужает.
Находится на северном полюсе.
Жить там почти нельзя.

Тихий океан
Большой, грозный,
Бушует, согревает, кормит.
Великий океан.
Обогреватель планеты.

Ледник
Холодный, покровный, горный,
Спускается, откалывается, опресняет.
Хранилище пресной воды.
Холодильник Земли.

Карта
Мелкомасштабная, разноцветная, плоская,
Показывает, отображает.
Язык географии.
Портрет Земли.

Почва
Глиняная, песчаная,
Тяжелая, легкая
Чернеет, краснеет, вымывается
В ней главное перегной и плодородие.
Кормилица.


Приложение 3

Эскалатор




















У – учитель
· – ученик
Учитель делит класс на учеников и учителей.
Дает карточки на первые парты № 1
на вторые парты № 2
на третьи парты № 3
на четвертые парты № 4
Если 4 карточки, то 4 термина с определением. Например:
карточка № 1 (Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности, различающихся по возрасту, размеру, происхождению).
карточка № 2 (Внутренние силы – это ).
карточка № 3 (Внешние силы – это ).
карточка № 4 (Сейсмические пояса – это ).
По команде учителя идет работа в парах смешанного состава. В паре учитель задает вопрос, а ученик отвечает без карточки. Учитель смотрит на определение, данное на карточке и проверяет ученика. По хлопку или другому сигналу преподавателя ученик движется дальше по схеме до тех пор, пока не расскажет все четыре термина и получает в тетради четыре оценки от учителей за каждый термин. Затем учителя и ученики меняются ролями. Можно использовать на уроке изучения новой темы, закреплении и контроле.

Приложение 4

Карты – карточки-задания
Ученики готовят дома карточки с терминами по пройденной теме или блоку тем.
Например, тема «Население Росси» 9 класс.















Работают в парах. Например игра начинается с 1 варианта, т.е. ученики берут карточки как игральные карты записями к себе и ученик 1 варианта указывает на одну из карт соседа-ученика 2 варианта, тот зачитывает термин, ученик 1 варианта должен ответить. Если ответил правильно, берет карточку у соседа и кладет на край своей парты, если нет, сосед кладет карточку на свой край парты. То же самое делает ученик 2 варианта. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не окажутся на краях парты. Ученики считают количество своих карточек, у кого больше, тот и победил. Игру можно проводить при закреплении и контроле.

Приложение 5

Игра-домино по теме «План и карта» 6 класс
















































































Учащимся предлагается перемешать карточки и последовательно собрать в виде прямоугольника как в домино, так чтобы вопросы одной карточки и ответы другой были собраны правильно. Игра может быть проведена в парах, индивидуально, в группе. Кто быстрее соберет.





Приложение 6
Географическое лото. 9 класс


Пропускная способность




Грузооборот






Топливно-энергетический баланс

Кооперирование

Обогащение руды


Энергосистема

Комбинирование

Конверсия

Себестоимость

Наукоемкость

Рекреационные ресурсы
Инфраструктура
Технополис
Металлургическая база
Каботаж

Транспортная система
Мелиорация
Специализация
Химизация
Межотраслевой производственный комплекс






Количество транспортных средств, которое может проходить через транспортные пути станции, порта за единицу времени
Ресурсы, способствующие отдыху и восстановления здоровья человека
Система мероприятий, направленных на улучшение почв с целью наиболее их эффективного использования
Соединение в одном предприятии разных производств представляющих собой либо последовательные ступени обработки сырья, либо играющих вспомогательную роль одно по отношению к другим производствам
Количество денег (руб) затраченных на производство и реализацию единицы продукции

Широкое применение химических технологий и материалов во всех отраслях хозяйства
Удаление из ископаемого сырья ненужной для данного производства породы
Совокупность всех видов транспорта, объединенных транспортными узлами
Сочетание отраслей, имеющих устойчивые взаимосвязи и общий конечный результат производства
Группа электростанций разных типов, объединенных линиями электропередач и управляемых из одного центра

Выпуск предприятиями однородной продукции
Плавание судов между портами одного государства
Доля затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство той или иной продукции
Соединение науки с наукоемкими предприятиями промышленности и прежде всего конверсионными заводами оборонного комплекса
Группа металлургических предприятий, использующих общие или топливные ресурсы для производства большого количества металла

Показатель подъема грузовой работы транспорта, исчисленный как произведение количества перевезенных грузов (в тоннах) на расстояние их перевозки (в километрах)
Организованная взаимосвязь специализированных предприятий
Соотношение добычи различных видов топлива и выработанной энергии и их использование в хозяйстве
Перевод оборонного предприятия на производство мирной продукции
Совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения
















Приложение 7

Задания на обобщение группы понятий

Даны слова-термины, определить что между ними общего, обобщить и назвать: «Что такое?».

I Обобщить термины.
1. Пролив, залив, море – части Мирового Океана.
2. Гидросфера, атмосфера, биосфера, литосфера – оболочки Земли.

II Найти лишний термин по смыслу, подчеркнуть. Остальные обобщить.
1. Гидросфера, тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, ионосфера – слои атмосферы.

III Производя ряд последовательных обобщений данного понятия, восходим к более общим понятиям, получаем лестницу понятий, в которых каждая новая ступень относиться к предыдущей как род к виду.
Задание: Произведите ряд обобщений понятия до предела.
Ижевск (ответ: Ижевск – столица Удмуртии, город, населенный пункт).

IV Расположите данные понятия по порядку, то есть от более частных к более общим. В цепочке каждое последующее звено должно относиться к предыдущему как род к виду (Или восстановите логическую цепочку).
Коренное население Удмуртии; население; удмурты; население России.
Ответ: Удмурты; коренное население Удмуртии; население России; население.




Приложение 8

I Проведите анализ следующих понятий, то есть выделите существительные и случайные признаки понятия.
1. Миграция
а) перемещение людей
б) из одних районов проживания в другие
в) внутренняя
г) внешняя
2. Город
а) с численностью 12 тыс. человек и более
б) населенный пункт
в) большой
г) где 80% населения занято не в сельскохозяйственном производстве
д) много учреждений и предприятий
Ответ:
1. Миграция а, б - существенные
в, г – несущественные
2. Город б, а, г – существенные
в, д - несущественные











II Построение схем (денотативный граф).
9 класс. Тема: «Национальный состав России»

Ответ: Языковые семьи


Индоевропейска Алтайская Уральская Кавказская


Славянская Тюркская Монгольская Угорская Финская


Русские Татары Удмурты





После изучения темы дается список перепутанных слов, из них надо составить денотативный граф.

«Языковые семьи»
Индоевропейская, тюркская, угорская, кавказская, алтайская, монгольская, финская, славянская, уральская, удмурты, татары, русские.












10 класс. Тема: «Религиозный состав мира»

Православие, мусульманство, буддизм, христианство, язычество, политеизм, католицизм, магия, сушиты, ишиты, ламаисты, махаянисты, тхеравадины, ибариты, англиканство, протестантство. Составить денотативный граф «Религии».






Приложение 9

Как составить определение понятий

Известный русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что знания должны быть приобретены усилиями мозга, а не памяти. Действительно, гораздо полезнее попытаться самому составить определение термина, чем заучить его наизусть, не затрудняя себя его осмыслением. Сформулированные самостоятельно, «пропущенные через себя» понятия запоминаются гораздо лучше, а главное – надолго. Поэтому в вопросах и заданиях к параграфам вас часто просят объяснить своими словами новые термины. Алгоритм работы может быть следующим:
Выясните, частью какого, более общего понятия, более широкого по смыслу является определяемое слово. Например, карта – это изображение, экватор – это воображаемая линия.
Установите, какие существенные признаки отличают определяемый предмет, явление и др. от других, относящихся к этому же классу.
Составляя определения из признаков, следите за тем, чтобы:
определение не было отрицательным (циклон – противоположное циклону понятие);
определение было соразмерным, т.е. не слишком подробным, но и не слишком общим. Как правило, чем более конкретное понятие, тем более узкими будут формулировки;
определение было ясным и понятным.



Как обобщать и ограничивать понятия

При обобщении некоторые частные признаки исключаются из определения.
Например, дерново-поззолистые, сильно-подзолистые, болотно-подзолистые, подзолистые оглееные – это все подзолистые почвы, в которых главным почвообразующим процессом является вынос из горизонта вымывания соединений железа и марганца.
При ограничении понятий, наоборот, признаки добавляются, а определение уточняется.
Например, деревья бывают хвойные и лиственные, хвойные делятся на светлохвойные и темнохвойные.



Как разделить понятия на группы

При разделении понятий на каждом этапе пользуются только одним признаком (основанием для деления).
Например, все реки России можно разделить по бассейнам океанов. Затем выделить группы по другим признакам. Например, среди рек бассейна Северного Ледовитого океана выделить равнинные и горные.
Деление должно быть исчерпывающим, т.е. должны быть названы все группы предметов, которые выделяются по этому признаку.
Члены деления должны исключать друг друга.
Деление предметов на группы должно проводиться последовательно и постепенно.
Если вы освоили разделение понятий, вы можете построить классификацию.
Приложение 10

Кластер по теме «Биосфера» 6 класс

































Список литературы

Зверева Н.М. Практическая дидактика для учителя: Учебное пособие – М.; Педагогическое общество России, 2001. -256 с.
журнал География в школе. № 9. 2003.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с.
Саушина И.К. Удмуртия в играх, загадках и кроссвордах: Учебно-методическое пособие – Ижевск. Издательство Удмуртского ИУУ, 1996 – 88 с.
Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 80000 слов и фразеологизмов: Российская академия наук, Институт русского языка им. В.В. Витте: издание дополненное – М: Азбуковоик, 1999 – 944 с.
Низовцев В.А. Правильные ответы на вопросы учебника под ред. А.И. Алексеева «География России. Природа и население 8 класс» - М: «Дрофа», 2005 – 319 с, [1] с – (Готовые домашние задания).
Контрольные и проверочные работы по географии 8-9 классы: методическое пособие / В.Б. Пятунин, Ю.А. Симагин. – М: Дрова, 2002 – 256с.









13PAGE 15


13PAGE 141315




Религии

Буддизм

Мусульманство

Христианство

суниты









шииты

католдицизм

протестанство

православие

«Вулкан» с точки зрения бабочки, елочки, лавы


№ 1
У
·

№ 1
У
·

№ 1
У
·

№ 2
У
·

№ 2
У
·

№ 2
У
·

№ 3
У
·

№ 3
У
·

№ 3
У
·

№ 4
У
·

№ 4
У
·

№ 4
У
·

Миграция населения


(определение)


Агломерация



(определение)

Естественный прирост


(определение)


Город

Это населенный пункт с численностью населения 12тыс. человек, где 80% населения

Иммиграция



(определение)

Эмиграция



(определение)

Реэмиграция



(определение)

Демография



(определение)

Кратчайшая линия, условно проведенная по поверхности Земли от одного географического полюса к другому


Что называют географической картой

Прибор для определения относительной высоты




Что называют абсолютной высотой

Уменьшенное изображение поверхности Земли или ее частей на плоскости при помощи условных знаков


Что такое глобус

Превышение точки земной поверхности по отвесу над уровнем моря



Что такое горизонталь

Уменьшенная модель Земли





Что называют параллелью

Условная линия на плане, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой


Что такое азимут

Линию, условно проведенную по поверхности Земли параллельно экватору



Что такое план местности

Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет местности, отсчитывается от направления север по часовой стрелке

Что такое меридиан

Величина дуги параллели в градусах от начального меридиана, проходящего через эту точку


Что такое географические координаты

Изображение на местности небольшого участка земной поверхности в уменьшенном виде при помощи условных знаков


Что такое масштаб

Число показывает, во сколько раз уменьшена территория на карте по отношению к действительным размерам


Что такое географическая широта

Широта и долгота точки земной поверхности




Нивелир

Превышение по отвесу одной точки земной поверхности над другой



Что такое географическая долгота

Величина дуги меридиана в градусах от экватора до параллели, проходящей через эту точку


Что такое относительная высота

Приспособление к условиям существования

гибель

развитие

Вернадский В.И.


размножение

изучение

свойства


БИОСФЕРА

состав

растения

микроорганизмы

животные

Поедают растения или других животных

фотосинтез

минерализация



Заголовок 115