План интегрированного урока(география-физика-биология) Атмосфера и ее значение на Земле

6 класс
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ГЕОГРАФИИ, ФИЗИКЕ, БИОЛОГИИ
ПО ТЕМЕ: АТМОСФЕРА И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ НА ЗЕМЛЕ.
Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами развивающего обучения.
Цели:
Развивающие цели: развивать у детей понимание тесной взаимосвязи между науками, изучающими природу Земли, на примере темы «Атмосфера», а также между явлениями и процессами, происходящими в самой атмосфере;
Дидактические:
расширить и углубить представление об атмосфере Земли, её строении и составе, явлениях и физико-биологических процессах, выявить взаимосвязь между ними на основе интеграции знаний по биологии, физике, географии;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к атмосфере как уникальной для всего живого воздушной оболочке Земли.
Задачи:
На основе комплексного интегрированного подхода углубить и расширить знания уч-ся об уникальности атмосферы, её строении и газовом составе, значении для всего живого на Земле.
С помощью демонстрации физических опытов, подтвердить существование атмосферы, углубить первоначальные географические знания учащихся о характерных атмосферных явлениях и процессах, показать взаимосвязь между ними.
На конкретных примерах, в т.ч. своей местности, доказать необходимость бережного отношения к атмосфере и охраны её от загрязнения как жизненнонеобходимой оболочки Земли. (формировать экологическое мышление)
Методы: рассказ учителя, беседа, сообщения учащихся, демонстрация физических опытов, презентации, практическая работа, рефлексия знаний.
Оборудование: учебники по географии и биологии (6 кл.), персональный компьютер, мультмедийный проектор, оборудование для демонстрации опытов, таблицы, приборы для определения температуры воздуха, атмосферного давления, направления ветра, влажности воздуха (термометр, барометр – анероид, флюгер, гигрометр).
Программное обеспечение: MS Power Point.



План и содержание урока:
А) ВСТУПЛЕНИЕ:
Физик: – Понятие «атмосфера», об уникальности атмосферы Земли в Солнечной системе, сравнение с Луной (показ слайдов)
Географ и физик: Б) Цели и задачи урока, рефлексия знаний
2. СТРОЕНИЕ АТМОСФЕРЫ
Географ: повторение знаний из курса географии 6-ого класса. См. рис. 67 на стр. 106 учебника: работа с рисунком учебника и слайдом «Строение атмосферы».
Краткое описание слоёв атмосферы дают учащиеся:
А) нижний слой – тропосфера (80% воздуха от 8 до 18 км темп.
образ-ся погода )
Б) озоновый экран и стратосфера (до 50 км) темп.
В) верхние слои атмосферы (до 2000 и > км водород)
- Значение слоёв.
Физик: - о полярных сияниях в мезосфере.
3.СОСТАВ ВОЗДУХА В АТМОСФЕРЕ .
Биолог: Доказательства содержания данных газов в воздухе (презентация)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


Значение атмосферы для живых организмов
-Посмотрите на вопросы контролирующего теста
Контролирующий тестовый вопрос:
- Какой газ нужен живым организмам для дыхания?
А) азот
Б) кислород
В) углекислый газ
Вспомним, какие
4. АТМОСФЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ В АТМОСФЕРЕ.
(Углубление первоначальных географических знаний с помощью демонстрации физических опытов и наблюдений в живой природе.)
Нагревание воздуха в атмосфере.
Географ: беседа с учащимися:
- как нагревается в-х в тропосфере? Ответ: от Земли.
- как меняется температура воздуха при подъеме на каждый км.? Ответ: уменьшается на 6
·С
Физик: демонстрация опыта, доказывающего, что теплый воздух поднимается вверх – опыт с вертушкой
-каким прибором измеряют температуру воздуха? Ответ: термометром (демонстрация прибора)
Географ: - какой месяц в году у нас самый теплый? Ответ: июль
- почему не июнь, когда солнце выше всего над горизонтом. (Ответ )
Ср. темпер. июля у нас + 17,5 град.С.
Биолог: Значение температуры воздуха для живых организмов (ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 1)
Переход: Температура в-ха оказывает влияние на атм.давление.
Атмосферное давление
Географ: - Что называют атм.давл? Какие причины оказывают влияние на его изменение?
Ответ: а) температура воздуха – давление теплого в-ха на зем.пов. меньше , чем холодного.
б)высота над у.м. (при подъёме на 10 м.атм.давление понижается на 1 мм рт.ст. на 100м -на 10 мм)
Физик: - Кто впервые определил, как меняется атм.давление? (Торичелли)
- Вспомним, как он это сделал? (показ слайдов)
Какой прибор для этого использовал? (ртут. барометр)
Демонстрация опытов, доказывающих существование атм.давления:
А) опыт с магдебурскими полушариями;
Б) фонтан в пустоте.
Фронтальная работа:
Беседа с уч-ся :
Сообщение. Какие приспособления есть у живых организмов для удержания на поверхности земли и др.телах.
Как мы пьём?
Практическая работа для всех учащихся:
Проведение опыта со стеклянной трубкой и водой.
Возможно ли с помощью стеклянной трубки перенести воду в другой сосуд?
Контролирующий тестовый вопрос
При подъёме вверх атм.давление
А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменным
2) При спуске
А) увеличивается
Б) уменьшается
В) остается неизменным
Географ: Переход: На какое явление в атмосфере оказывает влияние температура воздуха и атм.давление?
3)Ветер
- Ребята, что такое ветер?
- Откуда и куда движется воздух во время ветра?
- С помощью какого прибора измеряют направление и скорость ветра?
- Какие местные ветры вы знаете? Как меняется их направление? (бризы)

О силе ветра судят по 12 бальной школе Бофорт.
- Какие самые сильные ветры по этой шкале вы знаете?
Сообщения уч-ся:
Об урагане (доклад ученика.)
О смерче (доклад ученика)
Контролирующий вопрос: какой ветер дважды в сутки меняет своё направление?
А) ураган
Б) смерч
В) бриз

Биолог: Значение ветра для растений
Переход: Под влиянием солнечного тепла и ветра происходит испарение влаги с поверхности Земли. В результате в атмосфере образуется

4)Водяной пар
- Когда и при каких условиях его можно увидеть (Ответ: при охлаждении воздуха избыток водяных паров превращается в капельки воды, происходит конденсация водяного пара)
В результате в низинах после жаркого теплого дня, когда температура воздуха понижается можно увидеть туман.
- А как называется туман, образующийся высоко над землей? (Облака)
Из облаков на землю могут выпадать атмосферные осадки: дождь, снег. Град (слайды)
О них мы будем говорить на последующих уроках.
Ну а сегодня уч-ся вашего класса познакомят вас с не совсем обычными дождями
Сообщение о цветных дождях (доклад ученика)
- С какими ещё процессами, по вашему мнению, связаны эти дожди?
Конечно с ураганными ветрами.
А бывают дожди ещё интереснее. ( Сообщение ученика о дожде из живых раков, рыб, жаб)
Биолог: - о значении влажности воздуха в живой природе (ПРЕЗЕНТАЦИЯ № 2)
Итак, все процессы, происходящие в атмосфере тесно связаны между собой. Подумаем еще раз как? (Смотри слайд)
Биолог: - Все процессы, происходящие в атмосфере оказывают непосредственное влияние на живые организмы. Вот почему мы говорим, что атмосфера – это жизнь. Без неё Земля не стала бы той планетой, которую мы знаем ,и жизнь на неё была бы невозможна.
Географ: - Человечество не должно забывать, чем оно обязано атмосфере? Однако, в результате хозяйственной деятельности людей состав воздушной оболочки Земли меняется не в лучшую сторону. Какие же источники и как загрязняют атмосферу. Сообщение уч-ся (Зверева В.)
Биолог: - Исследование с помощью лишайников состояния воздуха в нашей местности.
Географ: - Как же сохранить воздух чистым?
- какие меры вы бы предложили?
(Ответы: посадка зелёных насаждений; установка фильтров на заводских трубах; перевод предприятий и ТЭС на менее дымные виды топлива, вместо угля, торфа, мазута использовать природный газ; использование новых безотходных технологий; отказ от курения) (Слайд « Чистый воздух – это жизнь»)
Контролирующий вопрос
Какое топливо является экологически более чистым:
А) уголь
Б) мазут
В) природный газ.
Итог урока:

Давайте сохраним
У всех людей – одна ПЛАНЕТА:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы все
Навек объединимся,
Давайте атмосферу
Вместе сохраним
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!!!









Root Entry