Объёмы тел и их практическое применение в профессиональной деятельности ППКРС 15.01.25 Станочник (металлообработка)


План-конспект занятия
Тема: Объёмы тел и их практическое применение в профессиональной деятельности ППКРС 15.01.25 Станочник (металлообработка).
Цели занятия:
Формирование умений и навыков применения знаний и умений при решении практических задач профессиональной направленности.
Формирование навыков работы в команде, эффективного общения в рабочей группе.
Содействовать развитию навыков научного мышления, умения анализировать, синтезировать знания.
Воспитание познавательной культуры.
Развитие математического мышления.
Оснащение
(оборудование) Башмаков М.И. Математика: учебник для начального и среднего проф. образования.– М.; «Академия», 2010.- 256 с.
Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Черчение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования. – 8 изд. стер.,  М.: ИРПО, 2011.- 400 с.
Багдасарова Т.А. Технология токарных работ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2016. – 160 с.
Мультимедиа проектор, компьютер.
Наглядные пособия (макеты геометрических тел, макеты элементов производственных деталей).
Интернет-ресурс: http://fb.ru/article/230135/etapyi-uroka-po-fgos-etapyi-sovremennogo-uroka-po-fgosТип занятия:
Форма занятия: Урок применения знаний, умений и навыков.
Урок - деловая игра. Продолжительность занятия: 45 мин.
Этапы занятия Содержание Время
1.Организационный момент
Организационная часть урока. 1 мин
2.Актуализация опорных знаний и пробное действие. Повторение базовых понятий по теме объёмы тел.
9 мин
3. Выполнение общеметодологических задач. Выполнение заданий на формирование умений и закрепление знаний по теме при выполнении творческих заданий профессиональной направленности, ориентированных на формирование представления о приемах, связывающих изучаемые ими понятия в одну систему. 22 мин
4.Самостоятельная работа.
Контроль уровня усвоения знаний и сформированности умений. 9 мин
5. Итог занятия Подведение итогов занятия.
Оценивание учащихся.
3мин
6. Домашнее
задание Сообщение домашнего задания.
Разъяснение способов его выполнения.
1мин

Ход занятия
1. Организационная часть урока: Объявление темы, целей урока. Постановка познавательной задачи. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учащимся предлагается сформировать два «Конструкторских бюро»
Лучшим признается Конструкторское бюро, набравшее наибольшее количество очков. Ответы оцениваются по пятибалльной шкале.
2 Актуализация опорных знаний (на сладах):
Фронтальный опрос:
Назвать геометрические тела, изображённые на слайде, формулы вычисления их объёмов.

2.1.2 Назвать геометрические тела предлагаемых макетов.


Назвать геометрические тела по чертежам их проекций.


Назвать формы отверстий и вырезов, срезов у тел, изображенных на слайде
( по 7 рисунков на команду)

Из каких геометрических тел состоят следующие детали:
(выполняют письменно, проверка устная - максимальное количество баллов-5)



3 Выполнение общеметодологических задач.
Команды КБ получают задания. Время решения – 5 мин. Представитель команды представляет решение.
B
Задача 1(1 команда)
Определите наименьший диаметр заготовки D3, из которой требуется изготовить фрезерованием брусок квадратного сечения со стороной a. Чему равен объём снятой стружки при длине заготовки ι?
Решение.
Пусть D – диаметр основания цилиндра, описанного вокруг прямоугольного параллелепипеда, основание которого – квадрат со стороной a. При этом D=a2. По сортаменту находим ближайшее D3>D.

Объём снятой стружки Vc найдёт как разность объёмов заготовки V3 и бруска Vб т.е. как разность объёмов цилиндра и прямоугольного параллелепипеда:
Vc=Vз-Vб=πD234ι-a2ι=ιπD234-a2В частном случае, если Dз=D, получим
Vc=ιπ(a22)4-a2=ιa2π2-1≈0,57ιa2.Ответ: 0,57ιa2Вычислить при l=4, a=5 Ответ:57
Задача 2 (2 команда)
Определите диаметр d круглой плоской заготовки толщиной a для получения на высадочном штампе цилиндрического стакана, изображённого на рисунке.

Решение.
За основу расчёта принимаем равенство объёмов заготовки Vз и готовой детали Vд:
Vз=πD24 a ;
Vд=πd24 H- π(d-2b)24 (H - a) .
Тогда:
πD24 a = πd24 H- π(d-2b)24 (H - a) ;
D=d2Ha – (d-2b)2Ha-1.Ответ: D=d2Ha – (d-2b)2Ha-1.Вычислить при Н=4, a=2, d=6,b=1 Ответ:214Задача 3
B
На вершине центра, представляющего собой конус с диаметром основания D, высотой l и углом уклона 30°, требуется обточить шаровое окончание диаметром dш, а так же рассчитать массу конуса с обточенным шаровым окончанием, если нам известно ρ. На каком расстоянии по образующей конуса от его основания следует начать обтачивание шаровой поверхности?
Решение.


C
D

600

E

l

A


Осевое сечение центра – равнобедренный треугольник, боковых сторон которого касается окружность диаметром dш. Угол при вершине треугольника равен удвоенному углу уклона конуса, т. е. 60º. Центр O вписанной окружности лежит на биссектрисе угла ACB и удален от сторон угла на расстоянии dш2, т. е. |EO|=dш2. Отрезок |AE| подлежит определению.
В прямоугольном треугольнике CEO
CE=OE ctg30°=dш 32 .
Так как равнобедренный треугольник ABC имеет при вершине угол, равный 60º, то он правильный. Тогда AC = D, а
AE=AC-CE=D-dш 32
Ответ: D-dш 324. Самостоятельная работа. Вычислить массу заклепки выполненной в соответствии со стандартом.
Первая команда: Рассчитать массу заклепки с плоской головкой (ГОСТ 10303-80). L=10, d=3 из дюрали Д16Т.
Ответ:0,2775 г.Вторая команда: Рассчитать массу заклепки с потайной головкой (ГОСТ 10300-80). L=10, d=5 из конструкционной стали СТ45.
Ответ:2,1285 г.M=ρ∙πr2L+13πHr2+rR+R2 V цилиндра πR2H
Vусеч. конуса =13 πH(R12 + R1*R2 + R22)
M =ρ∙V
ρдюраль=2,78 гсм3 ρсталь=7,8 гсм3M1=0,00278∙π∙1,52∙10+13π∙1,6∙1,52+1,5∙2,75+2,752=0,2775 M2=0,0078∙π∙2,52∙10+13π∙2∙2,52+2,5∙4,4+4,42=2,1285 Стандарты: Бродский А.М., Фазлулин Э.М., Халдинов В.А. Черчение (металлообработка): Учебник для нач. проф. образования. – 8 изд., стер.,  М.: ИРПО, 2011.- 262 с.


5. Итог занятия: Подведение итогов. Оценивание учащихся
6. Домашнее задание.
Башмаков М.И. Математика: учебник для начального и среднего проф. образования. – М.; «Академия», 2010. Стр. 141-156; 205-211.
Багдасарова Т.А. Технология токарных работ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. – 5-е изд., стер. – М.: «Академия», 2016. Стр. 28-36; 80-81.