Исследовательская работа Половик моей бабушки как образец Погореловского ткачества начала XX века.


Олимпиада-2015
«Мир через культуру»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Погореловская основная общеобразовательная школа»
Половик моей бабушки как образец Погореловского ткачества начала XX века.
Работу выполнила:
Папылева Юлия Александровна, 6 класс
Погореловская основная общеобразовательная школа
Вологодская область, Тотемский район,
д. Погорелово, ул. Мира, 26 161315
дата рождения 20.07.2002
домашний адрес: 161315, Вологодская область
Тотемский район, д. Погорелово,ул. Центральная д.92
Руководитель: Белякова Наталия Васильевна,
учитель начальных классов муниципальное бюджетное
образовательное учреждение «Погореловская основная общеобразовательная школа»
Адрес школы: Вологодская область, Тотемский район,
д. Погорелово, ул. Мира, 26 161315
Погорелово
2015 г.
Оглавление.
I. Введение…………………………………………………………………...3 стр.
II. Основная часть…………………………………………………………...4 стр.
Бабушкин половик – подарок из далёкого прошлого……………….....4 стр.
1. Половики в доме моей бабушки (начало исследования)…………....4 стр.
2. Из истории ткачества……………………………………………….....4 стр.
3. Работа со льном………………………………………………………..5 стр.
1) Выращивание………………………………………………………5 стр.
2) Беление и крашение холста………………………………………5 стр.
4. Ткачество……………………………………………………………….6 стр.
1) Технология ткачества……………………………………………...6 стр.
2) Ткачихи-рукодельницы…………………………………………....6 стр.
5. Особенности узора Погореловского ткачества……………………..7 стр.
6. Применение…………………………………………………………….7 стр.
7. Работа и устройство ткацкого станка……………………………….. 8 стр.
III. Заключение………………………………………………………………9 стр.
IV. Примечания…………………………………………………………….10 стр.
V. Список использованной литературы………………………………......11 стр. VI. Приложение…………………………………………………………….12 стр.
Фотодокументы………………………………………………………19 стр.
Введение.
Я живу в д. Погорелово. По соседству с моей бабушкой- Шибаловой Зоей Александровной. У нее большой дом: веранда, двор, сарай, крыльцо и чердак, на котором находится масса старых предметов.
Моё внимание привлёк огромный сундук, в котором хранились бабушкины скатерти, ночные рубахи, рушники (Фото1). А на самом дне я увидела пёстрый половичок ручной работы. Мне захотелось узнать историю появления этого предмета в доме моей бабушки. В результате возникла тема исследования: «Бабушкин половик – подарок из далёкого прошлого».
Этот старинный половичок и сейчас имеет большую ценность, как семейная реликвия и как предмет декоративно – прикладного творчества нашего края, поэтому тему считаем актуальной.
Цель исследования:
Узнать, как в старину ткали вручную половички в Погореловском поселении Тотемского района.
Мы ставим перед собой несколько задач:
1. Изучить литературу по ткачеству.
2. Познакомиться с людьми, которые занимались ткачеством.
3. Исследовать технологию ткачества.
4. Рассмотреть разные варианты использования холста Погореловскими мастерами.
5. Выяснить особенности узора Погореловского ткачества.
6. Создать свои образцы узоров для половичков.
7. Познакомиться с процессом работы на ткацком станке и описать его.
8. Собрать фотографии связанные с ткачеством.
9. Составить рассказ о ходе исследования.
Для решения данных задач в ходе научной работы использовались разные методы исследования:
Основным методом стала беседа со старожилами д. Погорелово. Для ясного представления о ткачестве в Вологодской области мы обратились к справочной литературе. Состоялась экскурсия в д\с «Рябинка» в музей «Русская изба». Мы побывали в гостях у Шибаловой Зои Александровны, Дробининой Нины Федоровны, Воропановой Елены Михайловны. С любезного согласия хозяев рассмотрели их жилище. Удалось сделать современные снимки. Проведен социологический опрос.
Данная работа была представлена в 2014 году на олимпиаде «Мир через культуру» и заняла 3 место. На этом наши исследования не закончились. Мы познакомились с Рыжовой Еленой Николаевной и Соболевой Галиной Александровной, которые в настоящее время занимаются ткачеством в п. Юбилейный и д. Бор. Узнали технологию нанесения узоров на домотканые половички. Устройство и работу ткацкого станка. Дополнили свою работу новыми сведениями и фотоматериалами.
Основная часть.
Бабушкин половик – подарок из далёкого прошлого.
Половики в доме моей бабушки (начало исследования).
Я часто вижу, как моя бабушка Шибалова Зоя Александровна, сидя на диване, вяжет большим деревянным крючком круглые половички. Они у неё красивые, большие и маленькие. Но я ни разу не видела мою бабушку за ткацким станком. Откуда же у нее появились домотканые половички с интересными узорами, но не те, которые вяжет она сейчас, а совершенно другие, свёрнутые в рулоны?
Моя бабушка рассказала, что эти половики много лет назад соткала её мама (т.е. моя прабабушка) Художилова Лидия Егоровна – 1918 г.р., которая жила в д. Топориха, Погореловского поселения, такой подарок сделала она, когда та выходила замуж. Это было приданое.
Бабушка стелила половички в доме только по большим праздникам, поэтому они служат ей более пятидесяти лет. А одно новое изделие хранится до сих пор в сундуке на чердаке дома. Я с интересом рассматривала линии узора и трогала слегка колючую поверхность домотканых половиков. Мне очень хотелось узнать, как такие половички ткали раньше.
2. Из истории ткачества.
Ткачество - одно из древнейших ремёсел. На территории нашей страны люди научились ткачеству с периода неолита IV тыс. лет до н.э. В Древней Руси ткачество было домашним занятием. В деревне ткацкие станки стояли в каждой избе.
Женщины мастерили в любой свободный час, особенно зимой. Деревенские ткани были частью натурального оброка. В неурожайные годы женщинам приходилось ночью при свете масляных плошек нарабатывать ткань для городских торгов.
В городах ткачеством занимались все женщины: от жен ремесленников до княгинь. Для изготовления ткани использовали лён и шерсть.
Древняя технология производства льняных и шерстяных тканей лежит в основе изготовления домотканых половиков.¹
Работа со льном.
1) Выращивание.
Сеяли лён обычно во второй половине мая, но следили, чтобы почва была достаточно влажной и теплой. При этом руководствовались народной приметой: «Кукушка закуковала – пора сеять лён».
21мая/3 июня – в день Константина и Елены – посев льна уже следовало завершить. Не случайно этот день назывался в народе ещё и так: Олена-льносейка, льняница, длинные льны.
Основной уход за посеянным льном заключался в прополке. Сорные травы могли заглушить молодые всходы. ² «В августе месяце, когда лён поспевал, его вырывали и расстилали под августовские росы».³
Причём, очень важно было не упустить момент созревания стеблей, чтобы они не пересохли. Стебли льна в этот период обычно имеют светло-жёлтый цвет, волокно в них – лучшего качества, а семена в головках – хорошей всхожести.
Как только «ёлочка» (листья на стебле) начинала «подгорать», хозяева откладывали все другие работы и, пока стоит сухая и ясная погода, спешили убрать лён. Выдёргивали его из земли (теребили) мелкими горстями, удаляя сорную траву.4 «Затем сушили на овинах (в старину в этих помещениях молотили зерно) Сначала лён теребили, мяли в мялку, трепали, чесали, и получалась мягкая, пушистая кудель».5
2) Беление и крашение холста.
Для получения цветных льняных нитей практиковалась окраска их натуральными красителями. Для изготовления красителей употреблялись местные растения, свойства которых были хорошо известны.6
«...для покраски использовали натуральные красители: луковую шелуху, ольховые шишки, саму ольху, зелёную траву, кору черёмухи».7 «…корой черёмухи или ольхи красили в коричневый цвет. Листьями берёзы - в зелёный. Чёрный цвет получали при окрашивании полотна листьями ольхи и дикой розы»8
Шибалова З.А. рассказала: «…сначала надо вскипятить воду в чугуне, туда опустить пряжу натуральный краситель, который был необходим, также добавляли горсть соли, чтобы краска хорошо закрепилась на пряже. Всю ночь пряжа находилась в чугуне в русской печи. Утром вынимали пряжу, сушили.
А чтобы получились белые нити, пряжу замачивали в растворе золы, пряжа получалась белой, потом прополаскивали и расстилали на мартовский наст, чтобы яркое весеннее солнце отбелило нитки». «…весной льняное полотно расстилали по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Таким образом, холст из серого превращался в белый»
Ткачество.
1) Технология ткачества.
Ближе к зиме крестьянки начинали ткать холсты. В каждой избе устанавливался ткацкий стан - «кросна».10 (Фото 2и 3). «…зимой, когда много свободного времени, ткали женщины в деревнях половики. Ткать умели почти всё, еще девчонками выучились у матерей»11. «Ткацкий станок устанавливали дома в передней комнате (так в старину называли самую большую комнату в которой принимали гостей). Обычно ставили между печкой и окном. В те времена электричества не было и ткачихам приходилось выбирать самое светлое место в комнате. Свет падал от окна и в тоже время от печки. В основном ткачеством занимались поздней осенью и до ранней весны»12
Основные цвета этой ткани традиционны для всего Русского Севера -красный, синий и белый, реже встречалось добавление зелёного и жёлтого цветов, однако пестрядь была чрезвычайно разнообразна по ритму составляющих узор клеток - мелких и крупных, простых и сложных13. «Половики обычно были вытканы широкими полосами разного цвета. Но ярких цветов не было. В половиках использовались больше серые, синие, коричневые нити»14 (Фото 4). Воропанова Е.М. рассказала «…ткали из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы брали простые катушечные нитки. Половики ткали широкие, шириной до 80 сантиметров».15 (Фото 5)
Одним из основных инструментов ткацкого станка-бедро.
«Бердо - рамка с решеткой из тонких лучинок, между которыми проходит основа. Бердо устанавливает ширину и плотность половика, выравнивает ход основы. Бердо вставлено в разъемную двухчастную раму – белки. Чтобы заправить нити в нитченки, ткачихи садились друг против друга: одна подает двумя пальцами нитку через петлю (кобылку) нитченки, другая принимает ее. В одну нитченку пропускают нечетные нити, а в другую - четные.
Нити вдевают в бердо. Здесь порядок основан не на разделении зевов, а на группировке пар нитей, образующих зев. Каждую пару нитей, четную и нечетную, пропускают в зуб между тростинками берда, пользуясь самодельным крючком - щепкой, у которой с одного края сделана зарубка»16 (Фото 6 и 7)
2) Ткачихи-рукодельницы.
За день опытная мастерица, работая не отрываясь, могла наткать до трёх метров. Скапливаются за зиму в чуланах огромные рулоны половиков по тридцать с лишним метров. Вынесет женщина напоказ такой рулон, с гордостью за свою работу раскатит его по комнате. «А я вот ещё и так делаю, так могу!» - метнёт под ноги другая мастерица. И вот уже вся комната полыхает красками, нарядная, праздничная».17
Особенности узора Погореловского ткачества.
Дробинина Нина Федоровна рассказала: «Самым распространенным материалом для создания половиков являются старые ткани. Ткани обычно резали или рвали на узкие длинные полоски от 0,5 см до 2 см ширины, которые перед началом работы подкручивала на веретене. Это называется «уток». В основу брали толстые прочные льняные нитки. Их накручивали на трубичи. После этого переходят к снованию нитей» 18.(Фото 8)
«Половики обычно были вытканы широкими полосами разного цвета. Но ярких цветов не было. В половиках использовались больше серые, синие, коричневые нити» 19.(Фото 9 и 10)
«Она долго подбирала кусочки старой одежды, выкладывала ее на полу, чтобы представить, как половик будет выглядеть в готовом виде. Если тканей нужного оттенка не было, она перекрашивала лоскутки, чтоб конечный результат был безупречен.» 20
« Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки. Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра).»21
«В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, узор выполнен на основе традиционного елочного орнамента. В качестве декора или границы рапорта делались косички: белая и красная или черная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора. Такие узоры назывались «Елочка», «Косичка» такой орнамент напоминает русские сарафаны» 22.(Фото 11 и 12)
Применение.
Воропанова Е.М. рассказала: «Это сейчас у нас квартиры с коврами и паласами на полу. А раньше жили в деревянных домах. Вспомним, что же было постелено на полу? Помните? Пол был застелен половиками. Домоткаными половиками. Тканые половики разной длины, ширины и разнообразных расцветок встречали нас в любом доме. И это было красиво, удобно, обычно и нормально»23
Половиками застилали дощатый выкрашенный пол. Причем застилали те места, где по полу ходили, как бы обозначая половиком те места, где можно ходить. Половики были универсальны. Ими застилали крылечки, коридоры, комнаты и кухни. Если половик был слишком длинный, его можно было загнуть и расстилать дальше»24 . «Если такие половики становились слишком грязными, их стирали. Половик тёрли и чистили щёткой с мылом. Потом полоскали. Процесс долгий и муторный, если учесть, что водопроводов не было, а воду носили с ключа или колодца».25
Работа и устройство ткацкого станка.
Соболева Галина Александровна рассказала: «Когда мы жили с мамой (Протопопова Ираида Александровна) в деревне Тафта, Погореловского с\совета, она устанавливала ткацкий станок и ткала половики. Нам тоже разрешалось работать на станке и это даже поощрялось.» 26
«Сначала нитки наматывали на трубицы, (Фото13) затем на сновала, от двух трубиц, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене (фото14), затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена), чтобы не запутать нитки, плели косу, (пучок снимается и вяжется коса) (фото15). В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы. Ниточная основа наматывается парными нитками на деревянный вал или "навой", (фото 16) который устанавливается в гнезда станины на задней стороне станка)» 27«Нити основы парами (четная-нечетная) продергиваются через ценники (фото 17) из ценников нити идут в нитченицы и через рабочее бердо закрепляются на переднем. Пришвица устанавливается в гнезда станины в передней части станка. На этот вал наматывается готовая продукци основы, валы фиксируются с помощью рычагов - "притужальников"(фото18). С помощью притужальников производится также необходимая подмотка валов. Две нитченицы (Фото19) подвешиваются с двух сторон через деревянные блоки - они называются "векошки". Внизу нитченицы сыромятной кожей или веревками соединены с "подножками". (фото20) Нажимая ногами поочередно на подножки, можно поднять вверх нечетные нити, а опустить вниз четные, или наоборот. При нажатии ногой на подножку образуется зев - пространство между рядами четных и нечетных нитей. Остается продернуть внутри зева челнок с уточной нитью, (фото 21) выровнять ее по краю, затем, отпустив подножку и слегка зажав нить, прижать ее бердом (Фото 22) ко краю сотканого полотна, затем нажать на другую подножку и, зажав уточную нить основой, плотно прибить ее бердом к основной ткани.» 28
Заключение.
В результате наблюдений, исследований я узнала много интересного о ткачестве, о декоративно-прикладном творчестве Погореловского поселения, получила новые знания о ремёслах родного края.
С интересом рассматривала замысловатые узоры на половиках. Сколько творчества вложила каждая мастерица в своё изделие. Прошли десятки лет, ушли из жизни эти люди, а творения их рук остались. Мы любуемся их красотой. Они приносят нам радость, заставляют восхищаться талантом мастериц и рассказывают о духовной красоте русского человека.
Каждая такая вещица хранит в себе тепло рук мастера, который её создал. Это и семейная реликвия, и предмет декоративно- прикладного творчества. Это наша память, история и культура.
Результаты исследовательской работы.
В ходе исследовательской работы:
1. Изучили литературу по ткачеству.
2. Познакомились с людьми, которые занимались ткачеством.
3. Исследовали технологию ткачества.
4. Рассмотрели разные варианты использования холста Погореловскими мастерами.
5. Выяснили особенности узора Погореловского ткачества
6. Создали свои образцы узоров для половичков.
7. Познакомиться с процессом работы на ткацком станке и описать его
8. Собрали фотографии связанные с ткачеством.
9. Составили рассказ о ходе исследования.
IV. Примечания.
1 Шангина И. И. Прядение // Русские девушки. – [Науч.-популяр. изд. ]. – СПб., 2007
2 Баранов С.Ю, А.А. Глебов, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края.
3 Из воспоминаний Шибаловой Зои Александровны (1941 г.р.), жительницы
д. Погорелово.
4 Баранов С.Ю, А.А. Глебов, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края.
5 Из воспоминаний Шибаловой Зои Александровны (1941 г.р.), жительницы
д. Погорелово.
6 Баранов С.Ю, А.А. Глебов, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края.
7 Из воспоминаний Шибаловой Зои Александровны (1941 г.р.), жительницы
д. Погорелово.
8 Из воспоминаний Шибаловой Зои Александровны (1941 г.р.), жительницы
д. Погорелово
9 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р), жительницы
д. Погорелово.
10 Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. – М., 1959. – (Труды Государственного исторического музея; Вып. 33). – С. 7 – 37.
11.Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы
д. Горбенцево.
12 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р.), жительницы д. Погорелово.
13 Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. – М., 1959. – (Труды Государственного исторического музея; Вып. 33). – С. 7 – 37.
14 Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы д. Горбенцево.
15 Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы д. Горбенцево.
16 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р.), жительницы д. Погорелово.
17 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р.), жительницы д. Погорелово.
18 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р.), жительницы д. Погорелово.
19 Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы д. Горбенцево.
20 Из воспоминаний Рыжовой Елены Николаевны (1969 г.р.), жительницы п. Юбилейный.
21Из воспоминаний Соболевой Галины Александровны(1952 г.р.), жительницы д. Бор.
22 Из воспоминаний Рыжовой Елены Николаевны (1969 г.р.), жительницы п. Юбилейный
23 Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы д. Горбенцево.
24 Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р), жительницы д. Горбенцево.
25 Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р.), жительницы д. Погорелово.
26Из воспоминаний Соболевой Галины Александровны(1952 г.р.), жительницы д. Бор.
27Из воспоминаний Соболевой Галины Александровны(1952 г.р.), жительницы д. Бор.
28Из воспоминаний Соболевой Галины Александровны(1952 г.р.), жительницы д. Бор.
V. Список используемой литературы. 1. Баранов С.Ю, А.А. Глебов, Ю.В. Розанов. Культура Вологодского края.
2. Баранов С.Ю, А.А. Глебова Рукоделие и ремёсла ; [рец. А.В. Камкин, И.В. Мовнар]. – Вологда : ВИРО, 2004. – 159, [1] с
3. Левинсон-Нечаева М. Н. Ткачество // Очерки по истории русской деревни X-XIII вв. – М., 1959. – (Труды Государственного исторического музея; Вып. 33). – С. 7 – 37.
4. Лутцева Е. А .«Технология. Учимся мастерству»
«Праздники народов России». Энциклопедия М «РОСМЭН»,-2002
5.Ручное узорное ткачество= Handicraft of Russian North Weaving : [салфетки, столешники, костюмы, половики, скатерти, покрывала и др. : рекламный проспект] . – [Б. м. : б. и., 1998? – [9] л. – На рус. и англ. яз. – Каталог продукции череповецкой фабрики «Красный ткач».
6. Что такое. Кто такой: В3т. Т2 – 3е издание, перераб. и доп.- М; Педагогика – Пресс, 1992.
7. Фотографии из личного фотоархива автора исследовательской работы
8. Шангина И. И. Прядение // Русские девушки. – [Науч.-популяр. изд. ]. – СПб., 2007. – С. 85 – 89.
Респонденты:
1. Воропанова (Игнатьевская) Елены Михайловны (1936 г.р) д. Горбенцево2. Дробинина (Богданова) Нины Федоровны (1928 г.р) д. Федоровская, Погореловского с\с ( место жительства – Погорелово)
3. Припорова (Савинской) Ольги Николаевны (1964 г.р.) д. Быково, Погореловского с\с (место жительства - Погорелово).
4. Шибалова (Художилова) Зои Александровны (1941 г.р.) д. Топориха, Погореловского с\с. (место жительства – Погорелово)
5. Рыжова Елена Николаевна (1969 г.р.) (место жительства-п.Юбилейный)
6. Соболева (Протопопова) Галина Александровна (1952 г.р) д. Тафта Погореловского с\с. (место жительства д. Бор)
VI. Приложение.
Из воспоминаний Воропановой Елены Михайловны (1931 г.р),
жительницы д. Горбенцево.
Зимой, когда много свободного времени, ткали женщины в деревнях половики. Ткать умели почти все, еще девчонками выучились у матерей. Ткали из тряпок, окрашенных в разные цвета, нарезанных на тонкие полосы и скрученных. В качестве основы брали простые катушечные нитки. Половики ткали широкие, шириной до 80 сантиметров. За день опытная мастерица, работая не отрываясь, могла наткать до трёх метров. Скапливаются за зиму в чуланах огромные рулоны половиков по тридцать с лишним метров. Вынесет женщина напоказ такой рулон, с гордостью за свою работу раскатит его по комнате. «А я вот еще и так делаю, так могу!» — метнет под ноги другая мастерица. И вот уже вся комната полыхает красками, нарядная, праздничная.
Это сейчас у нас квартиры с коврами и паласами на полу. А раньше жили в деревянных домах. Вспомним, что же было постелено на полу? Помните? Пол был застелен половиками. Домоткаными половиками. Тканые половики разной длины, ширины и разнообразных расцветок встречали нас в любом доме. И это было красиво, удобно, обычно и нормально.
Половиками застилали дощатый выкрашенный пол. Причем застилали те места, где по полу ходили, как бы обозначая половиком те места, где можно ходить. Половики были универсальны. Ими застилали крылечки, коридоры, комнаты и кухни. Если половик был слишком длинный, его можно было загнуть и расстилать дальше.
Половики обычно были вытканы широкими полосами разного цвета. Но ярких цветов не было. В половиках использовались больше серые, синие, коричневые нити. Долгое время половики ткали в деревнях на специальных самодельных станках вручную. Поэтому для окраски нитей использовали натуральные растительные красители, которые не обладали яркостью красок.
Если такие половики становились слишком грязными, их стирали. Половик терли и чистили щеткой с мылом. Потом полоскали. Процесс долгий и муторный, если учесть, что водопроводов не было, а воду носили с ключа или колодца.
Вместе с половиками в каждом доме, наверное, были вязаные коврики. Коврики вязали крючком из тканевых ниток.
На такие коврики шло старое тряпье. Платья, рубашки, плащи, да и любая, более-менее прочная и красивая ткань. Тряпье нарезалось на длинные полоски. Подбирались подходящие цвета и фактура ткани. Полоски связывались в единую нить, и формировался клубок ниток.
Из такой тканевой полоски-нитки крючком и вязались коврики. Коврики могли быть разных размеров, маленькие и большие, круглые и овальные.
Вязаный коврик мог пригодиться где угодно, в любое место в доме можно было положить это ручное изделие. На пол, на стул, на диван, на сундук, на порог. Такие коврики придавали уют дому.
Из воспоминаний Дробининой Нины Федоровны (1928 г.р),
жительницы д. Погорелово.
Ткацкий станок устанавливали дома в передней комнате ( так в старину называли самую большую комнату в которой принимали гостей) Обычно ставили между печкой и окном. В те времена электричества не было и ткачихам приходилось выбирать самое светлое место в комнате. Свет падал от окна и в тоже время от печки. В основном ткачеством занимались поздней осенью и до ранней весны.
Самым распространенным материалом для создания половиков являются старые ткани. Ткани обычно резали или рвали на узкие длинные полоски от 0,5 см до 2 см ширины, которые перед началом работы подкручивала на веретене. Это называется «уток».
В основу брали толстые прочные льняные нитки. Их накручивали на трубичи. После этого переходят к снованию нитей.
Снование - это работа, при которой определяется длина и ширина будущих половиков. Она считается у деревенских ткачих одной из самых сложных и ответственных, поскольку ошибки здесь зачастую непоправимы. Сновалка – это громоздкое вращающееся сооружение из двух крестовин - верхней и нижней, которые соединены по центру общей осью, а на концах - столбами.
Перед тем, как снять готовую основу, стены перевязывают веревкой. Основу складывают петлями, плетут из петель косу, которая при необходимости может быть легко распущена.
Следующая, операция - перенос основы на ткацкий стан. Распуская плетень, навивали на «навой». «Навой» – это круглая колода для натягивания петель основы. Работу эту выполняют вдвоем. Одна работница вращала вал и расплетала косу, а другая - передвигала по направлению к себе «чевноницы», чтобы равномерно распределить основу на валу.
Нитченки - приспособления для разделения основы на зевы. Их подвешивают к стану на шнурах, пропущенных через бабышки, чтобы они свободно двигались вверх-вниз. Управляют нитченками с помощью педалей. Переступая по ним, ткачиха попеременно поднимает и опускает нитченки; каждый раз образуется зев, в который она прокидывает челнок с уточной нитью.
Бердо - рамка с решеткой из тонких лучинок, между которыми проходит основа. Бердо устанавливает ширину и плотность половика, выравнивает ход основы. Бердо вставлено в разъемную двухчастную раму – белки. Чтобы заправить нити в нитченки, ткачихи садились друг против друга: одна подает двумя пальцами нитку через петлю (кобылку) нитченки, другая принимает ее. В одну нитченку пропускают нечетные нити, а в другую - четные.
Нити вдевают в бердо. Здесь порядок основан не на разделении зевов, а на группировке пар нитей, образующих зев. Каждую пару нитей, четную и нечетную, пропускают в зуб между тростинками берда, пользуясь самодельным крючком - щепкой, у которой с одного края сделана зарубка.
Перед тем как прикрепить основу к нижнему валу, приготовляют притыкальник. Другой конец притыкальника зашит, в него продевают пруток и закрепляют к «пришвице».
В зев прокидывается уток, намотанный на челнок. С этого начинается собственно ткачество. Первые 10-20 рядов утка уходят на кромку; основа выравнивается, устанавливается нужная ширина и плотность половика.
Узоры на половиках бывают самые различные: полосатые, клетчатые.
Готовый холст морозили на морозе, расстилали на снегу. Весной льняное полотно расстилали по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Таким образом, холст из серого превращался в белый. Но когда приходилось изменять цвет льняного полотна, пользовались растительными красителями. Корой черемухи или ольхи красили в коричневый цвет. Листьями березы - в зеленый. Черный цвет получали при окрашивании полотна листьями ольхи и дикой розы.
Из воспоминаний Припоровой (Савинской) Ольги Николаевны
(1964 г.р.), жительницы д. Погорелово.
На этом удивительном станке ткали и половички, и холсты для рубашек, сарафанов. Каждая мастерица создавала на станке свои неповторимые узоры. В них отражалась её фантазия, находчивость. Половиками застилали дощатый пол. По большим праздникам, хозяйка дома стелила самые красивые половики, которые у нее обычно хранились в сундуке.
Моя бабушка, Савинская Елизавета Степановна 1909 г.р., жительница д. Быково, Погореловского с\с с раннего детства научилась ткать домотканые половики. Эти половики она дарила всей нашей большой семье. У меня дома до сих пор хранятся половики, которые мне подарила моя бабушка, некоторые из них я принесла в детский сад, что бы дети, приходя в музей «Русской избы» любовались красотой декоративно – прикладного творчества нашего края.
Из воспоминаний Шибаловой Зои Александровны (1941 г.р.),
жительницы д. Погорелово.
Раньше, половички ткали вручную на ткацких станках.
А нитки получали изо льна, который выращивали на полях.
Для того чтобы получился такой половичок, очень много работы необходимо было сделать. Весной необходимо было посадить льняное семя в землю. В августе месяце, когда лен поспевал, его вырывали и расстилали под августовские росы. Затем сушили на овинах (в старину в этих помещениях молотили зерно)
Сначала лен теребили, мяли в мялку, трепали, чесали, и получалась мягкая, пушистая кудель.
С приходом зимы, когда вся осенняя работа была сделана. Зимними вечерами эту кудель пряли, а потом пряжу красили.
Для покраски использовали натуральные красители: луковую шелуху, ольховые шишки, саму ольху, зелёную траву, кору черемухи. Сначала надо вскипятить воду в чугуне, туда опустить пряжу натуральный краситель, который был необходим, также добавляли горсть соли, чтобы краска хорошо закрепилась на
пряже. Всю ночь пряжа находилась в чугуне в русской печи. Утром вынимали пряжу, сушили.
А чтобы получились белые нити, пряжу замачивали в растворе золы, пряжа получалась белой, потом прополаскивали и расстилали на мартовский наст, чтобы яркое весеннее солнце отбелило нитки. Из этих ниток и ткали холсты вручную на ткацких станках, которые были в деревнях в то время в каждой избе.
Мне, конечно, хотелось увидеть этот удивительный станок и узнать, как он работает.
5. Из воспоминаний Рыжовой Елены Николаевны (1969 г.р),
жительницы п. Юбилейный.
Первое, что представляется мне, когда речь заходит о домотканых ковриках – это половики, которые ткала моя бабушка, Ерегина Анфия Николаевна, проживающая в Бабушкинском районе с. Юркино.
Долгими вечерами я наблюдала, как бабушка на ткацком станке, ткала простые узоры.
Домотканые половики из грубых материалов использовались при входе в избы, из более мягких тканей применялись как покрывала. Изначально ткань резалась на длинные куски шириной 0,5-2 см, а после прокручивалась на веретене. Дальше их ткали обычным способом, используя в качестве основы нити из прочного материала: конопляные, льняные, хлопчатобумажные. Для ткачества половиков использовались специальные берды с более крупными зубьями, они применялись для сбивания нитей в единое полотно.
В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, узор выполнен на основе традиционного елочного орнамента. В качестве декора или границы рапорта делались косички: белая и красная или черная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора. Такие узоры назывались «Елочка», «Косичка» такой орнамент напоминает русские сарафаны.
На средней зарубке веретена связывались две нити контрастных цветов. В процессе скручивания получался узор «Елочка». Яркие нити подбирались не с проста - это служило для того, чтобы выделить рисунок на половиках. Умелая ткачиха выкладывала этот узор в процессе ткачества.
Домотканые половики и поныне служат украшением жилища. Особенно приятно они смотрятся в частном деревянном доме, где придают особую атмосферу уюта.
Домоткаными всегда были украшением дома, мастерицы стали стараться подбирать ткани и создавать определенный цветовой ритм. По рассказам моей бабушка очень тщательно относилась к вопросу цвета и рисунка своих половиков. Она долго подбирала кусочки старой одежды, выкладывала ее на полу, чтобы представить, как половик будет выглядеть в готовом виде. Если тканей нужного оттенка не было, она перекрашивала лоскутки, чтоб конечный результат был безупречен.
Из воспоминаний Соболевой (Протопоповой) Галины Александровны (1952г.р)д. Бор.
Когда мы жили с мамой в деревне Тафта, Погореловского с\совета, она устанавливала ткацкий станок и ткала половики. Нам тоже разрешалось работать на станке и это даже поощрялось. Поэтому те далекие приемы и сама конструкция деревянного ткацкого станка с детства навсегда отпечатались в моем сознании.
Ткали половики из старых, вышедших из обихода вещей. Их простирывали, разрезали аккуратно ножницами на длинные полоски сантиметра по два шириной и сматывали в клубки.
Таких клубков надо было очень приличное количество, чтобы соткать половики. Чем ярче и разнообразнее цвета клубков, тем интереснее получится половичок, это еще от мастера зависит. Обычно узор составлял троицу - делалась широкая (8-10 сантиметров) цветная полоса и затем разделительный бордюр из двух полос , например черных, с белой полосой между ними (шириной по 1-1,5 сантиметра).
Длину основы для половиков выбирали такой, чтобы хватило на нее клубков тряпочек и чтобы успеть соткать все за зимний период. Обычно длину основы, а, естественно, и готовых половиков измеряли в "стенах". Одна стена равна длине основы за один оборот станка для снования. Очень интересная и хитрая процедура намотки основы или "снование".
При сновании необходимо создать несколько сотен параллельных парных нитей (считаются в пасмах, 30 парных нитей - одна пасма) одинаковой длины (длина нити - несколько стен). При этом сматываются нити с двух катушек.
Для снования применяется свой станок. Он представляет собой две квадратные рамки из деревянных реек размером примерно 2,5 метра, скрепленные крестообразно на оси. Ось жестко закреплена на полу, чтобы рамки могли крутиться. На всех вертикальных рейках есть семь зарубин, чтобы зацеплять нить.
От двух катушек, находящихся на полу, протягиваются нити каждая до своего кольца, которое закреплено на стене ровно над катушкой, затем продеваются в кольца и закрепляются вместе на верхнем пальце рамки. Затем рамка закручивается, постепенно навивая на себя с приличным шагом вниз парную нить. За один оборот рамки навивается около 7 метров нити (1 стена). При других размерах станка длина стены будет другая.
При этом шаг намотки должен быть такой, чтобы через семь оборотов оборота нить была на уровне нижней вилки. Затем парная нить закрепляется восьмеркой и рамка крутится обратно, наматывая нить по тому же пути, только вверх. Дойдя до верхнего пальца, нить зацепляется за него, и мотаем обратно. Таким образом наматывается пучок параллельных парных нитей в количестве, нужном для данной основы.
Затем пучок снимается и вяжется коса. В таком виде основа занимает мало места, хорошо переносится, не запутывается и, при сматывании на навой, легко освобождается из косы. Ниточная основа наматывается парными нитками на деревянный вал или "навой", который устанавливается в гнезда станины на задней стороне станка.
Нити основы парами (четная-нечетная) продергиваются через ценниками из ценников нити идут в нитченицы и через рабочее бердо закрепляются на переднем валу - по-нашему "пришвица". Пришвица устанавливается в гнезда станины в передней части станка. На этот вал наматывается готовая продукци основы, валы фиксируются с помощью рычагов - "притужальников". С помощью притужальников производится также необходимая подмотка валов.
Две нитченицы подвешиваются с двух сторон через деревянные блоки - они называются "векошки". Внизу нитченицы сыромятной кожей или веревками соединены с "подножками". Нажимая ногами поочередно на подножки, можно поднять вверх нечетные нити, а опустить вниз четные, или наоборот.
При нажатии ногой на подножку образуется зев - пространство между рядами четных и нечетных нитей. Остается продернуть внутри зева челнок с уточной нитью, выровнять ее по краю, затем, отпустив подножку и слегка зажав нить, прижать ее бердом ко краю сотканого полотна, затем нажать на другую подножку и, зажав уточную нить основой, плотно прибить ее бердом к основной ткани.
6.Ткацкий станок для половико
Наиболее распространенное название — ткацкий стан
Составными частями стана являются:
боковые стойки (правая и левая); к плечу левой стойки привязывается рычаг, к соединительному бруску правой — чека, паз для колоды; отверстие для пришвы; отверстия для соединительных брусьев; притужальник Боковые стойки соединяются брусьями и крепятся клиньями.
В задние пазы боковых стоек вставляется колода (задний навой);
пришва (передний навой).
Верхние части боковых стоек именуются плечами. На них навешиваются круги с привязанными к ним нитченками и подножками: набелки с вставленными в них бёрдом .7. Социальный опрос.
Здравствуйте, уважаемые участники опроса!
Прошу принять участие в моем исследовании и ответить на вопросы:
Есть ли в Вашей семье старинные вещи (семейные реликвии): рушники, вышивки, старинная одежда, домотканые половики?
Если есть, то какие?
Почему вы их храните? Какую они для Вас представляют ценность?
Спасибо за ответ.
8. Рисунок домотканого половика.
Я старалась рассмотреть каждую линию, каждый рисунок. Сколько фантазии, выдумки! Мне захотелось самой составить свои узоры

(Фото1)
Сундук моей бабушки Шибаловой Зои Александровны
(д.Погорелово 2014 г)

(Фото 2) (Фото 3)
МБДОУ д\с «Рябинка».
Музей «Русская изба»

(Фото 4) (Фото 4)
В горнице-Шибаловой Зои Александровны (д.Погорелово)

(Фото 5) (Фото 6)
Воропанова Елена Михайловна (д. Горбенцево 2014 г)

(Фото 7) (Фото 8)
В доме Дробининой Нины Федоровны (д. Погорелово 2013 г.)

(Фото 9) (Фото 10)
Рыжова Елена Николаевна (п.Юбилейный) 2014г.

(Фото 11) (Фото 12)
Узор «Елочка» 2014 г.

(Фото 13)
Соболева Галина Александровна.
Наматывание нитей на трубицы 2015 г.

(Фото 14) (Фото15)
Наматывание ниток на сновала. Плетение ниток в косу.
(фото16) (фото17)
Задний навой. Ценники.

(фото 18) (фото19)
Притужальник. Нитченицы.


(Фото 20) (Фото 21)

Подножки. Челнок с уточной нитью.

(Фото 22) (Фото23)
Работа на ткацком станке
Соболевой Галины Александровны 2015 г.

Итог работы.