Использование образовательных модульных систем (на примере уроков истории)


Использование образовательных модульных систем
(на примере уроков истории)
Подглазова Олеся Николаевна
Учитель истории и обществознания МОУ Чупровской ООШ
В настоящее время информационные технологии активно используются во всех сферах деятельности человека, в том числе и в образовании. Насыщенность школ цифровой техникой позволяют учителю максимально повысить результативность своего урока, но его эффективность  во многом зависит от выбора и грамотного применения  электронных образовательных ресурсов.
Традиционные формы уроков формируют у детей потребительский характер деятельности. Ученики перегружены однотипной работой. Многие не умеют работать с учебником, историческим источником, картой. Не умеют сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать материал. Как с помощью истории развивать личность ребенка, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы? Также необходимо и очень важно развивать познавательную активность учащихся. Все это заставляет искать новые средства обучения учащихся. На мой взгляд, решить эту проблему может использование на уроках образовательных модульных систем (ОМС). Это подтверждается концепцией развития школы и федеральной концепцией информатизации образования. Умелое сотрудничество человека и персонального компьютера позволяет сделать процесс обучения более эффективным. Это актуализирует тему моего педагогического опыта.
Образовательные модульные системы – это системы ресурсов, в которых, учебные объекты представлены множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука, информация структурирована в определенной логической последовательности и оснащена удобной навигацией.
  К новым инновационным качествам учебных модулей электронных образовательных ресурсов (ЭОР) относится:
  1. обеспечение всех компонентов образовательного процесса:
получение информации – информационные модули;
практические занятия - практические модули;
контроль учебных достижений – контрольные модули.
2. интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счёт использования активно-деятельностных форм обучения.
3. возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Учебные модули делятся на три вида:
информационные модули;
практические модули;
контрольные модули;
В своей работе я использую все три вида учебных модулей. При изучении новой темы я использую информационные модули. Каждый информационный модуль содержит план работы урока, по которому строится содержание модуля. В любое время я могу перейти или вернуться к нужному пункту плана. Также каждый информационный модуль показывает учащимся ленту основных событий, что дает учащимся представление о том, какие события произошли в данном периоде истории. Информационный модуль содержит графику, фото, видео, анимации и звук, поэтому учащимся очень интересно изучать новые темы. В конце данного модуля выводится таблица результатов, которая показывает информацию о времени, затраченном на изучение каждого раздела плана и результатах работы.
Практический модуль еще более интересен для учащихся. При его использовании они самостоятельно могут выполнять интересные задания и закреплять знания по изученной теме. Например, при изучении темы «Восточные славяне» в 6 классе я использую практический модуль «Как жили древние люди». Данный модуль ставит перед учащимися три задачи: лучше запомнить хронологию и места расселения славян; при помощи карты узнать, какие восточнославянские племена существовали и как они жили; выяснить, какие племена были соседями восточнославянских племен, какие народы являлись врагами славян; определить, на каком языке говорили племена, жившие на территории восточных славян. Для решения данных задач учащиеся выполняют задания:
1. работа с таблицей - на установление хронологической последовательности событий;
2. работа с картой – проверка знаний мест расселения восточных славян и их соседей;
3. расположение племен по языковым группам;
4. работа с лентой времени – установление хронологической последовательности событий.
Если при выполнении работы у учащихся возникают затруднения, они могут воспользоваться подсказкой. В конце модуля можно просмотреть результаты выполнения работы – время, потраченное на выполнение работы и число использовавшихся подсказок.
Последний вид учебных модулей – контрольные модули. Например, при изучении истории Древней Греции я использую контрольный модуль «Древняя Греция». В начале работы учащимся сообщаются цели выполнения контрольной работы. Затем они приступают к выполнению контрольных заданий:
разместить на карте центры Минойской и Микенской цивилизации (проверяются знания географических объектов);
совместить изображения персонажей с их деяниями (проверяются знания исторических личностей Древней Греции);
установить соответствия между терминами и их значениями (словарная работа по истории Древней Греции);
выполнить тестовые задания и т.д.
Правильность выполнения каждого задания отражается внизу окна учебного модуля. Если задание выполнено неправильно – внизу появляется красный квадратик, если задание выполнено правильно – квадратик зеленого цвета. В конце контрольного модуля располагается таблица с результатами выполнения работы. В ней можно увидеть время, потраченное на выполнение заданий, процент выполнения заданий и общий результат. Результаты выполнения контрольной работы всегда можно сохранить, выбрав значок дискеты в правом нижнем углу окна учебного модуля. После выполнения контрольной работы я анализирую таблицу результатов и выявляю те темы, которые не усвоили учащиеся, так как не смогли выполнить задания по данным темам. Таким образом, можно сразу увидеть те темы, понятия, даты, которые не усвоили учащиеся, и планировать дальнейшую работу по изучению тем и в преодолении пробелов в знаниях.
Для применения учебных модулей на уроке мне требуется компьютер и проектор. Если требуется проверить знания каждого учащегося, то свой урок я провожу в компьютерном классе с использованием нескольких компьютеров. Главное, что дают образовательные модули учащимся - возможность действительно научиться.
  Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул. Электронные образовательные ресурсы нового поколения – образовательные модульные системы - позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений и навыков.
  Таким образом, результатами применения образовательных модульных систем на уроке истории являются:
- высокий познавательный интерес учащихся к истории;
- индивидуализация процесса обучения;
- увеличение объема самостоятельной работы учащихся (системно-деятельностный подход);
- обновление содержательной стороны предмета истории;
- проблемный, творческий, исследовательский характер учебной работы;
- реализация практической подготовки к экзамену.
Перспектива опыта заключается в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования учителем инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся. Использование образовательных модульных систем на уроках истории позволяет мне создать и проследить индивидуальную образовательную траекторию учащегося, полноценно использовать компьютер и мультимедиа. Ведущая идея моего индивидуального педагогического опыта: каждый урок должен быть ярким, запоминающимся, должен нести реальную пользу ученику.