Урок географии для 5 класса «Земля — планета Солнечной системы»


План-конспект урока географии в 5 классе по теме: «Земля – планета Солнечной системы»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы
Метапредметные: выделять и объяснять существенные признаки понятия «глобус», использовать метод моделирования для объяснения причины разного радиуса Земли, находить и использовать дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю, сравнивать результаты измерений и делать выводы
Личностные: формирование целостного мировоззрения о месте Земли в Солнечной системе, формирование коммуникативной компетенции
Тип учебного занятия по дидактической цели: - урок «открытия» новых знаний
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, видео, глобусы, мягкие линейки
Цель урока: Создать условия для формирования представления о Земле как планете Солнечной системы
Задачи урока:
Научить различать планеты земной группы, измерять «земные окружности» с помощью глобуса, определять место планеты Земля среди других планет Солнечной системы
Научить учащихся анализировать информацию, самостоятельно классифицировать и группировать ее, решать творческие задачи
Сформировать целостное мировоззрение о составе Солнечной системе и месте планеты Земля в ней, развить коммуникативную компетенцию посредством работы в парах
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Ценностный компонент урока*Критерии эвристического урока
Эвристическое задание – метод придумывания
Мотивационно-ориентировочный этап
5минут
Эвристическое задание – метод гипотез
Приветствие учителя.
Индуктор
Формулирование темы урока.
-Ребята, вам предлагаются две загадки, с помощью которых вы сможете назвать тему сегодняшнего урока:
Весь мир кормлю, а сама не ем. Никого не родила, а все матушкой зовут.
*Придумайте загадку с помощью опорных слов. Работаем в рабочих листах.
Из уроков окружающего мира вы знаете, что наша планета не одинока во Вселенной. Как бы вы сформулировали нашу тему?
Давайте попробуем дать определения понятий нашей темы: планета, Солнечная система
-Ребята, а какие бы вы хотели поставить перед собой цели? Вырабатываем общие.
-Надеюсь, мы справимся с целями, вы получите ответы на поставленные вопросы.
*-Знаете ли вы значение словосочетания «Тридевять земель»? Предложите гипотезу. Докажите свои предположения
Сравнение с КИА
Объяснение учителя: В нашей Солнечной системе существует 27 Земель. Современная наука открыла их только часть и продолжает открывать, а наши предки знали все 27 Земель (тридевять из сказок многие помнят, что три по девять = 27) Учащиеся отгадывают загадки и формулируют тему урока. «Земля и планеты Вселенной», «Планеты Солнечной системы и планета Земля».
Учащимся выдаются карты «Знайка-запоминайка», в которых они выполняют задания по закреплению знаний каждого блока
Учащиеся определяют для себя цели, которые хотели бы поставить перед собой (предположительно)
Узнать, почему Земля круглая?
Изучить форму и размеры Земли.
Ответить на вопрос: почему жизнь есть только на Земле, есть ли живые существа на других планетах?
Предположительные ответы: очень далеко, за горизонтом, труднодоступные места, добраться туда невозможно
Самостоятельное формулирование темы
Самостоятельное целеполагание*урок самореализация ученика
*урок открытия нового
Построение гипотезы в рамках эвристического задания. Возможность сравнить собственное мнение с культурно-историческим аналогом - КИА
Блок№1. Земля в Солнечной системе
Операционно-исполнительский этап
35 минут
Блок №2. Происхождение Земли
Закрепление
Блок №3. Форма и размеры Земли
Демонстрация опыта
Практическая работа
Эвристическое задание – метод «Если бы…»
3 минуты
Закрепление
Итак, тема и цели нашего урока определены.
Знаете ли вы - каков состав нашей Солнечной системы?
Самостоятельная работа. Наша задача – составить схему «Состав Солнечной системы», пользуясь текстом учебника. Читаем текст на странице 15. Вам нужно выделить вторую группу планет и назвать ее. Учащиеся должны выделить планеты земной группы и планеты-гиганты

Физминутка «Планеты, стройся в ряд!»
Учащимся предлагается построиться в порядке убывания размеров планет, в порядке расположения от Солнца
Работа в печатных тетрадях стр.7. Задание №1. Подписать планеты. Остальное выполнить дома.
Промежуточный контроль: игра – тестирование «Знайка-запоминайка»

Давайте попытаемся обратиться к своему собственному знанию и сформулируем гипотезу о возникновении нашей планеты
Видео «Происхождение Земли»
Учитель дает краткую информацию о существующих гипотезах происхождения планеты Земля, ссылаясь на видео фрагменты и презентацию.
Давайте рассмотрим рисунок №6 учебника и попытаемся воссоздать картину развития Земли в течение первых миллиардов лет.
Учитель проводит закрепление с помощью методики неоконченных предложений.
Наша планета возникла из…
Жизнь на планете Земля зародилась (время)…
Губительными для всего живого были…
Защищает живые организмы от гибели…
Жизнь зародилась в…
Какова, по – вашему мнению, форма Земли? Ведь в далеком прошлом люди не верили, что у нашей планеты шарообразная форма. Оказывается, Земля не идеальный шар, каким представлена в модели – глобусе.
Учитель демонстрирует опыт, показывающий формирование шарообразной формы при вращении стержня.
Впервые предположил, что Земля имеет форму не идеального шара Исаак Ньютон. Позже ученые доказали, что наша планета имеет грушевидную форму. И называется такая форма – геоид. Более точное название Земли – геоид-эллипсоид Красовского.
Учитель дает сведения о размерах Земли в сопоставлении с другими объектами
Учитель дает задание из раздела «Школа географа-следопыта».
Давайте попробуем сами убедиться в том, что Земля – не идеальный шар. Нам поможет в этом глобус.
*Работа в парах. Представьте себе, что Земля имеет форму куба. Как изменилась бы жизнь на нашей планете?
Сравнение с КИА
Итак, теперь мы знаем какова форма Земли, и каковы ее размеры.
Давайте закрепим полученные знания и найдем соответствия между цифрами и их значением. Заполните задание в карте №5 «Найди пару» Школьники перечисляют планеты, которые им известны из курса «Окружающий мир». Учащиеся составляют самостоятельно схему, выделяют свойства планет 2 групп
Учащиеся выдвигают версии, обосновывают свою точку зрения, высказываются на заданную тему с одноклассниками и учителем.
Просматривают видео, отвечают на вопросы: как возникла Земля? Когда появилась в Солнечной системе? Какие лучи губительны для живых существ? Что защищает Землю от них?
Учащиеся самостоятельно делают выводы
Учащиеся выполняют задание в рабочих тетрадях. Измеряют окружности по экватору и меридиану, записывают данные в тетрадь. Проводится обсуждение. Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что экваториальный радиус больше полярного.
Возможность применения учащимися полученных знаний в иной ситуации
*урок развития компетенций
Использование ранее полученных знаний их разных источников
*урок социального учета
Выдвижение гипотез и их обоснование.
*урок развития компетенций
*урок создания образовательного продукта
*урок коммуникаций
Возможность развития коммуникативной компетенции
Рефлексивно-оценочный этап
Домашнее задание
2 минуты
Рефлексия. Игра «Удивительные материки»
Домашнее задание
1. Базовый уровень – Важно ли, что Земля - третья от Солнца планета. Объясни свой ответ.
2. Повышенный уровень - Создай модель Солнечной системы
- Составь кроссворд, используя понятия и термины урока
3. Высокий уровень (творческое задание «Я-творец». Представь, что ты – творец и можешь создать новую планету. Назови ее. Опиши, какая она, кто на ней живет, чем она отличается от планеты Земля? Учащиеся располагают свои кораблики возле тех материков, которые для них были в течение урока наиболее привлекательными: материк Радости, материк Грусти, материк Удовольствия, материк Воодушевления, материк Наслаждения, материк Недоумения, Бермудский треугольник. Учащиеся получают возможность высказать свое мнение об уроке
Дифференцированное домашнее задание позволяет реализовать индивидуальный подход
*метапредметный урок
* создание образовательного продукта