РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Информационные технологии в профессиональной деятельности


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.05. Информационные технологии в профессиональной деятельности
2014г.
Рассмотрена на заседании методической комиссии ____________
_________________________________
_________________________________
Протокол № _________ от 29.08.2014
Председатель_____________________ Соответствует требованиям ФГОС СПО по специальности 210723.03 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания
Заместитель директора по учебно-методической работе ________
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 210723.03 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания
Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Гуманитарно-технический техникум» г. Оренбурга
Разработчик:
Рюмин Станислав Владимирович - преподаватель

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
условия реализации учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
11
паспорт примерной ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании по программам повышения квалификации при наличии начального профессионального образования по профессии 210000 «Электронная техника, радиотехника и связь».
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина относится к общепрофессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
- использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального;
- применять компьютерные и телекоммуникационные средства;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные понятия автоматизированной обработки информации;
- общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем;
- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности;
- методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
- базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности;
- основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности. 1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 103 часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 69 часов самостоятельной работы обучающегося 34 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 103
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 69
в том числе: практические занятия 46
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 34
в том числе: индивидуальное проектное задание 18
подготовка докладов и рефератов 2
внеаудиторная самостоятельная работа 14
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1. Методы и средства информационных технологий 69 Тема 1.1 Введение Содержание учебного материала 4 Цели, задачи дисциплины. Принципы использования информационных технологий в профессиональной деятельности. 1
История развития инфотехнологий. Логическая структура дисциплины, ее место в системе подготовки специалиста, межпредметные связи. 1
Основные методы и средства обработки, хранения, передачи и накопления информации. Тема 1.2. Назначение, состав, основные характеристики компьютерной техники 1 Классификация организационной и компьютерной техники. 4 2
2 Состав ПК и основные характеристики устройств. 2
3 Назначение и принципы эксплуатации организационной и компьютерной техники. 2
Практические работы 5 Раздел 2. Электронные коммуникации 12 Тема 2.1. Основные компоненты компьютерных сетей. Содержание учебного материала 4 1. Типы компьютерных сетей, их топология. 2
2. Технические средства создания сетей. Адресация в сети. 2
Тема 2.2. Технология передачи данных в компьютерных сетях 1. Технология поиска информации в сети Интернет. Принципы пакетной передачи данных, организация межсетевого взаимодействия. 8 2
2. Использование информационных ресурсов для поиска и хранения информации. 2
3. Разновидности поисковых машин. 2
Лабораторные работы
0 Практические занятия
7 1. Поиск профессионально значимой информации в сети Интернет. 2. Организация пакетной передачи данных. Контрольная работа по теме «Электронные коммуникации»
2 Самостоятельная работа обучающихся
Характеристики основных видов компьютерной техники.
Характеристики и назначение основных прикладных программ.
Характеристики и назначение графических пакетов.
10 Раздел 3. Защита информации 20 Тема 3.1. Правовые аспекты использования информационных технологий и программного обеспечения. Содержание учебного материала 1. Законодательство в сфере защиты информационной собственности и авторских прав. 2 2
2. Лицензионное программное обеспечение, классификация лицензий. 2
Тема 3.2. Принципы защиты информации от несанкционированного доступа. 1. Классификация вирусов. Методы и средства защиты информации от вирусов. 8 2
2. Виды антивирусного программного обеспечения. 2
3. Применение антивирусных средств защиты. 2
Тема 3.3. Основные угрозы и методы обеспечения информационной безопасности. 1. Актуальность проблемы защиты информации. Способы защиты информации: физические (препятствие), законодательные, управление доступом, криптографическое закрытие. 10 2
2. Аспект уязвимости информации. Угрозы цифровой подписи 2
Лабораторные работы
0 Практические занятия
15 Самостоятельная работа обучающихся
Основные информационные угрозы и методы защиты.. 10 Раздел 4. Автоматизированная обработка информации в профессиональной деятельности 28 Тема 4.1. Основные понятия автоматизированной обработки информации. Содержание учебного материала 6 1. Чтение (интерпретация) интерфейса специализированного программного обеспечения, поиск контекстной помощи, работа с документацией. 2
2. Применение специализированного программного обеспечения для сбора, хранения и обработки технической информации. 2
Тема 4.2. Назначение, принципы организации и эксплуатации информационных систем. 1. Классификация информационных систем. 6 2
2. Определение информационной системы. Использование информационных систем. 2
3. Разделение информационных систем на информационные системы общего профиля и профессионально ориентированные. 2
Тема 4.3. Автоматизация профессиональной деятельности. 1. Технические средства автоматизации профессиональной деятельности: разновидности, возможности, классификация технических средств. 16 2
Лабораторные работы
0 Практические занятия
10 1. Построение автоматизированной систему на основе Б.Д Контрольная работа по теме «Автоматизированная обработка информации в профессиональной деятельности»
1 Всего: 69 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
3.1.Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Оборудование учебной лаборатории:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
-комплект учебно-наглядных пособий «Информационные технологии в профессиональной деятельности».
Технические средства обучения:
-компьютеры с лицензионным или свободным программным обеспечением общего профессионального назначения, мультимедиапроектор, принтер, сканер.
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи"(с изменениями. от 8 ноября 2007 г.)// Система ГАРАНТ, 2010.
Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. №8. Ст. 609.
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (сизменениями и дополнениями)// Система ГАРАНТ, 2010.
Постановление Правительства РФ «О государственном учете ирегистрации баз и банков данных» от 28 февраля 1996 г. // Там же. 1996. №12. Ст. 1147.
ГОСТ 34.003-90: Информационная технология: Комплекс стандартов на автоматизированные системы: Автоматизированные системы: Термины и определения. - М., 1991.
Голицина О.Л., Попов И.И., Максимов Н.В., Партыка Т.Л.«Информационные технологии» - М.: Форум - Инфра-М, 2006.
7.Кудрявцев Е.М. Оформление дипломных проектов на компьютере.-М.:ДМКПресс,2006.
8.Якубайтис Э.А. «Информационные сети и системы» - М.: Финансы и статистика, 2006.
9.Справочная правовая система Гарант.
Дополнительные источники:
1.Ковалева Н.Н., Холодная Е.В. Комментарий к Федеральному законуот 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационныхтехнологиях и о защите информации".// Система ГАРАНТ, 2007.
Интернет - ресурсы:
1.Федотов Н.Н. Защита информации Учебный курс HTML-версия (http://www.college.ru/UDP/texts).
Каталог сайтов - Мир информатики http://jgk.ucoz.ru/dir/.
Методические материалы, размещенные на сайте «КОМПАС вобразовании», http://kompas-edu.ru.
Сайт фирмы АСКОН., http://www.ascon.ru.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: - использовать технологии сбора, размещения, хранения накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах практические занятия
-использовать в профессиональной деятельности различные виды программного обеспечения, в т.ч. специального практические занятия, домашние работы
-применять компьютерные и телекоммуникационные средства практические занятия
-использовать технологии сбора, размещения хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах практические занятия
-применять компьютерные и телекоммуникационные средства практические занятия
-использовать технологии сбора, размещения хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах практические занятия
Знания: -основные понятия автоматизированной обработки информации; тестирование
-общий состав и структуру персональных компьютеров и вычислительных систем; Тестирование, выполнение домашней работы
-состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности; Тестирование, выполнение домашней работы
-методы и средства сбора, обработки, хранения передачи и накопления информации; Тестирование, выполнение домашней работы
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; -тестирование
-основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности тестирование