Научная работа по физической культуре на тему Воздушные шары: весело и полезно( 3 класс)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28







Исследовательская работа

«Воздушные шары: весело и полезно»



Выполнили:
Ученицы 3а класса Зеляева Дарья, Черкашина Таисия
Руководитель:
учитель физической культуры Зинин А.С.










2017 г.
Содержание

1.Введение
2.Теоритическая часть
А) дыхательная система человека
Б) дыхательная гимнастика ее влияние на здоровье
3.Практичекая часть
А) описание эксперимента
Б) Результаты эксперимента
4. Заключение
5. Список информационных источников














Введение
Вряд ли найдется хоть один человек, который не любит воздушные шарики! Но я задумалась – а может ли этот веселый предмет быть еще и полезным? Интересно, а как влияет надувание шариков на наше здоровье?
Предмет исследования: Развитие дыхательной системы у младших школьников
Объект исследования: Влияние воздушных шаров на дыхательную систему
Гипотеза: 
Надувание воздушных шариков полезно для здоровья.
Цель исследования:
Доказать, что надувание воздушных шариков развивает дыхательную систему.
Задачи исследования:
Изучить материал по дыханию в литературе и интернете.
Провести измерение объема легких на вдохе и выдохе в экспериментальной и контрольной группе.
Ежедневно вместе с ребятами надувать воздушные шарики, учитывать частоту  выполнения упражнений,
Сделать обработку данных и подвести итоги







Теоритическая часть
Дыхательная система
Чтобы подробнее изучить данный вопрос, я прочитала в литературе о строении и функциях дыхательной системы, узнала, что объем легких складывается из дыхательного объема, резервного объема вдоха и резервного объема выдоха.
Дыха
·тельная систе
·ма челове
·ка  совокупность органов, обеспечивающих функцию [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] человека ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] между вдыхаемым [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и циркулирующей по [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
Газообмен осуществляется в альвеолах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], и в норме направлен на захват из вдыхаемого воздуха [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и выделение во внешнюю среду образованного в организме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Различают верхние и нижние дыхательные пути. Символический переход верхних дыхательных путей в нижние осуществляется в месте пересечения [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и дыхательной систем в верхней части гортани.
Система верхних дыхательных путей состоит из полости носа ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] cavitas nasi), носоглотки ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] pars nasalis pharyngis) и ротоглотки ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] pars oralis pharyngis), а также частично ротовой полости, так как она тоже может быть использована для дыхания. Система нижних дыхательных путей состоит из гортани ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] larynx, иногда её относят к верхним дыхательным путям), трахеи ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
· (
·
·
·
·
·
·
·)), бронхов ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] bronchi), лёгких.
Вдох и выдох осуществляется путём изменения размеров [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] с помощью [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В течение одного вдоха (в спокойном состоянии) в лёгкие поступает 400500 мл воздуха. Этот объём воздуха называется дыхательным объёмом (ДО). Такое же количество воздуха поступает из лёгких в атмосферу в течение спокойного выдоха. Максимально глубокий вдох составляет около 2 000 мл воздуха. После максимального выдоха в лёгких остаётся воздух в количестве около 1 500 мл, называемый остаточным объёмом лёгких. После спокойного выдоха в лёгких остаётся примерно 3 000 мл. Этот объём воздуха называется функциональной остаточной ёмкостью (ФОЁ) лёгких. Дыхание  одна из немногих функций организма, которая может контролироваться сознательно и неосознанно. Виды дыхания: глубокое и поверхностное, частое и редкое, верхнее, среднее (грудное) и нижнее (брюшное). Особые виды дыхательных движений наблюдаются при [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. При частом и поверхностном дыхании возбудимость нервных центров повышается, а при глубоком  наоборот, снижается.



Дыхательная гимнастика
Обычное наше дыхание весьма поверхностно, оно захватывает только треть объема легких. При двигательной нагрузке дыхание несколько углубляется, но главным образом за счет учащения. Специальные упражнения заставляют работать большую часть легких, увеличивая тем самым количество поступающего в нашу кровь кислорода.
Дыхательная гимнастика – это комплекс дыхательных упражнений, направленных на укрепление здоровья и лечение различных заболеваний. Она предназначена для профилактики и лечения заболеваний связанных с органами дыхания, сердечно-сосудистых болезнях, вегето-сосудистой дистонии, половых расстройствах у женщин и мужчин, сахарного диабета, а также для похудения. Можно легко справиться с переутомлением и бессонницей.  В современном общество дыхательная гимнастика заслужила признание миллионов людей. Является одним из самых чудодейственных методов оздоровления. Дыхательные упражнения – являются неотъемлемой частью физической культуры и спорта, так как каждое упражнение, каждое движение человека сопровождается вдохом и выдохом. Дыхание – главный источник жизни. Человек сможет прожить без воды и пищи несколько дней, а без воздуха максимум – несколько минут. Дыхание – это совокупность процессов, которые обеспечивают поступление в организм кислорода и выделение из него углекислого газа (внешнее дыхание) и использование кислорода тканями и клетками для окисления органических веществ с освобождением содержащейся в них энергии, необходимой для жизнедеятельности (клеточное дыхание, тканевое дыхание).

Виды дыхания
Различают следующие виды дыхания: верхнее, среднее, нижнее, полное, обратное и с задержкой:   Верхнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется верхний отдел грудной клетки, мышцы живота слегка напрягаются, а диафрагма не смещается вниз.  Среднее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется средний отдел грудной клетки (вперёд и в стороны), мышцы живота меньше расслабляются, а диафрагма меньше смещается вниз.  Нижнее дыхание: при вдохе преимущественно расширяется нижний отдел грудной клетки, расслабляются мышцы живота, а диафрагма максимально смещается вниз.  Полное дыхание: нижнее, среднее и верхнее дыхание объединяются в один последовательный цикл, с максимальным наполнением лёгких.  Обратное дыхание: на вдохе мышцы живота не расслабляются, а наоборот напрягаются. Диафрагма смещается вниз. Грудная клетка не расширяется. Наполнение лёгких воздухом происходит за счет их «раздуванию» в сторону брюшной полости, и, соответственно, сдавливанию внутренних органов. При этом происходит активный их массаж.  Дыхание с задержкой. Существует три варианта данного вида дыхания:  - вдох, задержка, выдох;  - вдох, выдох, задержка;  - вдох, задержка, выдох, задержка.
По мнению йогов во время задержки дыхания происходит интенсивное наполнение организма энергией. Специалисты разных стран относят дыхательную гимнастику к числу действенных факторов способствующих оздоровлению и повышению устойчивости организма человека к различным заболеваниям. Виды дыхательной гимнастики В наше время существует большое количество дыхательных гимнастик:  - дыхательная гимнастика Йоги - дыхательная гимнастика Стрельниковой - дыхательная гимнастика Бутейко - дыхательная гимнастика Мюллера - дыхательная гимнастика для похудения Все приведенные выше дыхательные гимнастики построены на упражнениях, самыми главными элементами которых являются:  - искусственные затруднения дыхания;  - искусственные задержки дыхания;  - искусственные замедления дыхания;  - искусственное поверхностное дыхание.




Экспериментальная часть
Описание эксперимента
В эксперименте участвовали контрольная группа – 3г класс и экспериментальная группа – 3а класс.
Шарики надували с понедельника по пятницу перед 1 уроком.
Кроме этого на уроках физкультуры в 3 а классе проводились различные конкурсы и эстафеты с воздушными шариками. Обследование по измерению объема легких проводилось в сентябре и апреле.

Результаты эксперимента
В начале эксперимента в экспериментальной группе средний объем легких составил у мальчиков 6,9, у девочек 4,8. В конце эксперимента в экспериментальной группе средний объем легких составил у мальчиков 8,0 у девочек 5,8.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415


В контрольной группе средний объем легких у мальчиков 4,2, у девочек 3,6 в сентябре, в апреле средний объем легких у мальчиков 4,7, у девочек 4,2.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
В процентном соотношении в 3 а у мальчиков объем изменился на 16%, а в 3 г
На 13%, у девочек в 3 а объем изменился на 21%, в 3 г на 17%.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Следовально, надувание шариков увеличивает объем легких на 4 %.
Заключение:
Дыхательная гимнастика для учеников позволяет организму ребенка правильно развиваться. Она очень полезна для здоровья. При помощи несложных упражнений улучшается кислородный обмен в организме, стимулируется работа кишечника и сердца. Дыхательная гимнастика для учеников, отличающихся гиперактивностью, приносит двойную пользу. Ученики с ее помощью учатся расслабляться и успокаиваться.
Можно сказать, что дыхательная гимнастика с использованием воздушных шаров увеличивает за время эксперимента средний объем легких в среднем на 4% . Гипотеза нашла свое подтверждение – надувание воздушных шариков полезно для здоровья.














Список информационных ресурсов:
Вопросы и ответы. Энциклопедия. Перевод на русский язык. Издательство «Махаон»,2005 г. 255 с.
Гальперштейн Л.Я Моя первая энциклопедия Москва, «Росмэн», 2006, 255 с.
Сапин М.Р., Сивоглазов В.И. Анатомия и физиология человека с возрастными особенностями детского организма. Москва, «Академия»,2004 г. 448 стр.
Север. Дети. Школа. Сборник научных трудов. Выпуск III. \ под общ. ред. А.В. Грибанова, Т.В. Волокитиной. Архангельск: ПГУ им. М.В. Ломоносова 2001 г.
folk-med.ru/dyihatelnaya-gimnastika-a-n
slovari.yandex.ru
ru.wikipedia.org/wiki
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] temid=15
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://gifanimation.ru

Рисунок 1Root Entry