Конспект вводного занятия по вокалу















КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«ВВЕДЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ»




Днестрянская
Екатерина Владимировна
педагог дополнительного образования











Ст. Тацинская
2010г.
Цели занятия:
формирование основ духовно-нравственного воспитания детей школьного возраста через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
создание условий, способствующих повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувства ритма, речи через творческую деятельность.
Задачи:
Обучающие:
обучить применению в практической деятельности мажорного звукоряда, названию и месторасположению на нотном стане нот;
привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные:
способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
воспитывать потребность в общении с музыкой.

Тип занятия: знакомство с новым материалом.
Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, синтезатор, карточки со звукорядом до-си, звуковоспроизводящая аппаратура, микрофон.


Ход урока:
Слайд 1
Добрый день.

Здравствуйте, ребята. Давайте познакомимся. Я Екатерина Владимировна, педагог по вокалу. Скажите, кто-нибудь из вас знает, что такое вокал? (Ответы). Красивое слово «вокал» переводится с греческого как «голос». И в моём объединении, которое носит красивое имя «Аллегро», что означает «весело», «быстро», я учу детей правильно пользоваться своим голосом, развивать его, чтоб радовать себя, своих друзей и близких своим пением. Мы только что поздоровались с вами, как все обычные воспитанные люди. А хотите узнать, как здороваются вежливые дети, которые занимаются вокалом в детском объединении «Аллегро»? (Ответы детей. Разучивается музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята»). Слайд 2.
А теперь давайте поиграем. Представьте, что вы – ёжики. (Проводится дыхательная гимнастика «Ёж Ежович»).
Ребята, когда королева Музыка узнала, что я собираюсь к вам в гости, то она попросила меня передать послание для вас. Хотите послушать его? Слайд 3.

Музыка.
Веду я вас в свой мир волшебный и прекрасный,
Где вы услышите сейчас моих мелодий звук прекрасный.
В них радость, счастье, горе, смех,
Звучат они кругом для всех.
Большой мир музыки богат.
В него проникнуть каждый рад.
Должны вы этот мир познать
И красоту его понять.
Что такое музыка? И зачем она?
Музыкою в праздники улица полна,
А в тиши приходит к нам музыка души
Ты мне расскажи
Почему зовется МУЗЫКОЙ она?
Почему с ребятами так она дружна?

Ребята, ответить на все эти вопросы, попеть и поиграть нам поможет Музыка.
Но, чтобы понять этот сложный вид искусства и научиться красиво и правильно петь, мы должны знать, откуда же берётся музыка? И зачем она вообще нужна Человеку? (Ответы детей). Вы молодцы. А не могли бы вы ответить на такой вопрос: что нам нужно для того, чтоб мы могли познакомиться с новой песней? (Ответы детей. Постепенно подвести к ответу «надо знать ноты»). Скажите, кто-нибудь из вас знает, что такое ноты? (Ответы). Правильно. Ноты, как и буквы, обозначают звуки, но звуки – музыкальные. А зачем нужны ноты? (Ответы). А, может быть, вы и названия нот знаете? (Ответы). У нот, как и у людей, есть свой дом, который называется нотный стан, и состоит он из пяти этажей, пяти линеечек. Посмотрите на экран.

Слайд 4
Пять линеек – как дорога, по которой ты идешь.
Пять линеек – это волны, по которым ты плывешь.
Пять линеек – это пальцы чьей-то ласковой руки,
Это – нити-паутинки, что в траве ткут пауки.
Пять линеек – это дом. Звуки поселились в нем.
Каждый, кто сюда войдет, сразу же друзей найдет.

Слайд 5
Нотный стан.
Слайд 5 – 10
До – Си
Итак, посмотрите на экран: нотки располагаются на нотном стане каждая строго на своём этаже. Первая нота носит имя До, ей не хватило линеечки, и она решила поселиться на дополнительной линейке (и т.д.)
(По мере появления на экране нот на нотном стане педагог задаёт вопрос: где находится нотка? Дети отвечают.)
Молодцы, ребята. За то, что вы оказались такими внимательными, я преподнесу вам каждому подарок, который передала вам королева Музыка. (Раздаётся дидактический материал - до-мажорная гамма- каждому в руки).

Слайд 11
Ровно семь цветов у радуги, а у музыки – семь нот.
На земле для нашей радости вечно музыка живет.

Ребята, чтобы быстро запомнить названия нот, я предлагаю вам выучить песню о нотах, с которыми мы сейчас с вами познакомились. (Разучивается песня «Звуки музыки»).

Слайд 12
Звуки музыки
(разучивается и исполняется песня)

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо знаете ноты, а значит, сможете справиться с заданием, которое также прислала вам королева Музыка. (В процессе разгадывания дети пользуются карточками со звукорядом).

Слайд 13 - 18
Ребусы

Молодцы, ребята. Вы на глазах становитесь настоящими музыкантами - вокалистами. А знаете ли вы современных известных певцов? (предлагается назвать известных детям современных исполнителей). Скажите, как вы думаете, что надо знать и уметь человеку, чтоб стать таким интересным, хорошим, профессиональным певцом? (Ответы детей. Подвести с помощью слайда к ответам «надо уметь танцевать» и «уметь пользоваться микрофоном»). Чтоб научиться правильно, красиво двигаться, я пригласила к вам сегодня учителей танца. Но не обычных. А каких – сейчас увидите. Повторяйте за ними все движения и вы быстро станете самыми лучшими танцорами в мире!
Физкультминутка «Цыплята».

Ребята, вы уже многому научились за такое короткое время: теперь вы знаете ноты, умеете танцевать. И я даже не сомневаюсь, что вы знаете много песен. А не могли бы вы их назвать? (Дети называют знакомые им песни. Предлагаю сыграть в музыкальную игру: «Угадай песню». Подсказкой будет картинка на экране. )

Конкурс «Угадай песню!»
Слайд 20 – 24
(песни из мультфильмов)

Педагог начинает играть мелодию, дети отгадывают и исполняют песню
1Песенка Львенка и Черепахи.
Антошка.
Улыбка.
Жили у бабуси.
Слайд 25
Молодцы!


Мы с вами хорошо поем. Но еще нужно уметь слушать музыку. Услышав любимую мелодию, мы улыбаемся ей как хорошему другу. А помогают нам при пении музыкальные инструменты, благодаря которым мы и слышим музыку. Какие музыкальные инструменты вы знаете?(Ответы детей). Сейчас я загадаю вам загадки о музыкальных инструментах. Слушайте внимательно.

Слайд 26

У какого инструмента
Есть и струны, и педаль?
Что же это? Несомненно,
Это звонкий наш(рояль)

Он по виду брат баяна,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану,
Всем знаком(аккордеон)


Слайд 27
В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба).

Слайд 28

Движенье плавное смычка
Приводит в трепет струны.
Мотив журчит издалека,
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив,
Его названье - (скрипка).

Струн давно мне очень мало,
Но пока что мне хватало!
Струны ты мои задень
И услышишь: длень, длень, длень!
Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!
Озорная (балалайка).


Ребята! Вы знаете название всех нот. Давайте повторим их все вместе: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Очень хорошо, я рада, что вы их запомнили. А теперь вы, пожалуйста, попробуйте придумать слово или слова, первый слог которых - название ноты. А я вам немного помогу.

Слайд 29
Очень хорошо. А вот ещё одна загадка, более сложная. Но и с ней, я думаю, вы справитесь. Если внимательно прочесть стихотворение Д.Хармса «Больная кошка», то в нем можно обнаружить некоторые спрятавшиеся ноты. Давайте их найдем.

Несчастная кошка поРЕзала лапу -
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить!,

Молодцы!
Как быстро летит время. Но всё же мы с вами на этом занятии многому научились. Давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали:
Научились правильно дышать при пении.
Сохранять красивую правильную осанку.
Познакомились с нотами.
Разучили новую песню и повторили старые.
Научились танцевать.
А в награду за ваше старание я зочу подарить вам маленькие микрофончики, в которые можно петь, а потом съесть. (Раздаются «чупа-чупсы – микрофоны», объясняется, как правильно держать микрофон при исполнении).


Ну что, ребята. Возникло ли у вас желание продолжить дружбу с Музыкой и Песней? (Ответы детей).


Лейся песня, лейся звонко, помогай дружить!
Всем ребятам очень нужно в мирном мире жить!

Ребята! Назовите героя мультфильма, который всегда говорил «Ребята, давайте жить дружно!» Правильно, Кот Леопольд. И он очень любил, а главное – умел красиво и правильно петь песни. Наше занятие подходит к концу, и сохранить наше хорошее настроение и заряд бодрости, который мы подарили сегодня друг другу, поможет жизнерадостная песня кота Леопольда.

Слайд 30
Давайте споем песенку, в которой говорится о том, что с песней жить веселей.

Слайд 31


Источники:

Еженедельная газета Издательского дома «Первое сентября». Начальная школа, № 22 – 2003 год.

Журнал «Музыка в школе», № 3 - 2003 год.

Журнал «Музыка в школе», № 2 - 2006 год.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. (картинки к песням).



В гости к музыкеTimes New Roman