Урок-проект Мои любимые сказки. Сказки народов мира


Раздел: Литература
Класс: 5-й
Потехина Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы
Тема. Урок-проект "Мои любимые сказки. Сказки народов мира".
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Технологии: здоровьесбережения, дифференцированного подхода в обучении, развитие творческих способностей учащихся, индивидуальной и коллективной проектной деятельности, самодиагностики результатов обучения.
Решаемые проблемы: как научиться выполнять индивидуальное задание в составе проектной группы?
Виды деятельности: формирование у учащихся деятельностных способностей  и способностей к структурированию, систематизации изучаемого предметного содержания; комплексное повторение; самостоятельная работа со сборником сказок (чтение произведений, определение типа сказки, пересказ эпизодов, создание иллюстраций к произведению, подбор слов-надписей к каждому рисунку); групповая работа (совместное создание книжки, написание вступительной статьи «О книге», «Содержание», выполнение обложки, а также подготовка презентации-рекламы книжки); комментирование выставляемых оценок.
Словарь: обложка, форзац, титульный лист, оглавление, автор, редактор, корректор верстальщик, художник-иллюстратор.Работа, предшествующая уроку.
Класс делится на четыре группы, выбираются «читатели», «художники-иллюстраторы», «редакторы», «верстальщики», которые будут «собирать» книжку. Каждый ребенок дома распечатывает или пишет от руки текст своей любимой сказки, читает ее, рисует 1-2 иллюстрации  к ней. В каждой группе решается, за выполнение какой работы будет отвечать каждый участник. В каждой группе заполняется лист планирования.
Распределение ролей Содержание работы Ответственные за данную работу. Срок выполнения работы.
«Читатели и писатели» Выбрать и прочитать сказку, распечатать текст или написать его от руки.  
«Художники-иллюстраторы» Выбрать и прочитать сказку, нарисовать 1-2 иллюстрации  
«Верстальщики» Приготовить материал и инструменты для «верстки» книжки  
«Редакторы» Продумать и составить план вступительной статьи «О книге»  
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
Приветствие учащихся. Проверка присутствующих на уроке (отчитывается дежурный ученик). Создание положительного настроя на урок.
2. Мотивация учебной деятельности
– Как вы считаете, сказки сейчас пользуются популярностью, их читают, о них многие знают, их обсуждают? Докажите. ( Возможный ответ ребенка:- «Мы в последнее время стали меньше читать, больше увлекаемся компьютерными играми, смотрит  телевизор. Очень хочется изменить отношение одноклассников к чтению, в том числе и к чтению сказок.» )3. Актуализация опорных знаний
– Из чего состоит книжка?– Кто работает над созданием книжки?– У нас подготовлен материал для книги. Какая проблема возникает? Как мы ее можем решить?
4. Постановка цели и задач урока
Итак, нам предстоит ответственное дело – создание книги любимых сказок народов мира. Она должна быть красивой, аккуратной, содержательной, и делать ее мы будем своими руками. А после выпуска книги состоится ее презентация.  Книгу нужно прорекламировать так, чтобы слушателям обязательно захотелось взять ее в руки и прочитать от корки до корки!
В ваших группах уже распределены роли, каждый отвечает за свою работу.При выполнении проекта нельзя забывать о временных рамках. Время выполнения проекта – 15 минут. Время защиты – 20 минут (по 5 минут на каждую группу).
Как вы уже поняли, вам нужно создать обложку: написать название, украсить ее; составить содержание; вместе написать статью «О книге»; «верстальщикам» – собрать книгу. Когда книга будет готова, выступить перед одноклассниками с рекламой своего сборника сказок.
С помощью учителя «редакторы» заполняют паспорт проектной работы.
5. Физкультминутка (Проводит дежурный ученик)
6. Работа над проектом.
7. Реклама сборника сказок
8. Рефлексия
Коллективное обсуждение, осмысление и оценка проекта. – Обсудим, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать.– Подумайте, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов?– Оценивание результат работы.
9. Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру «Мой любимый герой сказки» или «Почему я люблю читать сказки».(Каждому ученику раздаются листочки с распечатанным образцом сочинении).
У меня много любимых героев сказок. Но больше всего мне нравится ___________. Он встречается (в одной, во многих сказках). В сказке «____________» он (кратко рассказать о событиях, связанных с героем). Главный герой мне нравится, потому что ________________. Мне бы очень хотелось ____________________________.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
1. Название проекта: «Мои любимые сказки. Сказки народов мира».2. Учебный предмет, в рамках которого разрабатывается проект, и смежные с ним дисциплины: литература, русский язык, ИЗО3. Тип проекта: групповой, краткосрочный.4. Цель проекта: изучить сказки народов мира, уметь определять тип сказки, ее особенности и  мораль.5. Задачи проекта:
Прочитать сказки народов мира.
К понравившимся сказкам создать иллюстрации и выполнить надписи к ним.
Написать вступительную статью о необычности и красоте сказок.
6. Руководитель проекта: Потехина Светлана Ивановна.7. Возраст участников проекта: 10-11 лет.8. Аннотация проекта.
Данный проект ориентирован на расширение знаний о сказках народов мира, воспитание любви к чтению. Проект предоставляет возможности для раскрытия творческих способностей учащихся в различных сферах: написание и редактирование текстов, создание иллюстраций, придумывание рекламы, публичное выступление. В подготовке проекта принимают участие все ученики класса без исключения.
9. Предполагаемый продукт проекта – книжка «Мои любимые сказки. Сказки народов мира».10. Этапы работы над проектом. Рекомендации для учащихся. 11. Планирование работы. ( Используется лист планирования). Распределение обязанностей.12. Реализация проекта: учащиеся работают в группах по плану; совместно решают возникающие проблемы, при необходимости обращаются за консультацией к учителю.13. Презентация проекта: к намеченному сроку собирается материал для изготовления книги, в намеченное время выполняется оформление проекта и проводится презентация книги. Учащиеся отвечают на вопросы слушателей.14. Осмысление и оценка проекта: Обсуждение того, что сделано хорошо, а что не удалось реализовать. Выясняют, почему получилось не все, что было запланировано. Что нужно учесть при выполнении следующих проектов? Оценивание результата работы.15. Необходимое оборудование и ресурсы: компьютер, принтер, бумага, краски, карандаши и прочее.