Программа развития школьного научного общества

Комплексная программа
развития школьного НОУ «АИСТ»
( Ассоциация Интеллектуальных Свободных Творческих)
на 2013 – 2016 г.г.


Основание к разработке
программы: - Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы. - Президенская программа «Развитие. Дети
России».
- Программа МАОУ Голышмановской СОШ №1
«Одаренные дети».

Цель Программы: развитие у учащихся интереса к познанию мира
через углубленное изучение дисциплин,
научно- исследовательскую и творческую
деятельность.

Задачи: 1. Развивать навыки поисковой и научно-
исследовательской работы;
2. Развивать интеллектуальный и творческий
потенциал школьников.
3. Совершенствовать научно-методическую работу
для подготовки учащихся в конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Основы воспитательного
процесса: - формирование духовной и экологической
культуры;
- развитие культуры речи;
- воспитание коммуникативных качеств с
учетом индивидуальных особенностей
учащихся.

Ожидаемый
конечный результат
Программы: - положительная мотивация к учебе;
- свобода выбора и индивидуального развития;
- рост числа участников предметных олимпиад
и интеллектуальных конкурсов различного уровня.


Координационный
центр: - совет школьного научного общества учащихся
- зам. директора по учебно-методической
работе
- руководитель школьного НОУ «АИСТ»

Контроль за
реализацией
Программы: Администрация МАОУ « Голышмановская
СОШ № 1».



Пояснительная записка.


В современной российской школе большой акцент сделан на выявление и поддержку одаренных и талантливых детей, а также на создание условий для повышения качества образования.
Данная программа развития школьного НОУ «АИСТ» является частью программы «Одаренные дети» МАОУ «Голышмановская СОШ №1» и ориентирована на развитие у школьников интереса к научно-исследовательской деятельности с целью сохранения интеллектуального потенциала своего региона.
Программа охватывает своей деятельностью учащихся младшего, среднего и старшего возраста, определяет основные направления работы, отражает структуру школьного НОУ. Промежуточная работа НОУ между конкурсами и научно-практическими конференциями заключается в решении организационных вопросов, сборе информации, отслеживании результатов исследования, в проведении предметных недель, олимпиад и семинаров.
Большая заслуга в реализации творческой инициативы учащихся принадлежит учителям-предметникам, которые являются руководителями секций НОУ и выступают в роли консультантов конкурсных работ.


Этапы реализации
Программы: 1этап – 2013-2014 г.г.
Организация исследовательской деятельности с учетом
личных интересов учащихся.
Разработка методов и форм работы с
одаренными детьми.
2 этап: - 2014-2015 г. г.
Корректировка программы. Совершенствование методик
работы с одаренными детьми. Популяризация проектно-исследовательской деятельности среди школьников.
3 этап: - 2015-2016 г.г.
Конечный анализ реализации программы.
Составление перспективного плана работы школьного НОУ

Формы организации
деятельности
ШНОУ: - индивидуальная;
- коллективная;
- секционная.

Творческие
группы: «Умки» - учащиеся младших классов

«Экологический экспресс» - секции географии,
экологии, биологии, химии;

«Исток» - секция литературного и исторического краеведения;

«Лингвист» - секция языкознания и культурологи;

«Информационное общество» - секция информатики и физики;





















Структура ШНОУ «АИСТ»





ученический ШНОУ методический
Совет «Мысль» Совет




творческие
группы



летний школьная «Экспедиция»
краеведческий НПК
клуб «Поиск»



районный
форум



областной
форум
«Шаг в будущее»













Функции:

Методический совет координирует работу НОУ, оказывает методическую поддержку учащимся, занимающимся исследовательской деятельностью, участвующим в олимпиадах, конкурсах различного уровня, организует проведение школьной научно-практической конференции.
В его состав входят учителя – руководители секций школьного научного общества.


Ученический совет «Мысль» организует работу учащихся в школьном научном обществе, проводят мероприятия с младшими школьниками с целью повышения мотивации к исследовательской деятельности.



Творческие группы занимаются проектно-исследовательской деятельностью в определенной области науки, выступают с защитой своих проектов на НПК, участвуют в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Это школьники с высоким уровнем умственного развития, инициативные, творческие.



Летний краеведческий клуб «Поиск» занимается поисковой работой: собирают информацию о старожилах нашего поселка, ветеранах Великой Отечественной войны и педагогического труда, участвуют в раскопках.



«Экспедиция» - летний экологический клуб, ежегодно участвует в районной экологической тропе, создают свои экологические проекты, с которыми участвуют в районных и областных экологических конкурсах.











Содержание понятия «интеллектуально-одаренные дети»


1.Психофизиологические особенности:
- наличие природных способностей к мировосприятию;
- природно-обусловленная потребность в интеллектуальном развитии;
- стремление к личной эмоциональной независимости;
- интуитивность.

2. Интеллектуальные особенности:
- познавательный интерес;
- информационная эрудиция;
- нестандартность мышления;
- диалектическое мировоззрение;
- способность к абстрагированию.

3. Творческий потенциал:
- оригинальность в решении обучающе - познавательных вопросов;
- инициативность;
- целенаправленность в выборе видов деятельности;
- неординарность подходов.

4. Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры;
- высокий морально – эстетический уровень самоанализа и самоконтроля.



Категории интеллектуальной одаренности детей:

Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (младшие школьники)
Дети с признаками умственной одаренности в определенной области науки (подростковый возраст)
Учащиеся, не достигнувшие по каким-либо причинам успехов в учебе, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мысли, незаурядными умственными резервами (старшие школьники)







Принципы работы с одаренными детьми:

- индивидуальное обучение;
- свобода выбора;
- активизация внеклассной работы по учебным дисциплинам.



Виды работы с одаренными детьми:


1.Модификация учебно-воспитательного процесса:

- модернизация учебного плана;
- профильное обучение;
- отбор педагогических технологий.


2.Отбор, обогащение содержания:

- объем и содержание учебного материала;
- введение спецкурсов и элективных курсов.


3.Совершенствование методов обучения:

- самостоятельное проблемное проектирование;
- научно-исследовательское обучение;
- творческий поиск;
- обучение приемам самопознания и саморазвития.


4.Создание условий развивающей среды:

- конкурсы;
- викторины;
- олимпиады;
- НОУ;
- конференции.





План реализации программы развития
школьного НОУ «АИСТ»
на 2015-2016 учебный год

Тематика мероприятий
Форма проведения
Сроки


1. Организация работы НОУ «АИСТ»: планирование, обновление банка данных.

2. Подготовка к областному форуму «Шаг в будущее-2015»

3. Утверждение направлений работы секций и тематики исследовательских работ учащихся

Организационное собрание руководителей секций НОУ






Заседание методического совета





сентябрь

1. 1 этап Всероссийской олимпиады школьников

2. «Основные требования к оформлению проекта и исследовательской работы». Вести с ВКС

3. Олимпиада УРФО

4. Областной форум «Шаг в будущее-2015»
Участие


Обучающий семинар с руководителями секций и членами НОУ



Участие

Участие






октябрь

1.2 этап Всероссийской олимпиады школьников

2. Декада предметов гуманитарного цикла


3. «Основы написания аннотации и рецензирования исследовательской работы »
Участие


Участие



Обучающий семинар



ноябрь

1. «Требования к представлению исследовательской работы»

Обучающий семинар

декабрь

1.Декада естественно-математического цикла

2. Заседание методического и ученического совета «Мысль»

Участие


Собрание



январь

1.«Умей удивлять и удивляться!»
Презентация творческих работ членами клуба «Умки»


февраль

1.Предварительная защита и отбор конкурсных работ

Заседание методического совета
март

1.«С наукой в жизнь!». Презентация исследовательских проектов.

Школьная НПК


апрель

«Шаг в будущее-2016»
Муниципальный форум
май



В течение года – участие в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах различного уровня;
Индивидуальные консультации руководителей секций НОУ по работе с исследовательскими проектами.






























Фото – коллаж школьного НОУ «АИСТ»



































Химический анализ пробы воды из р. Катышка

Районный форум молодых исследователей «Шаг в будущее»

Благоустройство школьного двора

Взятие пробы воды из р. Вагай

Экологическая экспедиция – 2013
Сплав по р. Вагай

Участие членов НОУ в мероприятиях, посвященных 90 летию района

Предварительная защита исследовательских проектов

Подготовка участника к областному форуму «Шаг в будущее»



15