Занятие клуба «Совёнок» «Волшебный мир тряпичной куклы» в рамках духовно-нравственного направления воспитательной работы 3 класса


Занятие клуба «Совёнок»
«Волшебный мир тряпичной куклы»
в рамках духовно-нравственного направления воспитательной работы
3 класса
Концепция занятия:
Формирование УУД на занятиях внеурочной деятельности:
- умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей   проблемы (а именно, проследить историю возникновения и назначение тряпичных кукол, пробудить интерес к русской культуре и традиционной народной кукле);
- умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.
Цель занятия:
Формирование метапредметных результатов на занятиях внеурочной деятельности через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
Задачи: способствовать –
✓ воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
✓ бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
✓ расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
✓ развитию эстетического и художественного вкуса;
✓ развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.
Планируемые результаты
Личностными результатами является формирование следующих умений:
-  объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.
Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий. 
Регулятивные УУД:
- определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно; 
- учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
- учиться планировать практическую деятельность на занятии; 
- с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
-  работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и  инструменты),
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;
Познавательные УУД
- Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
- Развивать творческие способности при работе;
Коммуникативные УУД
- умение выражать свои мысли;
- слушать и понимать речь других;
- вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни.
1. Организационно-подготовительный этап.
а) Организационный момент
Учитель: Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

Игрушка в гости к нам пришла,
В мир фантазий позвала.
Про игрушку всё расскажем
Свои знания покажем.
б) Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
Как вы думаете, ребята, о чём у нас пойдёт сегодня речь? (О народных игрушках, о народных куклах.)
К какому из занятий, перечисленных ниже, вы бы отнесли сегодняшнее:
1. Выбор и формулировка темы исследования.
2. Ознакомление с литературой по данной теме.
3. Сбор собственного материала и его анализ.
4. Обобщение.
5. Защита исследовательской работы по теме «Волшебный мир народной куклы».
К этому занятию мы шли долго. Этому предшествовала большая и кропотливая работа. Скажите, что мы делали в течении всего года?
Выявили существующую проблему.
Разработали план действий.
Изучали методическую литературу.
Все обобщили и подготовили презентацию.
Подготовились к защите.
Давайте покажем гостям что у нас получилось!
Ведущий№1(Кормушкина В.):
Отгадайте что это?
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.
(Кукла)
Верно. «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» -  гласит народная мудрость. В куклы дети играли раньше, играют сегодня и будут играть всегда. О кукле можно заботиться, любить, возить в коляске, заворачивать, укачивать, наряжать.  Она может стать подружкой, сестрой, дочкой.
Ведущий №2(Гимпу Д.):Мы провели социологический опрос для того, чтобы выяснить, в какие игрушки играют наши сверстники и что им известно о народных куклах.
Были опрошены учащиеся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1.     Какие игрушки есть у тебя?
2.     Какие из них ты любишь больше всего?
3.     Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
4.     Какие народные куклы вам известны?
Результаты социологического опроса приведены в таблицах.
                        
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие
Ведущий№1(Кормушкина В.): Именно поэтому тема «Народная тряпичная кукла» показалась нам наиболее интересной для исследования. Так как кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Ведь именно куклы   могут рассказать о жизни наших предков, их культуре и традициях.
Вместе со своим учителем Людмилой Юрьевной на занятиях исследовательского клуба «Совенок» мы исследовали данную тему. И вот что у нас получилось.
2. Теоретическая часть.
а) История народной тряпичной куклы
Ученик (Ширяев Ал.): Наша работа началась с того, что мы узнали значение слова «кукла», изучив информацию в толковых словарях.
Слово "кукла" родственное древнегреческому слову " kiklos" означает "нечто свёрнутое". С давних времён кукол делали из травы, веточек и лоскутков, и они символизировали то тайное, волшебное, что есть в человеческой душе.
 В словарях так же можно найти разное толкование этого слова. Если открыть словарь русского языка С.И.Ожегова, то там объясняется, что кукла – это детская игрушка в форме фигурки человека.
В словаре Даля:
Кукла — игрушка, сделанная из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного.
Сейчас для каждого человека слово «кукла» связанно с миром детства. Но всегда ли это было так?
Ученик (Кузьмина Елиз.): с давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В русских крестьянских семьях дети тоже играли в куклы. Это были тряпичные куклы. Они их шили сами из любых кусочков ткани с большим старанием. Традиционная тряпичная кукла безлика. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла сопровождала человека с рождения до смерти. Ни один праздник не обходился без куклы. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она выполняла и другие роли.
б) Виды народной тряпичной куклы.
Ведущий №1(Кормушкина В.):
По назначению куклы делились на 3 группы:
обрядовые,
куклы-обереги,
игровые русские куклы.
Для выступления приглашаются ребята, изучающие назначение и виды обрядовых кукол.
Обрядовые куклы
Ученик (Костров Ал.): Раньше к любому празднику в семье мастерили куклу. Таких кукол называли обрядовыми. Они не считались детской игрушкой. Их почитали и ставили в передний угол.
Например, кукла «Коза».  Коза и медведь - участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Ученик (Зюкина Ал.).): Кукла «Купавка» - это обрядовая кукла одного дня. Она изготавливалась к началу купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Ученик (Акбиров Т.): Обрядовая кукла «Домашняя Масленица».  Масленица - древний языческий праздник до крещения Руси и посвящался поклонению Солнца, дающему жизнь и силы всему живому. Именно в честь солнца пекли блины - обрядовую пищу. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. Оберег делался на год. Хранили куклу в красном углу или у входа в жилище, а на следующем празднике сжигался или пускался по воде.         Ученик (Матюшин Ил.): Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла «Десятиручка» помогала девушке или молодой хозяйке в хозяйстве. Ее делали из лыка или соломы 14 октября на Покров, когда садились за рукоделие. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.
Ученик (Киселев Ал.): Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу «Зернушку».  Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.
Молодоженам на свадьбу дарили куклу «Неразлучники» как оберег семьи и брака.
 
Ведущий №2 (Гимпу Д.): Спасибо, ребята. О назначение и видах кукол-оберегов нам расскажет следующая группа.
Куклы-обереги
Ученик (Курицына Д.): в глубокой древности куколка была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла человека, ее так и называли: оберег или берегиня.  О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. 
Например, куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную.  Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно.   Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Ученик (Саторова Н.): «Колокольчик» - кукла добрых вестей.  Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря «Колокольчик», человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Ученик (Рюппе С.): «Пеленашка» - древнейшая кукла-оберег.  Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх.  Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок». Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни злых духов, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея.  
Ученик (Журавов Ар.): Из старых вещей женщины без использования ножниц и иглы делали «Вепсскую куклу». Куклу до рождения малыша клали в колыбельку, чтобы согреть ее. После рождения она висела над ребенком, охраняя его от порчи. Когда ребенок подрастал, её отдавали ему играть.  
Ведущий №1 (Кормушкина В.): Спасибо. А теперь для выступления приглашаются ребята, изучающие назначение и виды игровых кукол.
 
Игровые куклы
Ученик (Закурин С.): Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые.  К игровым свёрнутым куклам относят куклы – закрутки, которые изготавливались очень просто. Часто таких кукол делали сами дети.
Ученик (Терновская Ек.): Самая распространенная детская игровая кукла – «Стригушка».  Делалась она из стриженой травы. Когда женщина уходила в поле, она брала ребенка и, чтобы он мог играть с чем-то, делала ему куклу из травы. Часто такую куклу использовали и в лечебных целях. Когда ребенок болел, то в такую куклу вплетали лечебные травы. А когда ребенок играл с ней, то запах травы оказывал лечебное действие на него.
В подарок на именины делали куклу «Ангелочка».
Ученик (Саторова М.): «Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Ученик (Соболева Елиз): Несмотря на то, что по всему миру хорошо налажено промышленное производство игрушек, но с каждым днём растёт интерес к изделиям ручной работы.  В наши дни в сувенирных лавках можно встретить изделия народных промыслов, в том числе и куклы. А это значит, что на народную игрушку не влияет время, и она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Кукла может рассказать о традициях и культуре нашего народа. Она напоминает нам о нашей богатой истории, связывает нас с нашими предками. Недаром говорят: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».
Ведущий №1(Кормушкина В.): Наш клуб планирует продолжить наше исследование и в следующем учебном году. Особое внимание в будущем хотелось бы уделить технологии изготовления народных тряпичных кукол разных видов и самим попробовать их изготовить. Нашими наставниками в этом будут ребята 5 класса. По нашей просьбе они уже сегодня научат нас изготавливать одну из тряпичных кукол.
4. Практическая часть. (Технология изготовления народной тряпичной куклы)
В этом году вами была проделана большая работа. Как вы думаете, где можно применить знания, полученные во время исследования (рассказать сверстникам о народной кукле…)
Я же в свою очередь могу предложить нашему клубу поучаствовать в конкурсе исследовательских работ уже в следующем учебном году. Данная работа будет основой. Дополнить ее можно материалами, хранящимися в краеведческом музее школы. Например, тема «Народная кукла» близка теме «Народная игра» наработки по которой уже есть.
5.Заключительная часть.
Ведущий №2 (Гимпу Д.)
Будем знать теперь и мы:
Куклы тайнами полны
И дома оберегают,
И удачу зазывают.
Куклы в доме всем нужны
В них секреты старины!
5 класс:
Ой, вы, гости дорогие!
 У нас игрушки непростые -
веселы и ярки, примите их в подарки!        
 Пусть куколка, сделанная нашими умелыми руками, станет украшением вашему дому! (дети дарят кукол).