Методическая разработка урока Убранство русской избы( с использованием электронного приложения к учебнику)


Тема. Убранство русской избы.Учитель: Калишенко Светлана Владимировна
Класс : 5 класс
Цели : понимать ,объяснять и изображать целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре
.Задачи урока:
предметные-
-раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы.
-определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.
-находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.
-создавать эскизы декоративного убранства избы.
-осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.
Метапредметные:
-формировать умения рассуждать, анализировать, обобщать,
-контроль и оценка процесса и результата действий постановка и решение проблем
-извлечение необходимой информации
-умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, формулировать свои затруднения, планирование учебного сотрудничества,
-аргументация своего мнения и позиция в коммуникации
-умение самостоятельно определять цели своего обучения.
Личностные:
-ценностное отношение к историческому прошлому
-формировать этническое сознания через освоение художественного наследия русского народа, творческой деятельности эстетического характера
Методы и формы обучения: объяснительно – иллюстративный, исследовательский, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: презентация « Убранство русской избы», электронное приложение к учебнику Н.А.Горяевой, О.В. Островской « Изобразительное искусство», таблица « Солярные знаки», цветная бумага, ножницы, клей.
Основные понятия и термины: охлупень,причелина, полотенце,наличник, ставни, фартук, правь, явь, навь.
Организационная структура урока:
Этапы урока Обучающие и развивающие
компоненты, задания
и упражнения Деятельность учителя Осуществляемая деятельность учащихся Формы организации взаимодействия Формируемые
умения
I Организационный Подготовка учащихся к уроку. Игра « Молчанка» Показывает предметы, нужные на уроке. Смотрят, что показывает учитель, показывают теже предметы, оценивают подготовку класса к уроку. Фронтальная работа Регулятивные определяют степень готовности
Личностные:
Осознают, что нужно готовиться к уроку.
II Актуализация полученных знаний Проверка усвоенного учебного материала Задаёт вопросы:
- Что такое ДПИ?
- Как люди защищались от несчастий?
Какие образы вы запомнили?
Показывает рисунки с образами и просит назвать их. Отвечают на вопросы, определяют виды древней символики Фронтальная работа Регулятивные:
III Сообщение целей и задач урока Постановка цели урока, определение темы. -Ребята, послушайте вот такие стихи: « Глаголем, кошелем и брусом дом строили с резным крыльцом, с обдуманным мужицким вкусом, и каждый со своим лицом.»
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?
Верно. А как в старину назывался на Руси
крестьянский дом? Тема сегодняшнего урока – Убранство русской избы. А вы знаете, как раньше убирались ( украшались) избы? Значит, что вам нужно сделать на уроке? Это и будет главной целью нашего урока. Слушают учителя, отвечают на вопросы, ставят перед собой цель деятельности. Фронтальная работа. Регулятивная : определяют цель, проблему в учебной деятельности
Личностные: осознают свои интересы( как в старину украшали дома и что это обозначало)
III Изучение нового материала Объяснительно- иллюстративный Работа с презентацией -Среди полей, в окружении лесов, на холмистых берегах рек стоят потемневшие от времени величавые избы русского Севера и избы средней полосы России. (слайд №1).Скажите, ребята, а чем они отличаются? Дом издавна был для человека крепостью, убежищем от злых сил, непогоды, маленькой Вселенной, символизируя связь с космосом.( слайд №2) В устройстве своего жилища человек стремился привлечь силы добра. Крыша и верхняя часть дома связывалась в народных представлениях с небом( правь), клеть- жилая часть дома- с землёй( явь),а подклеть – с подземным миром( навь)( слайд №3). А теперь давайте познакомимся с декоративным убранством избы, её образным строем.( слайд №4)Венчает крышу конь- охлупень( слайд №5)- олицетворение силы, добра и красоты. Доска – полотенце украшает спереди верхнюю часть избы( слайд №6), а доски – причелины спускаются по краю крыши( слайд №7). Резные круглые розетки и полурозетки на них – это символическое изображение солнца.Круг с ромбом внутри, ромбы и прямоугольники , ряды небольших отверстий – символы земли. Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе и передней части избы – фронтоне( слайд №8). Солнечные знаки а полотенце символизируют полуденное солнце в зените, а конце причелины с левой стороны – утреннее восходящее, а с правой – вечере заходящее.В богатом убранстве причелин можно увидеть зигзаги, различные полосы. Что они обозначают? Посмотрите, как нарядно украшены резьбой избы Поволжья( слайд № 9). На лобовой доске, которая идёт по верху бревенчатого сруба, стелются ветви растений, обитают фантастические существа: полулюди- полурыбы, волшебные птицы, добродушные львы. Особо нарядно украшались наличники окон. Дом смотрел на мир окнами-очами.
Через окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Потому так наряден был декор окон. В их устройстве также отражались представления крестьян о мироздании: с верхней частью наличника были связаны представления о небесном мире. Поэтому там мы можем увидеть…( слайд № 10), ставни и боковые стороны были связаны с представлениями о земле, поэтому там изображали…( слайд №11), а вот в нижней части воплотились представления о подземно – подводом мире и поэтому здесь вырезаны….( слайд №12)
Наличники с пышным навершием выглядели как драгоценная оправа. Резные доски наличников люди сохраняли и бережно переносили со старых разрушившихся домов на новые, а создавая новые детали следовали традициям. Так сохранялось народное творчество.
В узорном убранстве изб можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию.
В яркий солнечный день дом преображался. Свет создавал волшебную игру светотени, оживлял поверхность тенями, превращая рукотворную красоту в настоящую драгоценность.
Делают сравнительный анализ, запоминают основные особенности. Слушают учителя ,заканчивают предложения, знакомятся с новыми понятиями образного строя избы « охлупень», « причелина» ,» полотенце», « наличник» Фронтальная работа Познавательные : установление причинно –следственных связей в устройстве строения избы, умение выделять главное , запоминать основные понятия, основываясь на уже имеющиеся знания
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, готовность и умение сотрудничать со сверстниками и учителем
IV Закрепление полученных знаийТренажёр ( электронное приложение)
Творческая практическая работа
1. Самопроверка полученных знаний
Проверьте свои знания с помощью электронного тренажёра.
2. Оценивание результатов
100-90% - «5»
89-69% - «4»
50-39 % - «3»
3. Объяснение практического задания
Пользуясь электронным приложением к учебнику( практикум) выполните аппликацию наличника окна, украсив его солярными знаками и древними образами, воплощая представления крестьянина о мироздании.
4.Практическая работа Думают, сравнивают ,обобщают полученные сведения
выполняют в парах аппликации окна с наличниками,украшенными солярными знаками и образами – символами, фронтальная работа
Работа в парах Личностные : самоанализ качества полученных знаний
Регулятивные: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют способы достижения учебной цели
Коммуникативные: умение слушать и слышать партнёра,
Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера
VАнализ работ, выставка Выставка и самоанализ работ учащихся Просит ребят выйти с работами к доске Скажите, что удалось в работе, а что не очень? Какими образами вы украсили наличники и почему? Какую оценку вы бы себе поставили? Демонстрация выполненных работ, самоанализ индивидуальная работа Коммуникативные:
умение аргументированно излагать свои суждения, умение слушать и вступать в диалог
Регулятивные: оценивание качества и уровня усвоения учебного материала
VI Подведение итогов урока Рефлексия Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал….
Самым интересным было…
Я научился…
Мне было трудно….
Домашнее задание :с.20-29
Осмысление усвоенных знаний фронтально - индивидуальная работа Познавательные: рефлексия способов и условий действия
Регулятивные : оценивают спепень достижения цели
Личностные: критически оценивают свою деятельность