Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе.Тема: «Убранство русской избы»


Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Убранство русской избы»
Тип урока: урок изучения нового материала
Автор: Эннанова Ленара Диляверовна, учитель изобразительного искусства МБОУ «Школа-лицей» №3 им. А.С. Макаренко, г. Симферополь.
Описание материала. Предлагаю вам конспект урока изобразительного искусства в 5 классе. Материал данного урока направлен на развитие интереса к народной культуре, воспитание чувства сопричастности к истории и культуре своего народа.
Цель:
Ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы;
Углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях;
Развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества;
Научиться понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трехчастной структуре и декоре.
Задачи:
формирование общекультурной, учебно-познавательной, информационной компетенций учащихся;
научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;
познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;
научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его нравственно-эмоциональной оценки.
Зрительный ряд:
Слайды с элементами русской избы
Мультимедийная презентация
Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Убранство русской избы»;
Ход урока:
I. Организация урока. (3 мин)
1. Приветствие.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Введение в тему. (6 мин.)
Ребята! Семьи на Руси были большие, под одной крышей собирались и отцы, и деды, и внуки. Вместе легче дом держать, в поле работать, на промысел ходить.
Древние славяне вкладывали глубочайший смысл в постройку дома, ведь человек при этом уподобляется богам, создавшим Вечную Вселенную. Человек же строил свой мир, создавая что-то новое, чего не было в природе и что должно служить и оберегать весь род.
Изба это русский деревянный срубный дом (преимущественно сельский, но до XVII-XVIII вв. и городской).
Какие же виды домов существовали?
Дом «брус» - дом, покрытый двускатной симметричной крышей,
Дом «кошель» - изба и двор стоят рядом, покрытые общей двускатной крышей.
Дом «глаголь» - дом, в котором хозяйственная часть располагается сбоку и сзади сеней. В плане напоминает букву «Г».
А теперь давайте подумаем, как в народных представлениях делился дом?
Как вы думаете, с чем в народных представлениях связывалась крыша? (с небом)
А клеть? (с землей).
Подклет (подполье)? (с подземным миром).
Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизирующей связь человека с космосом.
А сейчас мы познакомимся с декоративным убранством избы.
III. Изучение нового материала. ( 8 мин.)
Тема урока «Убранство русской избы».
Помыслы, мечты, надежды любого человека связаны с настоящим и обращены к будущему. Благодаря тому, что думая о будущем, мы обращаемся к прошлому, существуют народные традиции, народное искусство, в том числе искусство строения жилища. Искусство каждого народа начинается с архитектуры. Когда-то на Руси леса тесной стеной окружали деревни и села. В русском зодчестве хранится память народная. Память помогает нам полнокровно жить, творить, утверждать новое.Один из известных специалистов В.С. Воронов писал: «искусство, рожденное народным коллективом, всегда гениально, всегда сохраняет в себе огромную плодотворную и неумирающую энергию воздействия на индивидуальность и всегда является ей примером величия и силы подлинного творчества». Народное искусство сегодня представляет собой стержень, соединяющий современную художественную культуру с истоками человеческой цивилизации.
Русская изба.
Что такое дом, изба для человека в этом беспредельном мире?
Чем является для русского человека дом (жилище)? ( небесной колесницей)
Почему?
Человек, чувствуя себя незащищенным от внешних сил, стремился создать свой мир, свой дом - добрый и уютный. И поэтому неслучайно, если вы обратите внимание на крестьянские дома в деревнях и селах вы не сможете найти два одинаковых по внешнему убранству дома.
Как вы думаете, почему? (Потому что каждый хозяин дома старался , чтобы его дом был красивым, уютным, отличался своим резным или расписным убранством, то есть имел свое индивидуальное «лицо»
Интересны и загадочны сами названия конструкций, декоративных элементов.
Фронтон избы - чело, передняя часть - лицо, окна - глаза. Удивительно, что так очеловечен облик избы. (показ слайдов).
Чудесной резьбой покрывали мастера не только предметы интерьера, но и саму избу. Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом – кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий, как жизнь, добро, родная земля.
Русская изба состояла из трех частей:
верхняя часть – жизнь души, поэтому самая яркая, красивая, нарядная;
конек – небесная колесница;
сруб – с него начинали строить, это жизнь человека;
клеть – комната без окон, в ней хранились бочки с вареньем и соленьем (в северных районах нашей страны).
Ребята, скажите, как называется элемент украшения, находящейся на самой крыше? (конь, конек). (Беседа сопровождается демонстрацией слайдов).
Для чего сажал русский человек конька на крышу дома?
Только ли ради украшения или в этом есть более глубокий смысл? 
Тем более что одному человеку водрузить конька было просто не под силу. Всем миром, всей деревней устанавливали огромное бревно лиственницы, с вырезанным из корневища обликом коня, всем миром радовались успешному завершению дела. (показ слайда). Вот что по этому поводу писал великий русский поэт С.А. Есенин: «Конь в греческой, римской, египетской и русской мифологии есть знак устремления но только один русский мужик догадался посадить его к себе на крышу, уподобляя свою хату под ним- колеснице».
Оказывается, для русского человека образ коня на крыше значил гораздо больше, чем украшение, он олицетворял солнце, становился солнечным знаком, под защитой которого и находился дом, крестьянская семья.
Русская культура вся обереговая, предназначена оберегать человека.
Одним из распространенных изображений русской избы является образ русалки – берегини (показ слайда).
Свои наблюдения за движением солнца по небосводу наши предки сумели запечатлеть в образном строе фронтона дома.
Доски - полотенца украшают спереди фронтон избы (демонстрация слайда).Символы солнца и земли на резных полотенцах крестьянских изб.
Левый конец причелин символизировал – утреннее восходящее солнце, а правый – вечернее заходящее.
Почему в орнаментах (резных и расписных) крестьяне чаще всего изображали солнце?
Потому что от солнца зависело благополучие в семье крестьянина-землепашца. Мечта о солнце объяснялось еще и тем, что оно было зачастую редким и оттого таким желанным в суровых северных краях.
Причелины - «хляби» изб (заклинательная орнаментика).
На окнах изб были наличники с вырезанными цветами, травами или изображениями разных животных.
Через передние окна в избу входили свет солнца, новости деревенской жизни. Окно связывало мир домашней жизнь с внешним миром, и поэтому так торжественно – наряден был декор окон.
На наличниках можно было увидеть фигурки птиц, клюющих виноград, изображения фантастических животных.
«Ты лучами к полям прикасалось,
Улыбалось веселым огнем,
Ты и кругом и ромбом казалось,
Представлялось ты даже конем»,
- писал поэт Б. Дубровин.
IV. Постановка творческой задачи. (19 мин)- выполнить эскиз украшения фронтона дома-1 вариант- выполнить эскиз декоративного оформления окна (с резными наличниками-2 вариант)- выполнить декоративного оформления окна с отавнями-3 вариант- выполнить эскиз декоративного убранства переднего фасада дома (фронтона, красного окна, окон с резными элементами на переднем фасаде дома) -4 вариант.- презентовать свой рисунок одноклассникам.
V. Педагогическое руководство творчеством учащихся.
VI. Подведение итогов. (2 мин.)
Сегодня  мы познакомились с вами с русским народным деревянным зодчеством на примере крестьянской избы.
И давайте повторим, какие символические образы можно увидеть в узорном убранстве изб? (символические образы солнца, земли, птиц, растений, животных, фантастических существ).
Что нам удалось сегодня на уроке?
Что не удалось и почему?
Чему научился на уроке? 
VIII. Анализ работ учащихся, выставление оценок. (2 мин).
Русский человек жил в тесном содружестве с природой, окружающим миром, выражал свои представления о нем в символических образах, как бы призывая в союзники, могущественные силы природы.
Вопросы для рефлексии:
Зачем люди украшают свои жилища?
О чем может рассказать декор крестьянской избы?
Назовите элементы избы.
Источники для подготовки к уроку:
Н.А. Горяева О.В. Островская. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. М. Просвещение, 2006 г.
М.А. Некрасова Народное искусство России. Народное творчество как мир целостности. М., 1983
Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская «Изобразительное искусство 5 класс. ДПИ в жизни человека», М.: «Просвещение, 2013
Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского.5-8 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]. – М. : Просвещение, 2015.