Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики


Развитие познавательной деятельности младших школьников на уроках математики через использование активных форм, методов и приёмов обучения Подготовилаучитель начальных классовНОУ СОШ «Эрудит»Рогачева Ирина Александровна «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случая сделать его немного занимательным» Б.Паскаль Понятие «познавательный интерес» Познавательный интерес – этоизбирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Задача учителя, формирующего познавательный интерес: быть внимательным к каждому ребенку;уметь увидеть, подметить у ученика малейшую искру интереса к какой-либо стороне учебной работы; создавать все условия для того, чтобы разжечь ее и превратить в подлинный интерес к науке, к знаниям. Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию укреплению познавательного интереса учащихся: Первое условие состоит в том чтобы, осуществлять максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Измени форму По какому признаку соединили предметы? Что изменилось? Что не изменилось? Соотнеси рисунок и равенство 4 + 2 = 6 2 + 4 = 6 3 + 3 = 6 1 + 5 = 6 5 + 1 = 65 – 1 = 4 Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательных интересов и личности в целом. Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса - третье важное условие. Четвертым условием является благоприятное общение в учебном процессе. Эта группа условий отношения «ученик - учитель», «ученик - родители и близкие», «ученик - коллектив». Дифференцированноеобучение Обеспечивается различными видами учебных заданий, которые учитывают индивидуальные особенности учащихся и уровень их математической подготовки 1 класс 1группа.Соедини текст задачи с нужным выражением: « У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?»2 + 3 3 – 2 3 + 2 2 группаСоставь выражение к задаче3 группаСоставь выражение и придумай свою задачу к выражению. 2 класс 16 + 2 28 – 814 + 4 37 – 712 + 6 46 - 6 1 группа.Вычисли значения выражений.2 группа.Разгадай, по какому правилу записаны выражения в столбиках,вычисли из значения. 3 группа. Разгадай правило, по которомусоставлены выражения исоставь свои выражения поданному правилу. Вывод Использование данных заданий в познавательном процессе позволяет развивать основные мыслительные операции учащихся, а также стимулирует работу над математическим содержанием. Учащиеся с большим удовольствием выполняют задания , предложенные в нетрадиционном варианте. Литература Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 12 – 14. Давайте поиграем. Под ред. А.А. Столяра. М.: “Просвещение”, 1991. Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. М.: “Просвещение”, 1989. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах. М., 1985. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Ярославль: “Академия развития”, 1997. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: “Просвещение”, 1990. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. М, 1988.