Доклад на тему Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно-кружковой деятельности


Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно- кружковой деятельности
Яковлева Людмила Юрьевна, учитель начальных классов МБОУ «Едейская СОШ имени З.П.Саввина МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия)»
Слово внимание относится к числу очень употребительных. Мы часто пользуемся им в разных жизненных ситуациях. По собственному опыту мы знаем, что внимание подготавливает к работе, обеспечивает скорость и качество выполнения любого задания, улучшает контроль за его исполнением. Знак или словесное предупреждение “Внимание!” предохраняет от опасностей, заставляя действовать осторожно и особенно тщательно. А когда бывает необходимо забыть что-то несущественное или неприятное, обычно звучит совет не обращать внимания на это. (12,с.3)
Но за этой естественностью и кажущейся простотой скрывается множество сложнейших вопросов, касающихся возникновения внимания, его вариантов и взаимоотношения с другими функциями организма, а также связи внимания с физиологическими, гормональными, психологическими характеристиками каждой отдельной личности. Поэтому, чтобы насильно влиять на внимание и пытаться им управлять, необходимо хотя бы элементарно представлять себе ответы на эти вопросы. (12,с.3).
Обычно считают, что внимание становится проблемой для ребенка, когда он поступает в школу. Родители начинают замечать, что их живой, сообразительный ребенок, с которым раньше не было особых трудностей, вдруг начинает получать замечание учителей. Да и родители с недоумением выслушивают от педагогов нарекания в адрес своего ребенка, в результате чего нарушается комфортный климат в семье, портятся взаимоотношения с ребенком. Иногда это приводит к конфликтам с учителями. Родители, ссылаясь на свой непрофессионализм в области педагогики и свою занятость, требуют от учителей решение проблем, связанных с обучением ребенка. Учителя рассматривают проблемного ребенка как результат неправильного воспитания в семье. Лучше всего было бы решить эту проблему совместными усилиями, что именно каждая сторона может сделать для того, чтобы помочь ребенку стать личностью и реализовать свои возможности (12,с.3).
Родительская любовь, стимулирующая желанием помочь ребенку, и чувство ответственности за него, опыт, размышления и интуиция взрослых людей, желающих найти ответы на сложные вопросы воспитания – все это мощная поддержка для ребенка. Нужно заметить, что проявление внимания у ребенка должно заботить его родителей уже с момента рождения малыша. (12,с.4).
Тему доклада считаю актуальной. В связи с этим выбрала тему “Исследование структуры внимания младших школьников в контексте учебно- кружковой деятельности”. В данное время на этой проблеме удленено недостаточное внимание. Выбор темы исследования обусловлен особой остротой проблемы отношения детей младшего школьного возраста с родителями и учителями. Эту проблему изучали А.А. Люблинская, В.С. Мухина, В.А. Крутецкий,Р.С. Немов и другие.
Объект исследования –младший школьный возраст (7-10 лет).
Предмет исследования –особенности развития внимания.
Цель исследования заключается в особенности изучении развития внимания в младшем школьном возрасте и выявлении эффективности занятий по улучшению внимания на кружке “Тарбахчаан”.
В основу исследования положена гипотеза о том, что эффективность развития внимания у младших школьников достигается при условии:
Использование специально организованных занятий: методик, игр, упражнений, тренингов, игр с национальным компонентом по развитию внимания у детей младшего школьного возраста;
Создания благоприятных условий для деятельности у младших школьников по развитию и воспитанию внимания;
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
Изучение теоретических источников проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста;
Определение методики психолого- диагностического обследования;
Проведение анализа факторов, влияющего на развитие внимания;
Разработка кружковой программы “Тарбахчаан”.
Методологической основой исследования являются:
общетеоретические основы формирования личности (Б.Г. Ананьев, Д.И.Фелььдшшшшштейн и др.); идеи П.С. Выготского, основы нравственного воспитания личности (А.С. Макаренко,К.Д. Ушинский и др.), психологические теории внимания (Т.Рибо, А.А. Ухтомский,П.Л. Гальперин). В ходе исследования применены следующие методы: теоретическое изучение научной литературы, психолого- педагогическое наблюдение и изучение особенности развития внимания младших школьников; психолого – педагогический эксперимент, статистическая обработка данных, полученных в ходе эксперимента.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
выявленя рациональные психолого- педагогические условия, обеспечивающие эффективность по развитию внимания у младших школьников в процессе обучения и воспитания;
показано значение психолого- педагогических исследований, обеспечивающих эффективность по развитию внимания;
разработана программа кружковой работы “Тарбахчаан”.
Практическая значимость:
Материалы исследования могут быть исследованы в практической деятельности учителями и воспитателями, психологами, работа состоит в том, что реализована программа кружковой работы “Тарбахчаан”. Реализация разработанной нами программы кружковой работы “Тарбахчаан” показывает возможную динамику развития внимания у детей. Психолого- педагогические условия обеспечивают эффективность развития внимания у младших школьников.
На защите выносятся следующие основные положения доклада:
эффективным условием развития и воспитания внимания у младших школьников является личностно- ориентированный подход, реализуемый на основе разработанной программы “Тарбахчаан”;
развитие и воспитание внимания у младших школьников учитывает индивидуально- психологические особенности детей младшего школьного возраста, параметры и сферы их интересов, склонностей, потребностей;
создание эмоционально комфортных условий в школе для развития воспитания, внимания у младших школьников.
Структура доклада
Доклад состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Приложение содержит игры, план работы кружка “Тарбахчаан”.
Возможности развития произвольного, устойчивого, концентрированного внимания младших школьников в процессе обучения очень велики. Сам процесс обучения требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточивания. Произвольное внимание развивается вместе с развитием высоких общественных мотивов учения, вместе с растущим сознанием ответственности за успех учебной деятельности. На этой основе у младшего школьника формируется умение организовать и регулировать своё внимание, сознательно управлять им. Преобладающим видом внимания младшего школьника остается непроизвольное внимание, и оно в период обучения ребенка в школе развивается.
В первой главе рассмотрела основные свойства и особенности внимания детей младшего школьного возраста. Было изучено нормативно- методические, научно- педагогические, психологические исследования отечественных психологов и педагогов. Эту проблему изучали А.А. Люблинская, В.С.Мухина, В.А. Крутецкий, Р.С.Немов,И.П.Павлов, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин и т.д.
Во второй главе проведена диагностика развития внимания, использованы методы наблюдения, анализа первоисточника, психолого- педагогический эксперимент, в том числе методики “Исправь ошибки”. “Счет”, отыскивание по таблице Шульте, методика диагностики переключения внимания, корректурная проба – автором которой является Л.Ф. Тихомирова. Некоторые дети невнимательны. Причины этого различны: у одного -леность мысли, у другого – отсутствие серьезного отношения к учению, у третьих – повышенная возбудимость центральной нервной системы и др.
Итак, исходя из актуальности темы, для выявления уровня внимания, была проведена исследования развития внимания учащихся 2-го класса Едейской СОШ им.З.П.Саввина Намского улуса. Полученные данные позволяют говорить об эффективном влиянии специально организованных работ, способствующих развитию внимания младшего школьника. Мы пришли к выводу, если использовать специально организованные занятия: методики, игры, упражнения, тренинги и игры с национальным компонентом, то это способствуют развитию внимания младшего школьного возраста