Мастер-класс на тему: Эффективные формы работы на уроках физики


Использование активных методов обучения на этапе актуализации знаний Что слышу - забываю; что вижу - помню; что делаю - понимаю. Конфуций Активные методы обучения и воспитания Методы, которые позволяют в короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет сознательного воспитания способностей учащегося и формирования необходимых деятельностей Дидактические цели занятия Метод активного обучения Обобщение ранее изученного материала Групповая дискуссия, мозговой штурм Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала Мозговой штурм, деловая игра Развитие способности к самообучению Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Повышение учебной мотивации Деловая игра, ролевая игра Отработка изучаемого материала Тренинги Применение знаний, умений и навыков Баскет-метод Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала Групповая дискуссия Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций Обучение навыкам межличностного общения Ролевая игра Эффективное создание реального объекта, творческого продукта Метод проектов Развитие навыков работы в группе Метод проектов Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции Баскет-метод Развитие навыков принятия решений Анализ практических ситуаций, баскет-метод Развитие навыков активного слушания Групповая дискуссия Актуализация знанийЭтап урока, на котором планируется воспроизведение учащимися знаний умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Актуализация знаний На этом этапе также осуществляется выход на задание, вызывающее познавательное затруднение. Цель этапа Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания. Физический диктант Обозначение физической величины Единица измерения величины Формула Обозначение физической величины Единица измерения величины Определение (формула) Дополнит.формула прием эффективной и быстрой проверки текущих знаний ученика Одноимённые заряды………, а разноимённые ……….. .Частицу, Имеющую самый маленький заряд, называют……...Электрическим током называется ………..Эта физическая величина равна отношению электрического заряда, прошедшего через поперечное сечение проводника, ко времени его прохождения.Прибор для измерения силы тока называется……………Эта физическая величина равна отношению работы тока на данном участке к электрическому заряду, прошедшему по этому участку.Прибор для измерения напряжения называется………..Это формула показывает зависимость силы тока от напряжения и называется «Закон Ома для участка цепи».Эта формула показывает зависимость сопротивления проводника от его геометрических размеров. Эта формула помогает вычислить работу тока.Эта формула помогает вычислить мощность тока.Эта формула помогает вычислить количество теплоты, выделяемое проводником с током. Самопроверка : ..отталкиваются, ..притягиваютсяЭлектронУпорядоченное движение заряженных частицСила токаАмперметр Напряжение Вольтметр I = U/RR = ρℓ/SA = UIt = PtP = UI = A/t Q = IUt = I2Rt «Самоконтроль» прием формирует умение систематизировать и воспроизводить уже имеющуюся информацию План ответа Формулировка закона . Определение понятия или явления (с пояснениями) Формулы и их вывод(если есть). Новые физические величины и их единицы измерения (если есть). Рисунки, схемы, графики Практическое применение. Вопросы самоконтроля:1 вариант – Магнитное поле тока и его свойства .Магнитная индукция . Линии магнитной индукции .Задача : Рассчитать индукцию магнитного поля , если сила тока в проводнике 5 А , его длина 20 см и максимальная сила , действующая на него со стороны магнитного поля равна 500 мН .2 вариант – Сила Ампера и ее применение .Задача : Показать направление силы Лоренца , действующей на отрицательный заряд в магнитном поле . 3 вариант – Сила Лоренца и ее применение .Задача : Показать направление силы Ампера , действующей на проводник с током в магнитном поле . «Взаимоконтроль» прием направлен на развитие активной разговорной речи учащихся Восстанови формулу приём направленный на развитие умения составлять структурно-логические схемы “Корзина идей, понятий, имен” прием позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока «Закодированное слово» прием формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину Учитель читает ряды слов. Задача учащихся – выделить в каждом слове лишь первую букву и запомнить ее. Из этих букв должно получиться новое слово: молекула – атом – скорость – строение – анализ ( масса).Теперь задание выполняется «наоборот»: пишу слово на доске, а учащиеся на каждуюбукву называют слово, связанное с физикой: плотность – путь, линейка, охлаждение, температура, неон, отталкивание, скорость, тело, ь. «Верите ли вы» прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока Тело совершает колебательное движение в следующих ситуациях1.Автобус проходит обкатку по Волгоградскому проспекту, проезжая весь проспект 6 раз. ( верно)2.Мальчик скатывается в санях с « Американских гор» ( неверно)3.Девочка играет в мяч ,называя пять городов, пять имен и т. д. (верно)4. Первоклассница роняет пенал. ( неверно) 5. Ребята катаются на карусели. ( верно) 6 .Спортсмен совершает прыжки на батуте. ( верно)7. Ведро раскачивается на коромысле при ходьбе. ( верно)8. Гимнаст раскачивается на перекладине. (верно)9. Ребята играют в бадминтон , удерживая воланчик в игре до ста ударов ( верно) «Вопросительные слова» прием направленный на формирование умения задавать вопросы Вопросительные слова Термины Как? Что ? Где ? Почему? Сколько? Откуда? Какая взаимосвязь?Из чего состоит?Каково назначение? Визуальный ряд «Видеофрагмент». прием чтобы учащиеся самостоятельно могли сформулировать тему. Для этого им задается вопрос: «Как связаны видеофрагмент и тема сегодняшнего урока?» Изображения на экране. прием помогает определить тему урока через визуальный ряд. Ассоциации с темой урока. На экране появляются изображения. Вопрос: «Какие ассоциации у вас возникают при виде данных предметов?» Определяется тема урока. Заглянем в будущее На доске пишется тема урока, дата, например, 2114 год. Учитель не ошибся. «Давайте представим, что мы заглянули в будущее. Актуальна ли будет наша тема в ХХII в.?»Ученик — родитель «2034 год. Вы родители. Ваши дети учатся в школе, техникуме….. Попробуйте объяснить своим детям значимость нашей темы» Прямой вопрос «Напишите три аргумента, доказывающие значимость нашей темы урока». Предложенные способы подвижны, их можно модифицировать.. Данные способы, используемые на этапе актуализации знаний, помогут обучающимся перейти к следующему этапу урока.  Спасибо за внимание