Физико-географическое положение Казахстана


Тема: Физико-географическое положение Республики Казахстан.
Цель: Сформировать представление о географическом положении Казахстана, его границах, природных условиях и ресурсах.
Задачи урока:
Образоват.: формирование диалектико-материалистических взглядов на природу, ее развитии, взаимодействии природы, общества и экономики;
Развив.: развитие навыков использования географической, политической, экономической, иной научной и методической информации, карт, изданий периодической печати, интернета;
Воспитат.: воспитание высоких патриотических чувств, уважения к Конституции Республики Казахстан, выработка активной жизненной позиции.
Ход урока:
I – Орг. момент.II – Повторение материала:
- Что изучает физическая география Казахстана? (физическая география Казахстана изучает природу и природные ресурсы Казахстана, разнообразные природные условия, богатейшие природные ресурсы.)
- Назовите 2 пути изучения природы Казахстана?
Первый ПУТЬ – ИЗУЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДЫ: КЛИМАТА, РЕЛЬЕФА, ПОЧВ, ВОД, РАСТЕНИЙ, ЖИВОТНЫХ. Изучение свойств компонента, особенностей изменения во времени и в пространстве на территории Казахстана. Изучением вод занимается наука гидрология, ледников – гляциология, озер – меленология. Рельеф изучает геоморфология, почвы – почвоведение, климат – климатология и т.д.
Второй путь – изучение природных компонентов во взаимосвязи в составе природных комплексов. Анализ взаимосвязей компонентов, разнообразия природных комплексов изучают физико-географы. Это комплексное изучение природы Казахстана.
- Какие источники географических знаний мы будем использовать в курсе географии Казахстана? (учебник, карты, справочники, хрестоматии, интернет и т.д.)
- Людям каких профессий необходимы сведения, имеющиеся на картах? (геологам, учителям, путешественникам, агрономам, военным, лётчикам, морякам)
- Какие способы получения информации о природе используются наукой географией? (наблюдение со спутников, аэрофотосъёмка, автоматические метеонаблюдения, исследования на кораблях науки, экспедиции)
- В чём выражены результаты исследований? (в картах, текстах, графиках, таблицах, фотографиях, фильмах)
- Как используется географическая информация? (учащиеся в школах, студенты в ВУЗах получают знания о природе, учёные занимаются исследованиями, собранная информация используется для прогнозирования изменений в природе, разрабатываются проекты, позволяющие рационально использовать природные ресурсы.)
III – Изучение нового материала
- Чтобы понять природу страны, необходимо определить её «адрес» на Земле, т.е. географическое положение.
Учащиеся вспоминают план характеристики географического положения страны:
Положение по отношению к экватору,положение по отношению к 00 меридиану,положение на материке, части света, моря и океаны, омывающие страну (морские границы), соседние государства, координаты крайних точек страны,
оценка географического положения страны для жизни и хозяйственной деятельности населения.
Работа с картами атласа: (беседа)
- Казахстан имеет площадь 2724, 9 тыс. км2.
- На каком материке расположено наше государство?
- Вспомните, где проходит условная граница между Европой и Азией? (условная граница проходит по Уральским горам, по 600 вд (серебряный меридиан) по реке Эмбе, по Прикаспийской низменности к реке Куме – по Кумо-Манычской впадине, к Азовскому морю – по Керченскому проливу.) К какой части света относится Казахстан? (большая часть территории расположена в Азии, западная – в Европе).
- Найдите на карте северный полярный круг (параллель 66,60) Пересекает ли он территорию нашего государства?
- В каком полушарии мы живём? (в северном полушарии)
- Определите крайние точки нашего государства ( северная - 55º26' с.ш. , южная - 40º56' с.ш.)
- Общая протяжённость границ составляет 15 000 км. Из них по суше проходит 12 000 км и 3 000 км по морю.
- С какими странами граничит Казахстан? (Россия, Китай, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан)
- С какими странами самая протяжённая граница? (Россия, Китай)
- Что значит «морская граница»? (морская граница проходит в 12 милях (22,2 км) от берега)
- Определите, с какими странами Казахстан граничит только по морю? (Азербайджан и Иран)
- Как географическое положение влияет на природу Казахстана?
Географическое положение Казахстана имеет как положительные, так и отрицательные черты:
Положительные черты:
Большая площадь территории – это, как правило, означает богатство природными ресурсами
Расположение внутри материка (отсутствие глобальных катастроф, таких как: вулканы, наводнения, Крупные землетрясения)
Отрицательные черты:
Отсутствие прямого выхода к Мировому океану
Резкая континентальность климата
Большая территория требует больших транспортных расходов
Работа с учебником:
-Читая текст учебника, выпишите важные даты в истории нашей страны. (проговаривание выписанного материала)
IV – Закрепление. Задания по контурной карте:
Отметить на контурной карте государственную границу Казахстана
Подписать пограничные государства
Отметить крайние точки Казахстана. Подписать их координаты
Подписать природные рубежи Казахстана (горы Тянь-Шань, Каспийское море, Аральское море, Восточно-Европейская равнина. Западно-Сибирская равнина, горы Алтай)V – Подведение итогов, запись д/з: §