Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине Эффективное поведение на рынке труда


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области
«Нефтегорский государственный техникум»
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда»
Номинация: Методические материалы по организации самостоятельной деятельности обучающихся.
Разработал: Чеховских Наталья Васильевна
Преподаватель ГБПОУ «НГТ»
2016г.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ разработаны в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования, Положением об учебно-методическом комплексе, Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы обучающихся ГБПОУ «НГТ». Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в состав укрупненной группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта.Организация – разработчик: ГБПОУ «НГТ»
Разработчик: Чеховских Наталья Васильевна, преподаватель ГБПОУ «НГТ»


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.
1. Пояснительная записка 4
2. Контроль выполнения самостоятельной работы 5
3. Критерии оценки 5
4. Рекомендации по созданию слайдовой презентации 5
5. Рекомендации по составлению опорных конспектов 6
6. Рекомендации по подготовке индивидуального проекта6
7. Рекомендации по составлению сообщений 7
8. Рекомендации по работе с материалом учебника 7
9. Рекомендации по подготовке и составлению отчётов по практической работе 10. Задания для самостоятельной работы 8
Самостоятельная работа №1 8
Самостоятельная работа №2 9
Самостоятельная работа №3 9
Самостоятельная работа №4 9
Самостоятельная работа №5 9
Самостоятельная работа №6 9
Самостоятельная работа №7 10
Самостоятельная работа №8 11
Самостоятельная работа №9 11
Самостоятельная работа №10 12
Самостоятельная работа №11 12
Самостоятельная работа №12 12
Самостоятельная работа №13 12
Самостоятельная работа №14 12
11. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет - ресурсов,
дополнительной литературы 18
1.Пояснительная записка
Назначением самостоятельной работы является закрепление сведений, полученных обучающимися в ходе аудиторных занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у обучающегося наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: для обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих
давать аргументированную оценку степени востребованности профессии на рынке труда;
аргументировать целесообразность использования элементов инфраструктуры для поиска работы;
составлять структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальными работодателями;
составлять резюме по заданной форме;
применять основные правила ведения диалога с работодателем в модельных условиях;
оперировать понятиями «горизонтальная карьера», «вертикальная карьера»;
объяснять причины, побуждающие работника к построению карьеры;
давать оценку в соответствии с трудовым законодательством законности действий работодателя и работника в произвольно заданной ситуации, пользуясь Трудовым кодексом РФ и нормативными правовыми актами.
Освоение содержания дисциплины позволяет обучающимся повысить свой уровень в части сформированности следующих общих компетенций:
ОК 3.1. Анализ рабочей ситуации
ОК 4.1. Поиск информации
ОК 4.2. Извлечение и первичная обработка информации
ОК 4.3. Обработка информации
ОК 6.3. Эффективное общение: диалог
ОК 6.4. Эффективное общение: письменная коммуникация
ОК 8.1, уровень III-IV: анализирует \ формулирует запрос на внутренние ресурсы (знания, умения, навыки, способы деятельности, ценности, установки, свойства психики) для решения профессиональной задачи;
Анализирует собственные мотивы и внешнюю ситуацию при принятии решений, касающихся своего продвижения.
В ходе самостоятельной работы обучающийся занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам занятий и выбранной теме доклада, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Распределение самостоятельной работы запланировано в следующих видах:
1. Работа с конспектами лекций учебника (выполнение заданий, подготовка ответов на вопросы)
2. Подготовка доклада, создание слайдовой презентации
3. Закрепление материала по опорным конспектам
4. Заполнение таблиц
5. Составление плана ответа по темам
6. Подготовка к отчёту по практическому занятию
Подготовка индивидуального проекта
2. Контроль выполнения самостоятельной работы
Результаты самостоятельной работы обучающегося контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей и итоговой аттестации обучающегося по дисциплине «Эффективное поведение на рынке труда». Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является балльная система. При оценке результатов самостоятельной работы обучающегося учитывается уровень сложности задания.
3. Критерии оценки
- Оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, соблюдает требования к качеству производимой работы;- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами самостоятельной работы, наличии ошибок, исправленных при помощи преподавателя;- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не владеет приёмами самостоятельной работы, знаниями и умениями, допускает серьезные ошибки в работе.
Рекомендации по созданию презентаций
Электронная презентация -это электронныйдокумент,
представляющий собой набор слайдов, предназначенный для демонстрации аудитории.
Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия конкретной аудиторией и побуждающее ее на позитивное взаимодействие с объектом и/или автором презентации. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.
Задачи презентации:
привлечь внимание аудитории;
включать всю необходимую информацию, достаточную для восприятия аудиторией без пояснений;
предоставлять информацию аудитории максимально комфортно;
обратить внимание аудитории на наиболее существенные информационные разделы.
Электронная презентация, выполненная в среде Роwег Роіnt или ее аналогах - удобный способ преподнести информацию самой разной аудитории - учащимся, коллегам, подчиненным, руководству, бизнес- партнерам, инвесторам. Основным преимуществом презентации является возможность демонстрации текста, графики (фотографий, рисунков, схем), анимации и видео в любом сочетании без необходимости переключения между различными приложениями - программой для просмотра изображений, видеопроигрывателем и т.д. Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая несложные правила поведения при публичном выступлении, а также уделить определенное внимание оформлению слайдов.
Темы для создания слайдовых презентаций
1.Востребованные профессии на рынке труда самарской области»
2. Формы трудоустройства молодых специалистов
Рекомендации по составлению опорных конспектов
В практике учебной работы используются различные опорные конспекты, каждый из которых имеет свое особое дидактическое назначение:
обычный - наиболее распространенный опорный конспект, который используется при изучении урочной темы. Каждому такому опорному конспекту даются логические задания, которые стимулируют процесс осмысления фактического материала урочной темы (при подготовке домашнего задания) и заставляют учащегося обязательно работать с соответствующим параграфом учебника.
особый - дает возможность увидеть протекание какого-либо процесса и взаимную связь компонентов, составляющих его структуру. Они могут составляться в форме графика или линии времени, что дает возможность наблюдать процесс в целом и его поэтапное развитие. Фактический материал, как правило, в этих опорных конспектах уходит на второй план. Такие схемы процессов можно использовать при повторении и обобщении нескольких учебных тем или всего курса.
- синтетический - обобщает фактический материал учебной темы и служит главным образом на втором этапе изучения учебной темы при формировании тематического образовательного уровня.
6. Рекомендации по подготовке индивидуального проектаВ современном обществе возрастает значимость информационных ресурсов, которые становятся основным средством труда. Объем информации каждые 5-6 лет удваивается, и поэтому присвоение информации в виде знаний во время обучения не может быть гарантом успеха карьеры выпускника. Каждые 5-6 лет возникают и становятся востребованными новые области профессиональной деятельности. Это требует от людей высокой мобильности, конкурентоспособности, знания основ самоменеджмента. В этой ситуации не имеет смысла говорить о «знаниевом» подходе в образовании. Нужно ставить вопрос о смене знаниевой ориентации на компетентностный подход в образовании. И тогда задача преподавателя - создать педагогические ситуации, в которых формируются способности, составляющие компетенции.
Один из ключевых методов их формирования компетенций - метод проектов. Слово «проект» заимствовано из латыни: «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». Понятие «проект» часто связывают с понятием «проблема». Такое толкование открывает широкие возможности для его использования в образовательном процессе.
Каждый учащийся в результате работы над проектом определяет цели карьеры и вырабатывает стратегию их достижения. Метод проектов предполагает отказ от традиционно доминирующей роли преподавателя в процессе присвоения знаний и опыта учащимся. Роль преподавателя при выполнении проектов может меняться. Он консультирует, мотивирует, помогает, наблюдает и т.д. В процессе консультирования преподаватель должен отвечать только на возникающие у учащихся вопросы и удерживаться от подсказок, даже если учащийся делает что-то не так. Помощь учащимся при работе над проектом должна выражаться не в передаче знаний и умений. Их набор учащийся должен был освоить на занятиях, предшествующих работе над проектом. Преподаватель, помимо итоговой оценки продукта проектной деятельности, должен отслеживать такой результат, как формирование личностных качеств учащихся: рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.
7. Рекомендация по составлению сообщения
Правила написания сообщения
1. По карточке в библиотеке выбери литературу по теме.
2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.
3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).
4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.
Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.
8. Рекомендации по работе с материалом учебника
Одним из видов самостоятельной работы обучающихся является работа с материалом учебника, а именно, выполнение заданий, подготовка ответов на вопросы. Преподаватель даёт обучающимся задание к учебнику, указывая §, номер страницы с заданием, номер вопроса. Обучающиеся, используя материал учебника, самостоятельно выполняют работу в тетради или на листах, что заранее оговаривается преподавателем на занятии.9. Рекомендации по подготовке и составлению отчётов по практической работе
Отчет должен содержать:
- название работы,
- номер учебной группы,
- цель работы,
- заполненная таблица измерений,
- контрольные вопросы и ответы на них.
При защите отчёта по практической работе вы должны:
- рассказать порядок проведения работы;
 Во время защиты преподаватель выясняет степень усвоения материала и полученных навыков.
10. Задания для самостоятельной работы
Тема 1.1. Основные понятия рынка труда
Самостоятельная работа №1 (1 час)
Цель: сформировать умения работать с глобальной сетью Интернет и использовать ИКТ в профессиональной деятельности, сформировать умения подбирать и работать с источниками информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание. Подготовить Слайдовую презентацию «Восстребованные профессии Самарской области
Критерии оценки:
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балла;
глубина проработки материала, 1 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
наличие элементов наглядности, 1 балла.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Самостоятельная работа №2 (1 час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Профессиональная деятельность и ее субъект»
Задание. Выполнить задание. Определение причин, побуждающих работника к построению карьеры
Предположите 3 варианта развития вашей карьры. Опишите каждый из них. Определите, какие ресурсы могут вам понадобиться для реализации каждого из вариантов.
Вариант 1
Описание Ресурсы Обоснование ресурса
Вариант 2
Описание Ресурсы Обоснование ресурса
Вариант 3
Описание Ресурсы Обоснование ресурса
Самостоятельная работа №3 (1 час)
Цель: закрепить и расширить умения, полученные на ПЗ, прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Задание . Подготовьте отчёт к практическому занятию №1 «Составление перечня своих умений. ПЗ№2.Определение перечня потенциальных работодателей. Аргументированная оценка степени востребованности специальности на рынке труда.».Самостоятельная работа №4 (1 час)
Цель: закрепить и расширить умения, полученные на ПЗ, прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Задание. Подготовьте отчёт к практическому занятию №3.Обсуждение причин, побуждающих работника к построению карьеры(рабочая тетрадь)
Самостоятельная работа №5 (1 час)
Цель: сформировать умения работать с глобальной сетью Интернет и использовать ИКТ в профессиональной деятельности, сформировать умения подбирать и работать с источниками информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание. Подготовить Слайдовую презентацию «Формы трудоустройства для молодых специалистов»
Критерии оценки:
актуальность темы, 1 балл;
соответствие содержания теме, 1 балла;
глубина проработки материала, 1 балла;
грамотность и полнота использования источников, 1 балл;
наличие элементов наглядности, 1 балла.
Максимальное количество баллов: 5
Оценка выставляется по количеству набранных баллов.
Самостоятельная работа №6 (1 час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Поиск работы»
Задание : Составить структуру заметок для фиксации взаимодействия с потенциальным работодателем
Самостоятельная работа №7 (1 час)
Цель: закрепить и расширить умения, полученные на ПЗ, прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Задание. Подготовьте отчёт к практическому занятию ПЗ№ 4.Систематизация информации об источниках информации о работе.
ПЗ№5 Предварительная оценка степени добросовестности работодателя
Самостоятельная работа №8(2 час)
Цель: закрепить и расширить умения, полученные на ПЗ, прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Задание 1. Подготовьте отчёт к практическому занятию ПЗ№ 6. Определение порядка взаимодействия с центром занятости. Определение целесообразности использования элементов инфраструктуры в поиске работы.
Задание 2. Подготовиться к деловой игре
Ролевая игра «Собеседование у работодателя»
Рекомендации для проведения ролевой игры:
Каждый член учебной группы должен попробовать свои умения в собеседовании с работодателем с тем, чтобы в жизненной ситуации быть более уверенным
По ходу игры нет необходимости делать замечания по выполнению задания участникам
Группу разделить на «работодателей», «кандидатов на вакансию», «наблюдателей»
С целью поддержания игровой ситуации, «работодателю» предложены критерии отбора кандидата и вопросы для собеседования. Вопросы работодателя можно изменять, дополнять, использовать свой перечень
«Наблюдатели» делают заметки в «Контрольной карте наблюдений хода собеседования» с тем, чтобы при обсуждении результатов игры предлагать варианты возможных действий, ориентированных на успех по ведению собеседования. Для учебных целей «Контрольную карту наблюдений хода собеседования» размножить на несколько экземпляров.
Обсуждение результатов игры проводить после того, как каждый участник группы «кандидатов на вакансию», пройдет собеседование. Выслушиваются советы «наблюдателей» и «работодателей».
Группа снова делится по ролям. Дальнейший ход игры повторяется, но с новыми участниками.
Цель игры: приобрести навыки в умении начинать беседу, поддержать дальнейший ее ход, дать положительную информацию о своем профессиональном опыте потенциальному работодателю.
Процедура:
- Каждый член группы должен побывать в роли «кандидата на вакансию».
- Избираются «наблюдатели», «работодатель», «кандидаты на вакансию». Проводится обсуждение результатов игры и назначается новая группа участников: те, кто был «наблюдателем» и «работодателем» - теперь «кандидаты на вакансию»; а бывшие «кандидаты на вакансию» - становятся «наблюдателями» и «работодателями».Цель работодателя: подобрать кандидата на вакансию по профессии, по которой идет обучение в группе.
Инструкция «Работодателям»:
Использовать предложенный перечень вопросов (можно использовать свой перечень) с тем, чтобы получить ответ:
Цель: В ходе собеседования получить ответы на три основные вопроса:
- Сможет ли данный кандидат справиться с работой?
- Сможет ли он работать самостоятельно?
- Можно ли на него положиться, если будут колебания в зарплате?
При подведении итогов ответить на вопросы:
- Хорошо ли представил свою квалификацию, опыт, навыки?
- Какие доводы и действия имели решающее значение?
- В ходе собеседования был ли напряжен, скован?
- Какой из этапов собеседования удался?
Перечень вопросов:
- Почему вы желаете работать именно в нашей организации?
- Какие работы Вам приходилось выполнять в течение трудовой деятельности?
- С какого рода трудностями Вы столкнетесь, если Вам придется выполнить?
- Точно ли Вы следуете указаниям в работе?
- Работали ли Вы самостоятельно, приведите пример?
- Как Вы относитесь к тому, что придется выполнять дополнительную работу?
- Какими навыками Вы еще владеете? Что Вы еще умеете делать, что может быть использовано на нашем предприятии?
- Ваше семейное положение.
- Какую зарплату Вы хотели бы получать? Как Вы относитесь к тому, что у нас, возможно, будут перебои по выплате зарплаты?
Инструкция кандидатам на вакансию:
Цель: Выгодно «продать себя», т.е. использовать аргументы, убедительно представить профессиональный опыт так, чтобы заинтересовать этой информацией работодателя; давать альтернативные предложение в ходе собеседования.
При подведении итогов ответить на вопросы:
- Что мешало «подать себя»?
- Чувствовал ли напряжение, скованность?
- Какой информации не хватало?
- Что было ценного для Вашего опыта в роли "кандидата»?
Цель «Наблюдателей»: показать положительные успехи хода собеседования, которые были у кандидата».
Инструкция «Наблюдателям»:
Использовать «Контрольную карту хода собеседований», с тем, чтобы при обсуждении результатов, кандидату дать «взгляд со стороны» на процедуру собеседования - показать, что делалось удачно и что можно посоветовать для лучшего хода собеседования.
При подведении итогов ответить на вопросы:
- Хорошо ли представил свою квалификацию, опыт, навыки?
- Какие доводы и действия имели решающее значение?
- В ходе собеседования был ли напряжен, скован?
- Какой из этапов собеседования удался?
Контрольная карта наблюдения хода собеседования
Инструкция: обозначьте «галочкой» (\/) каждый пункт, который вы считаете успешным, а знак «-» там, где вы оцениваете позицию неудачной. В графе «комментарий» можно писать конкретные замечания, например: нервничает, привлекательный внешний вид, держится свободно и т.д.
Дата: _________________
Самостоятельная работа №9 (1 час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Резюме», сформировать умения работать с глобальной сетью Интернет и использовать ИКТ в профессиональной деятельности, сформировать умения подбирать и работать с источниками информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание 1. Проанализируйте резюме, представленное ниже, исправьте ошибки
Задание 2. Используя Интернет и другие источники составить конспект по теме «Виды резюме»
Самостоятельная работа №10 (1час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Резюме»
Задание . Составьте резюме по заданной форме в соответствии с запасной стратегией. Проанализируйте резюме, представленное ниже, исправьте ошибки.
РЕЗЮМЕ
Иванов Иван Иванович
Сведения о себе.
Год и место рождения: 19 мая 1985г.
Национальность: русский, гражданин РФ.
Семейное положение: холост.
Родители: мать - Иванова Нина Михайловна.
Отец - Иванов Иван Петрович.
Цель.
С самого раннего детства я хотел быть водителем. И вот моя заветная мечта сбывается. Цель моей жизни - благополучно устроиться в жизни. Я хочу иметь хорошую и хорошо оплачиваемую работу, чтобы всё в жизни было хорошо. Работа должна быть по душе. Так как я заканчиваю на водителя категории В и С и на электрогазосварщика, то и работу хотелось бы иметь в этой же области.
Образование.
1992-2002 гг. получил среднее полное образование, закончив среднюю общеобразовательную школу №50.
2002-2004 гг. получаю начальное профессиональное образование, заканчивая лицей №9.
4 Интересы и увлечения.
Люблю слушать музыку, смотреть телевизор, собирать и ремонтировать технику, плотничать.
Увлекаюсь рыбалкой, сбором грибов, катанием на лыжах и велосипеде, отдыхом на природе.
Знание языков.
Знаю русский язык в совершенстве, английский язык - со словарём.
Квалификация.
2002-2004 гг. - получаю квалификацию электрогазосварщика и водителя категории В и С.
Профессиональная практика.
За время прохождения практики я работал на заводе АО «Авиакор Авиационный завод». Выполнял такие работы, как сваривание различных узловых соединений и т.д. Я работал на трансформаторе переменного тока, на газосварке. Умею водить легковые автомобили и мотоцикл.
Самостоятельная работа №11 (1 час)
Цель: закрепить и расширить умения, полученные на ПЗ, прививать студентам навыки самостоятельной работы с источниками информации.
Задание : Подготовьте отчёт к практическому занятию ПЗ№10Проведение диалога с работодателем в модельных условиях .Самостоятельная работа №12 (1 час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи»
Задание: Используя Интернет- ресурсы и статьи (21,57,59,65,66) ТК РФ составить опорный конспект по теме « Оформление трудовых отношений»
Самостоятельная работа №13 (1 час)
Цель: закрепить и расширить знания по теме: «Трудоустройство: правовые нормы и практические задачи»
Задание: Используя Интернет- ресурсы и статьи (67,70,72,76)ТК РФ составить опорный конспект по теме « Определение общих прав и обязанностей работодателя и работника в соответствии с ТК РФ»
Самостоятельная работа №14 (2 часа)
Цель: закрепить и расширить умения по пройденным темам, сформировать умения работать с глобальной сетью Интернет и использовать ИКТ в профессиональной деятельности, сформировать умения подбирать и работать с источниками информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Задание: Разработать индивидуальный проект «Мои профессиональные планы после окончания техникума» или «Мой рабочий день через 10 лет»
Этапы работы над проектом:
Проект «Мои профессиональные планы после окончания
учебного заведения» краткосрочный и выполняется каждым
учащимся индивидуально.
Разработка стратегии включает в себя следующие этапы:
- поиск относящийся к делу информации
- составление реального списка выбора (проанализировав информацию по различным типам карьер, профессиям, Вы можете составить реальный список выбора);
- приобретение необходимой квалификации (определив цели карьеры, Вы должны выбрать образовательное учреждение, в котором будете осваивать профессию);
- приобретение соответствующего опыта (Ваша квалификация должна быть подкреплена опытом);
- начало Вашей карьеры (умение представить себя работодателям, понимание того, что от Вас требуется, создание себе репутации надежного и компетентного профессионала)

При определении целей Вашей карьеры Вы прежде всего должны ответить на вопрос: что Вы хотите получить от работы или от всей карьеры в целом? Выберите наиболее важные положения, которые будут отражать Ваши желания (например, высокая заработная плата, или творческое самовыражение, или социальные контакты и т.д.).
На определение целей Вашей карьеры могут оказывать существенное влияние личные обстоятельства. Если у Вас, например, финансовые проблемы, то высокая заработная плата может быть главным мотивом в определении типа карьеры. Некоторые придают больше внимания стабильности и безопасности. Другие - работу ставят на второе место, а главной мотивацией для них является семейное благополучие.
Итак, при определении целей Вашей карьеры, Вам надо четко осознавать, что они должны быть реальны и достижимы. В своей жизни Вы не раз будете сталкиваться с ситуациями, когда Вам придется выбирать те или иные действия, т.е. принимать решения. Это не всегда будет просто. Любое принятое решение будет иметь последствия для Вашей карьеры. Поэтому очень важно, чтобы принятые решения были верными.
Аналитический этап.
Исследование Вашего рынка труда.
Исследовать рынок труда Вам могут помочь специальные организации, которые этим занимаются. Однако, если Вы не имеете возможности обратиться к ним, то вполне можете провести маркетинговые исследования самостоятельно. Исследование Вашего рынка труда будет заключаться в следующем:
сбор информации о работе и сфере деятельности, которую Вы
выбрали;
анализ и обработка собранной информации.
Проведя анализ и обработку собранной информации, Вы сможете четко представить, кто является работодателем, где находятся свободные вакансии, какие требуются навыки.
Итогом этого этапа работы будет список учреждений, организаций, фирм с адресами и телефонами, в которых Вы хотели бы работать.
Оценка Ваших возможностей.
Исследовав рынок труда и определив сферу своей деятельности, необходимо ответить на вопрос: имеете ли Вы квалификацию,' навыки, нужные работодателю? Вы должны проанализировать, какие знания, полученные ранее, Вы можете успешно применять в самых разных ситуациях. То есть Вам нужно оценить свои способности, и в этом Вам могут помочь психологические тесты. Кроме своих личностных и профессиональных качеств, Вы должны оценить и ключевые профессиональные компетенции: установить контакт, сотрудничать, составить служебную записку, работать в «команде», знание иностранного языка, компьютера и т.д.
Итогом этого этапа будет составленный Вами список профессий, где хотя бы один раз Вы можете попробовать свои силы.
Практический этап.
Приведение себя в соответствие с требованиями рынка.
После маркетингового исследования рынка труда и проведенной самооценки определитесь, какими навыками Вы обладаете и какой имеете опыт? Обладаете ли Вы квалификацией, необходимой для должности, на которую Вы претендуете, и какую соответствующую подготовку Вам необходимо пройти?
Планирование поисков работы.
После проведения исследований рынка труда и определения сфер деятельности, на которых Вам надо сконцентрироваться, пришла пора действовать. Напомним Вам основные способы трудоустройства (рис.З).

Если Вы заняты поиском работы, то излишняя скромность может навредить Вам. Вы должны быть готовы эффективно представлять себя потенциальным работодателям. Подготовьте письма с предложениями себя в качестве работника и разошлите их. При этом помните, что очень важно первое впечатление, и оно, естественно, должно быть положительным.
Поэтому Ваше письмо с предложением себя в качестве работника должно с самого начала привлечь внимание работодателя, чтобы ему захотелось встретиться с Вами. Каким же должно быть письмо, чтобы оно привлекло внимание работодателя?
Во-первых, нужно подумать о качестве бумаги. Она должна быть достаточно плотной, формата А4. Цвет бумаги необязательно должен быть белый. Лучше, если письмо будет напечатано, хотя при хорошем почерке возможен рукописный вариант. Содержание письма должно быть Вашей «визитной карточкой», оно должно побуждать работодателя получить резюме.
При составлении письма Вы должны учитывать следующее:
• письмо должно быть небольшим по объему, и содержание - только по существу (шесть, семь кратких абзацев);
в письме необходимо продемонстрировать желание получить именно эту работу, поэтому письмо можно начать со слов «Мне бы очень хотелось, чтобы меня рассмотрели в качестве...»;
подчеркните Ваши сильные стороны (навыки, знания, опыт, способности), которые будут непосредственно относиться к работе;
не упоминайте обстоятельств, создающих проблемы для Вас и работодателей;
письмо заканчивайте в положительном ключе.
Первичный контакт с работодателем лучше всегда устанавливать с помощью письменного обращения, предварительно переслав резюме. Если Вам назначили встречу, то подготовьтесь к собеседованию. Если предложение о встрече не поступило, не огорчайтесь. Некоторые фирмы очень заняты и не хотят терять время на случайных посетителей.
Ваши действия, если Вы получили предложение о работе.
Вы можете получить сразу несколько предложений о работе, и необходимо будет выбрать одно из них. И даже если к Вам поступило одно предложение, то и в этом случае нужно подумать. Главное правило: не надо спешить с принятием важных решений. Вы должны все взвесить еще раз и ответить себе на вопросы:
устраивает ли Вас заработная плата?
какие условия работы в фирме и какая в ней рабочая атмосфера?
каковы перспективы продвижения по службе?
соответствует ли работа целям Вашей карьеры? и т.д.
Если Вы решили принять предложение, то необходимо провести переговоры о контракте».
Каждый индивидуальный проект должен быть доведен до завершения, после чего учащимся надо предоставить возможность рассказать о своей работе, о том, что у них получилось.
Устную презентацию проекта можно построить по следующему плану:
автор проекта;
постановка цели;
краткое описание деятельности;
описание результатов проекта;
использованные источники и литература.
Функции преподавателя на защите проектов заключаются в следующем:
организация защитыпроектов, консультирование учащихся по вопросам подготовки устной презентации проекта, экспертиза и рецензирование.
Функции учащегося: готовит и проводит устную презентацию своего проекта, при необходимости консультируется с педагогом, выступает в качестве эксперта, т.е. задает вопросы и высказывает критические замечания при защите проектов других учащихся.
При оценке работы учащихся над проектом невозможно использовать традиционную пятибалльную систему оценки. Наиболее объективной является рейтинговая оценка. Для этого перед защитой проекта на каждого учащегося составляется индивидуальная карта, которая заполняется в процессе защиты тремя «экспертами»: самим учеником, одноклассниками и преподавателем. После этого подсчитывается среднеарифметическая величина, расчет баллов, выставленных в данной позиции (табл. 3).
Оценка проектной деятельности
Критерии оценки Само
оценка Оценка
педагога Оценка
одногруппниковI. Достигнутый результат (из 15 баллов) 2. Оформление проекта (из 15 баллов) Защита
проекта 3.Представление (из 15 баллов) 4.Ответы на вопросы (из 15 баллов) Процесс
работы
над
проектом 5 .Интеллектуальная активность (из 10 баллов) 6.Практическая деятельность (из 10 баллов) 7. Творчество (из 10 баллов) 8.Умение делать осознанный выбор (из 10 баллов) ИТОГО: Среднеарифметическая величина 85-100 баллов – 5
70-85баллов – 4
50-70 баллов – 3
Менее 50 баллов - 2

11. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет – ресурсов.
дополнительной литературы
Перелыгина Е.А. Эффективное поведение на рынке труда: Учебные материалы. - Самара: ЦПО, 2011.
Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Введение в профессию: общие компетенции профессионала. Эффективное поведение на рынке труда. Основы предпринимательства: Гиды для преподавателей. - Самара: ЦПО, 2011.
Дополнительные источники:
Ефимова С.А. Ключевые профессиональные компетенции: спецификации модулей. - Самара: Изд-во ЦПО, 2007.
Зарянова М. Как найти работу за 14 дней: Практическое пособие для тех, кто ищет работу. - СПб.: Речь, 2009.
Как успешно пройти собеседование // SuperJob [Электронный ресурс]. - http://www.superjob.ru/rabota/mtei-view.html.
Ключевые профессиональные компетенции. Модуль «Эффективное поведение на рынке труда» [Текст]: учебные материалы / автор-составитель: Морковских Л.А. - Самара: ЦПО, 2007.
Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Рус. яз., 1984.
Планирование профессиональной карьеры: рабочая тетрадь / Т.В. Пасечникова. - Самара: ЦПО, 2011.
Третий не лишний? Трудоустройство через кадровое агентство. Отзывы бывалых. И как отличить хорошее от плохого // Paбoтa.RU
[Электронный ресурс]. - http://www.rabota.ru/vesti/career/tretij_ne_lishnij.html.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ.
Филина Ф.Н. Справочник наемного работника. - М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008.
3.Электронные ресурсы:
1.http://ppt4web.ru/geografija/rynok-truda.html2.http://www.career-st.ru/specialist/docladi/53. http://window.edu.ru/resource/278/50278