Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка и литературы


Кислица Елена Юрьевнаучитель русского языка и литературы стаж работы - 12 леткатегория: перваяМуниципальное Бюджетное общеобразовательное Учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №11Муниципальный этап областного конкурса «Учитель года Дона - 2016»Конкурсное задание «Методическое объединение» Ученик – яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.В.А.Сухомлинский Цель образования Главная цель образования в школе: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Проблема нравственных ценностей среди молодежиИзменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты. Потребительский образ жизни и стремление к накоплению земных материальных благ, падение нравственности и бездуховность—вот результат такого воспитания. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского обществаВ послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчёркнуто, что «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории». систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;Формирует систему базовых национальных ценностей:ПатриотизмСоциальная солидарностьСемьяТрадиционные российские религииИскусство и литератураКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет: Целью взаимодействия социальных институтов является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.школасемьяОбщественныеорганизацииРелигиозные объединенияУчреждения доп. образования,культуры и спортаСМИ Семья, школа – единство, содружествоКрай родной – судьба моя. Активная жизненная позиция и физическая культура – залог здоровья гражданина РоссииПрограмма гражданско-патриотического самоопределения школьника «Здоровый гражданин – активный строитель здорового общества»Толерантность – принцип культурного развития и нравственности гражданина России9 Приоритетные направления воспитательной работы школы Воспитательная функция урокаРусский язык и литература—предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. «Развитие духовно-нравственных качеств обучающихся на уроках русского языка и литературы»Моя Методическая тема Технология проектного обученияТехнология проектного обучения ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую и предполагает решение какой – либо проблемы. Проектная деятельность способствует активизации познавательной активности школьников, а также развитию навыков исследовательской работы.         Метод клоуз-текстовТекст с пропущенными компонентами.Задача выполняющего – вставить эти компоненты. Закончите фразы из басен крыловаСыр выпал и ____________________
Метод «Цветка Блума»Данный метод содержит понятие «Тонких»( простых) и «Толстых» (сложных) вопросов по теме учебного предмета. Этот работа проводится при проверке усвоения материала на уроке. Метод « Цветка Блума» очень важен, так как позволяет детям самостоятельно определять уровень понимания темы. Ученики дают самооценку своим знаниям.Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию. Их часто используют при традиционных формах контроля: на зачетах, в тестах, при проведении терминологических диктантов и т. д.2. Сложные вопросы – вопросы, которые направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов; на установление взаимосвязи между теорией и практикой, Метод исследовательской деятельности Метод исследовательской деятельности -инструмент повышения качества образованияВ основе учебного исследования - проблема, для решения которой необходимо:искать и анализировать информацию, находить способы решения проблемы, анализировать результаты решения, корректировать свою исследовательскую деятельность. Исследовательская деятельность учащихсявид деятельности (образовательная технология), направленный на решение учащимися исследовательской, творческой задачи изучения объекта или разрешения проблемной ситуации.Поисковая активность (поиск в условиях неопределенной ситуации)АнализОценкаПрогнозирование развития ситуацииДействиеСтруктура исследовательской деятельности Как научить учиться? Системно-деятельност-ный подходразвитиеличностиформирование гражданской идентичностиЦенностные ориентирыУУДДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД − позиция, взгляд, точка зрения на способ преподавания, при котором учащийся осваивает культуру не путем простой передачи информации, а в процессе собственной учебной деятельности.
Проведение недели русского языка и литературы.Фото выставки газет. Показ презентаций. Район. Библиотекарь.Уроки. Приобщение учеников к книгам. Результаты учеников, грамоты. ДиссЕминация педагогического опыта Обмен опытом на РМО В сети интернет Результаты мои. грамоты ЗаключениеНовая российская школа должны стать важнейшим, структурообразующим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. Современные технологии, используемые на уроках, помогают научить школьников чувствовать слово и  думать над ним, искать в нем истинный смысл, восхищаться всей «громадой» русского языка, выражать себя в творчестве.  Они также формируют личность школьника, помогают воспитать образованных, нравственных людей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, Конструктивностью. Учительский труд сложен…. Учительство – семейное дело. Семья