ДокладФормирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности


Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся
на уроках и во внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное становление детей и подростков, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства, является одной из основных целей деятельности школы. Ценности личности, конечно, в первую очередь должны формироваться в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была и будет актуальной.
Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, трудолюбивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия.
Духовность и нравственность – это те приоритетные ценности, которые должны быть положены в основу воспитания детей и молодежи.
Ведущая роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения учащихся принадлежит начальной школе, поскольку, во-первых, ее деятельность, по сравнению с другими воспитательными институтами, носит более целенаправленный и целостный характер, и, во-вторых, именно в этом возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся внутренними качествами. Именно младший школьный возраст называют «золотой порой» духовно-личностного становления.
Дети всего мира изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении российской государственности.
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования (ФГОС НОО) особое внимание уделяется духовно-нравственному формированию и воспитанию и гражданскому становлению личности младшего школьника не только в процессе обучения, но и во внеурочной деятельности.
(Слайд 2)
Духовно-нравственное воспитание способствует формированию
нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма);
нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости);
нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний);
нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
(Слайд 3)
На базе нашей школы создан центр духовно-нравственного воспитания «Истоки», поэтому духовно-нравственная сфера стала одной из главных составляющих воспитательной системы школы.
Я хочу поделиться опытом работы по формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром. На каждом уроке я учу детей, даю им знания, прививаю определенные умения и навыки. Формированию духовно-нравственных качеств личности и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.
(Слайд 4)
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Уроки, посвященные сказкам, становятся уроками духовности и патриотизма. Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат детей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А.С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уроки литературного чтения способствуют формированию духовно-нравственных качеств личности обучающихся.
Духовно-нравственное воспитание учащихся происходит не только на уроках, но и во внеурочное время.
(Слайд 5)
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
Военно-патриотическое.
Художественно-эстетическое.
Туристско-краеведческое.
Спортивно-оздоровительное.
Частью формирования духовно-нравственных качеств личности обучающихся является патриотическое воспитание, целью которого является воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовность служить Отечеству.
(Слайд 6,7,8,9)
В данном направлении в школе проводятся классные часы, конкурсы стихов о войне, конкурс рисунков, праздники посвященные «Дню Победы», «Дню Защитника Отечества», «Дню Героя», встречи с ветеранами войны, тружениками тыла, с Героем Социалистического труда. Дети принимают активное участвуют в различных акциях «Спасибо, деду за победу», «Письмо солдату », активно участвуют и в районных конкурсах.
Реутова Е. с исследовательским проектом «Никто не забыт и ничто не забыто» и стала победителем.
(Слайд 10,11)
Реутова Е. в районном конкурсе «Мелодия солдатского сердца» стала победителем, а Ермаков А. призером этого конкурса.
(Слайд 12)
Для формирования отношений между детьми, воспитания у них нравственных чувств в школе проводится немало различных мероприятий художественно-эстетической направленности: недели эстетики, неделя православной книги, классные часы "Дорогою добра", "Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть",беседы на этические темы, чтение художественной литературы, обсуждение положительных и отрицательных поступков детей.
(Слайд13)
Невозможно не отметить и традиционные праздники школы: «День знаний», «День пожилых людей», «День Матери», «Новогодний калейдоскоп», «Праздник мам», «День Семьи», праздник последнего звонка и другие мероприятия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности.
В план воспитательной работы классных руководителей включены также классные часы и беседы, основной целью которых является воспитание духовности, нравственности через изучение русской культурной традиции православия: «Православные праздники и их истоки», «Святые заступники России», «Крещение Господнее» и др.
 (Слайд 14,15)
    На занятиях кружка дополнительного образования «Художественно-творческая студия» дети занимаются изготовлением различных рисунков и поделок на православную тематику: «Рождество Богородицы», «Край родной», « Храм Божий» и другие. Многие из этих рисунков и поделок были представлены на районные конкурсы детского творчества.
(Слайд16)
В 2014г. Сухова Н стала победителем муниципального конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и получила грамоту и сертификат. И в этом году тоже победитель.
(Слайд 17)
Традиционными для формирования духовно-нравственных качеств личности в школе являются сезонные праздники: осенью — «Праздник Золотой осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц», «Именины березки» (Троица).
На занятиях кружка «Хоровое пение», дети знакомятся и разучивают песни, связанные с этими православными праздниками.
В прошлом году ученица 8 класса Свирионова Василиса участвовала в научно-практической конференции с исследовательским проектом «Родник иконы Смоленской Божией матери».
(Слайд 18)
Огромное значение становлению личности ребенка занимает трудовое воспитание. В этом направлении мы проводим уборку территории возле школы, и на территории строящегося храма, родника иконы Смоленской Божией матери», могилы неизвестного солдата.
   В начальных классах в рамках внеурочной деятельности введены «Уроки милосердия», которые способствует формированию у учащихся таких ценностных качеств как доброта, милосердие, сострадание. Материалы, собранные в этом учебно-методическом комплексе помогают развивать чувство ответственности, желание помогать друг другу; помогать окружающим, совершать добрые и честные поступки.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» стал обязательным для учеников 4 класса.
Цель этого предмета «Основы православной культуры», состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.(Слайд 19)
Проводится работа и с родителями, где тоже затрагиваются вопросы духовно-нравственного воспитания детей.
Результативность  работы по духовно -  нравственному воспитанию оценить бывает довольно сложно, так как нравственные качества проявляются в поступках, отношении к другим людям, сверстникам. Тем не менее, такая работа проводится. Используются разные диагностики, анкетирование детей и родителей по методикам Л.М. Фридмана и С.Н. Петровой.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию
(Слайд 20)
Заканчивая свое выступление, хочется сказать словами В.А.Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком – то заботиться, о ком – то печется и беспокоиться, кому-то отдает свое сердце».