Конспект урока биологии Строение и жизнедеятельность клетки


Тема: Строение и жизнедеятельность клетки.
Место урока в учебном курсе: Конспект урока биологии в 8 классе по теме «Строение и жизнедеятельность клетки» разработан по УМК «Биология. 8 класс автор А.Г. Драгомилов в разделе «Организм человека. Общий обзор». Данный урок соответствует программе данного курса. При изучении клетки основное внимание обращается на строение, функцию органоидов клетки, а самое главное на размножение клетки. Механизмы деления клетки рассматриваются на уровне актуализации уже частично известных учащимся знаний.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Цель урока: первоначальное формирование понятия «митоз»
Задачи урока:
Образовательные: сформировать знания о механизме деления клетки, процессе передачи наследственной информации, значении деления клеток в жизни организма.
Развивающие: формирование умения слушать, рассуждать, делать выводы, формирование умения работать с мультимедийной презентацией, умения моделировать.
Воспитательные: формирование коммуникативных способностей, памяти, внимания, наблюдательности.
Методические рекомендации по подготовке и проведению урока: Данный урок биологии можно провести при изучении темы «Клетка: строение, химический состав и жизнедеятельность». При разработке урока я постаралась приблизить его к новым образовательным стандартам, требующими формирования у учащихся универсальных учебных действий и имеющих как предметные, так и метапредметные результаты обучения. Эффективность урока достигается рациональным использованием учебного времени. При подготовке к уроку необходимо запланировать время на использование различных методов, а так же на самостоятельную работу учащихся с моделью клетки, не допуская при этом перегрузки школьников. Важно правильно определить место и формы проверки знаний, добиться ее органического сочетания с изучением и закреплением нового материала – основным звеном урока
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал для учащихся (карточки), красные и синие маркеры. Учебник «Биология» 8 класс. А.Г. Драгомилов.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Положительный настрой)
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много новых открытий, интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.
2. Актуализация знаний учащихся.
Ребята, в этом учебном году на уроках биологии вы изучаете курс биологии «Человек и его здоровье» и на предыдущих уроках начали знакомиться с характерными особенностями человека, что тело человека это живой организм, наименьшей единицей строения которого является …(клетка). На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение этого материала, но вначале я хотела бы предложить вам посмотреть небольшой отрывок из мультфильма «Первая охота», созданного по рассказу Виталия Бианки. (Демонстрация мультфильма).
№ слайда Действия учителя
2 Кликом мыши по слайду, запускаем видеоролик
Давайте проведем небольшое обсуждение увиденного.
№ слайда Действия учителя
3 Последовательными кликами, открываем «спрятанные» вопросы.
Кто главный герой мультфильма?
Перечислите, на кого охотился щенок?
Какие повреждения он нанес животным?
Опасны ли эти повреждения для жизни?
За счет чего произойдет восстановление поврежденных органов?
Знаете ли вы, из чего состоит живой организм? (органы, клетки). Наименьшей единицей строения организма является клетка, поэтому можно предположить, что восстановление поврежденных органов начинается с восстановления поврежденных клеток, а значит, в них есть какие-то структуры, отвечающие за то, чтобы новые клетки были такими же, как и старые, погибшие.
№ слайда Действия учителя
4 Демонстрация слайда
Вспомним с вами строение животной клетки. Предлагаю вам назвать органоиды клетки (Ответы учащихся).
№ слайда Действия учителя
5 Учитель открывает «спрятанные» названия, после того, как их назовут ученики кликом по соответствующему прямоугольнику
А теперь назовем функции органоидов клетки (Ответы учащихся).
№ слайда Действия учителя
6 Учитель открывает «спрятанные» названия, после того, как их назовут ученики кликом по соответствующему прямоугольнику
Итак, мы видим, что ядро служит для хранения и передачи наследственной информации, значит можно предположить, что его функция – именно участие в образовании новых клеток. Давайте познакомимся со строением ядра подробнее.
3. Изучение нового материала:
№ слайда Действия учителя
7 Демонстрация слайда
А теперь попытаемся сформулировать цель нашего урока. (Ребята формулируют цель)
Цель урока: Изучить процесс образования новых клеток.
Главной частью ядра является нуклеиновая кислота ДНК, которая представляет собой двойную спираль. ДНК служит для хранения и передачи наследственной информации. Она входит в состав хромосом, которые хорошо видны в определенные периоды жизни клетки. Одной из главных особенностей ДНК является способность к самоудвоению или копированию. Термин «копия» мы часто употребляем, когда речь идет о какой-то информации, например напечатанной на листе бумаге.
№ слайда Действия учителя
8 Демонстрация слайда
Чтобы сделать ее копию нужно воспользоваться устройством, которое называется копировальный аппарат.
№ слайда Действия учителя
9 Демонстрация верхней части слайда, затем кликом по шторке открываем нижнюю часть.
С помощью него можно получить точно такой же лист бумаги, практически не отличимый от оригинала и содержащий точно такую же информацию. Похожий процесс происходит и в ядре. В результате самоудвоения молекулы ДНК, появляется вторая молекула, которая является точной копией первой, а значит, содержит такую же наследственную информацию. Соответственно и хромосома становится двойной, состоящей из двух одинаковых половинок, которые называются хроматиды. Период жизни клетки, во время которого в ней происходит удвоение ДНК, а также накапливаются питательные вещества, энергия, увеличивается число органоидов, называется подготовкой к делению. А сам процесс образования новых клеток называется делением. Различают два способа деления клетки – митоз и мейоз. С первым из них мы и познакомимся на сегодняшнем уроке.
Митоз
Итак, давайте еще раз назовем процессы, предшествующие делению (удвоение ДНК, образование хроматид, накопление энергии, питательных веществ, увеличение числа органоидов).
Митоз протекает в четыре этапа:
Растворение ядерной оболочки, исчезновение ядрышка, двойные хромосомы хорошо видны.
Расположение хромосом по экватору клетки.
Отделение хроматид друг от друга и расхождение их к полюсам клетки.
Образование перетяжки, формирование ядерных оболочек вокруг разошедшихся хромосом, образование дочерних клеток.
№ слайда Действия учителя
10-19 Последовательная демонстрация слайдов 10-19. При демонстрации слайда №13 кликом по белому прямоугольнику открывает модель земного шара, с помощью которой объясняем принцип понятий «экватор» и «полюса» клетки.
Вставьте пропущенные слова: Митоз – способ ……. клетки, при котором из …… материнской клетки образуются ….. дочерних, с таким же набором …….
№ слайда Действия учителя
20 Учитель открывает нужные слова кликом по многоточию, после того, как их назовут ученики.
Значение митоза:
восстановление утраченных органов (слайд 21)
заживление ран (слайд 22)
рост организма (слайд 23)
№ слайда Действия учителя
21-23 Демонстрация анимации, затем, после того как ученики сделают вывод, открываем надпись, нажатием на знак вопроса
4. Закрепление:
А теперь проверим, насколько хорошо вы запомнили этапы митоза. У вас на столах карточки и разноцветные маркеры. С помощью маркеров мы будем изображать хромосомы, и используем для этого два разных цвета: красный и синий. Нарисуем, как выглядит клетка до начала подготовки к делению. Для простоты изобразим в ней одну красную и одну синюю хромосомы. Теперь возьмите следующую карточку и нарисуйте, как изменится клетка во время подготовки к делению. Поднимите свои карточки. Сравните с изображением на доске (рисунок с удвоенным набором хромосом). На третьей карточке нарисуйте следующую фазу деления (хромосомы располагаются в области экватора). Аналогичным образом изобразим все фазы митоза, так что у ребят получается их полный набор.
№ слайда Действия учителя Действия учащихся
24 Последовательно кликаем по цифрам, открывая рисунки, изображающие фазы митоза
5. Вывод:
Теперь попытаемся подвести итог и сформулировать вывод сегодняшнего урока: (ребята делают вывод самостоятельно, учитель направляет и помогает)
На сегодняшнем уроке мы познакомились с одной из важнейших способностей живой клетки – способностью к делению. Способ деления клетки, при котором из одной материнской клетки получается две дочерних, с таким же набором хромосом, называется митоз. За счет митоза происходит рост организма, замена старых клеток, восстановление утраченных органов, а также размножение организмов. Но это уже материал следующих уроков. (Слайд 25)
6. Задание на дом:
Стр. 15-20, вопросы 1-9 (слайд 26)
Урок сегодня был удачный, Не прошёл для вас он зря. Вы все очень постарались. Вам понравилось, друзья?