Использование коррекционных игр и упражнений на уроках математики с учащимися с нарушением интеллекта


Методические разработки
Учитель ГКОУ СО «КСКОШ»,
Бородина С.Е. г. Качканар, Свердловская область.
Комплекс дидактических и коррекционных игр и упражнений по развитию познавательного интереса на уроках математики у младших школьников с нарушением интеллекта.
Для успешного освоение учебного материала, для повышения уровня познавательного интереса младших школьников с нарушением интеллекта, мною был составлен комплекс дидактических и коррекционных игр и упражнений для использования их на уроках математики.
Отсутствие познавательного интереса ведет к затруднению обучения, установлению контакта, дезадаптации, комплексного развития. Большинство школьников с особыми возможностями здоровья демонстрируют полное отсутствие интереса к обучению, конкретному предмету. У них недостаточно сформирован познавательный интерес. Именно поэтому использование комплекса игр и упражнений, способствующих развитию познавательного интереса на уроках математики, является обязательным элементом коррекционных занятий.
Цель комплекса: создание условий для развития познавательного интереса на уроках математики у младших школьников с нарушением интеллекта.
Задачи комплекса:
1.Формирование познавательного интереса на уроках математики.
2.Формирование адекватной самооценки у детей с нарушением интеллекта.
3.Создание радостного, позитивного настроя.
4.Создание для ребенка «ситуации успеха».
5.Обучение умению самостоятельно решать задачи, примеры.
При составлении комплекса игр на развитие познавательного интереса на уроках математики у младших школьников, я опиралась на следующие принципы:
- последовательности и постепенности усложнения материала (принцип системности и систематичности);
- учет индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей (принцип индивидуализации);
- опора на возможности игровой деятельности (повышение активности ребенка, формирование адекватной самооценки);
- принцип гуманизации, который является основополагающим, предусматривает переоценку всех компонентов педагогического процесса и прежде всего характеризуется приоритетом человеческих ценностей;
- принцип доступности (мера трудности, преодолеваемая учеником в процессе рационально организованной деятельности);
- принцип наглядности (восхождение от познания чувственно-наглядного к абстрактно-логическому);
- принцип прочности базируется на древнем девизе «повторение- мать учения».
Игры предполагается проводить на уроке математики (в основном на этапах устного счета и подготовки к изучению новой темы).
Среди всех мотивов учебной деятельности самым действенным является познавательный интерес. Он не только активизирует умственную деятельность, но и направляет ее к последующему решению поставленных задач.
Комплекс дидактических и коррекционных игр, направленных на развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики для 1-2 классов и 3-4 классов
(содержание игр и стимульный материал см. в приложении)
Часть таблицы
Название игры Цель игры Время проведения Планируемый результат
1.Что не дорисовано?
Создание положительного настроя.
Развитие зрительного восприятия; определения недостающих признаков. 10 мин.
Положительный эмоциональный настрой.
Восприятие картинки, нахождение недостающих признаков.
2.Залатаем коврик. Коррекция и развитие кратковременной памяти; развитие зрительного восприятия. 5-10 мин. Сохранение в памяти увиденных образов и практическое их использование.
3.Найди одинаковые фигуры. Развитие дифференцированного восприятия; коррекция наглядно-образного мышления. 5-7 мин. Ребенок определяет по признакам и свойствам одинаковые предметы из ряда данных.
4.Лишний предмет. Развитие образно-логического мышления, умственных операций (анализ и синтез). 10 мин. Ребенок анализирует и синтезирует; выстраивает логический ответ.
5.Помоги художнику. Коррекция и развитие зрительного восприятия, воображения и фантазии. 10-15 мин.Самостоятельно (по воображению) дорисовывает данные фигуры.
Приложение
Игра«Самый быстрый почтальон»
Цель: Закрепление приемов прибавления и вычитания в пределах 10.
Организация выполнения задания (игры):
Учитель заранее готовит 16-20 карточек (писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание в пределах 10; набор разрезных цифр, обозначающих числа от 1 до 10.
Учитель делит класс на две группы. Первой группе раздаются карточки – письма, с примерами на обратной стороне. Вторая группа изображает дома с номерами (они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 1 до 10).
Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного примером (решить пример), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими ответ примера, записанного на конверте).
Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот – самый быстрый почтальон. Решение примеров проверяют все ученики.
Затем дети меняются ролями.
Образец задания:
9-6
3