ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5 – 11 КЛАССАХ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-11 КЛАССАХучитель математики МБОУ «Евгащинская СОШ» Большереченского р-на Омской области Кузнецова Светлана Александровна В математике следует помнить не формулы, а процессы мышления.Ермаков В.П. Цель: повышение уровня мыслительной деятельности обучаемых посредством использования приемов мыслительной деятельности.Задачи: проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу; раскрыть психолого-педагогические особенности использования приемов мыслительной деятельности; обобщить практический опыт по применению различных приемов мыслительной деятельности; разработать методические рекомендации по эффективному подбору и использованию приемов мыслительной деятельности. Гипотеза: использование различных приемов мыслительной деятельности на уроках математики должно привести к следующему результату:активации познавательной деятельности;улучшению мыслительной деятельности;раскрепощению и уверенному психологическому состоянию детей. Пути повышения эффективности использования приемов мыслительной деятельности:1. Учет возрастных особенностей;2. Использование материала различной степени трудности; 3. Построение нетрадиционных уроков;4. Использование ИКТ;5. Использование простой и емкой наглядности;6. Разработка памяток. Существенные признаки приема деятельности:прием - наиболее рациональный способ работы, который состоит из отдельных действий (практических или умственных);состав приема может быть выражен в виде правила, инструкции, предписания и т.п.;правильный прием допускает обобщение, специализацию и конкретизацию;прием обладает свойством переносимости на другую задачу;прием можно перестроить и создать на его основе новый прием. Владение совокупностью общеучебных приемов учебной деятельности называют умением учиться. Существует два пути усвоения учащимися приемов учебной деятельности: СТИХИЙНЫЙ и УПРАВЛЯЕМЫЙ. Приемы мыслительной деятельности:обобщение, конкретизация, классификация, систематизация;реконструкция;использование стимулирующих звеньев;выделение смысловых опорных пунктов;прогнозирование;соотнесение и др. Приемы стимулирующих звеньев:1. Вспоминание, применение по ходу ознакомления с материалом определений, теорем, законов, различных правил, в том числе и мнемонических правил, которые как раз и предназначены для лучшего запоминания тех или иных фактов;2. Созерцание, представление наглядных образов (моделей, графиков, рисунков, диаграмм); 3. Любая деятельность с ними;4. Оперирование знаками и символами (введение стрелок и др. обозначений, подчеркивание записей и т.д.);5. Любые рассуждения, действия углубляющие понимание. Пример . Мнемонические правила:1. РППР (раскрой скобки, перенеси, приведи подобные, раздели на коэффициент);2. 3+(-8) (две команды тянут канат, у какой команды больше силы);3. Объем шаров слетает с губ 4/3Пr куб.4. Чтобы не сесть на мель и не понизить тонуса, запомни твердо ПRl - боковая поверхность конуса.5. 1мм - 1см - 1дм - 1м - 1км 1мм2 - 1см2 - 1дм2 - 1м2 - 1а - 1га - 1км2 1мм3 - 1см3 - 1дм3 - 1м3 - 1км3 6. П = 3,1415926536…«Что я знаю о круге?» (5 цифр).«Учи и знай в числе известном за цифрой цифру без ошибки» (11 цифр).«Вот и Маша и Анюта прибежали Пи узнать число они желали»(11 цифр).7. е=2,718281828… (дата рождения Льва Николаевича Толстого).8. SIN (П + α ), COS (П/2 + α) меняется или не меняется название функции? {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}α 00300450600900SIN αCOS α ВЫВОД:На уроках математики использованы различные приемы мыслительной деятельности. Было замечено, что дети выполняли все предложенные задания с удовольствием. Повышается эффективность учебного процесса. Развивается скорость и гибкость мыслительной операции.Воспитывается любовь к математике. Развиваются творческие способности учащихся.