Система работы учителя географии по формированию и развитию ОУУН


Система работы по формированию и развитию ОУУН через коррекционную работу и региональный компонент с учетом компетентностного подхода на уроках географии.КГУ «Выдрихинский комплекс Общеобразовательная средняя школа - детский сад им. А.С. Иванова». Учитель географии Бурцева Наталья Михайловна, 2009г.Уже свыше трёх столетий география остаётся в Казахстане одной из самых почитаемых учебных дисциплин. Современная география, синтезирующая естественнонаучные и общественные знания, обладает колоссальными общеобразовательными ресурсами. Представить себе структуру школьного курса очень легко, используя знакомую модель . Можно сказать, что существует определённое ядро содержания, под которым подразумеваются основополагающие знания и навыки, мало изменяющиеся во времени (физическая география). Так же различают и внешнюю более изменчивую оболочку, например, социальную и экономическую географию мира. Именно на этом этапе к учителю и приходит осознание того, что использовать только старые формы работы - явно недостаточно. Вот поэтому мои находки на волне новых технологий гармонично вливаются в систему моей работы.
Не для кого не секрет, что новые методические идеи нашли своё отражение и в учебниках географии. Я считаю, что учебник - это основной сценарий всего учебного процесса, программирующий деятельность и учащихся, и учителя.
Опыт преподавания своего предмета с 5 по 11 класс позволяет мне сказать,
что использование на уроке стандартного и мультимедийного учебника одновременно
позволяет намного повысить эффективность урока, так как:
*Делает процесс объяснения нового материала наглядным.
* Показывает изучаемые явления в развитии.
* Способствует формированию аналитических способностей.
* Осуществляет связи между учебными предметами.
*Позволяет чаще проводить проверку знаний.
*Облегчает организацию самостоятельной работы учащихся
Кроме того, дети с удовольствием общаются со взрослыми на “языке компьютерных технологий”, понятном даже школьнику младших классов.
Если учебник это “сценарий”, то географическая карта - это прочный “каркас”, на который проецируется вся система школьных знаний, и не только по географии.
Для того, чтобы мои ученики лучше владели основным языком географии - языком карты, я провожу практические занятия, на которых учащиеся не просто выполняют работу с картой и контурной картой, а создают карты самостоятельно.
Положительным моментом можно считать и преподавание курса географии Казахстана по комплексным учебникам за восьмой и девятый классы. Потому, что именно такие учебники нужны, чтобы ученики не только узнали, но и ещё больше полюбили свою Родину.
В одиннадцатом классе получаю первый опыт профильного обучения. Для подготовки к социально-экономическому профилю, где география - профильный предмет, разработала программу элективных курсов по экономике.
Для реализации задач, стоящих перед 12-ти летним образованием необходимым становится использование современных технологий. О компьютерных технологиях говорилось выше. Актуальной является также проектная деятельность. В рамках проектной деятельности разрабатываются учебные проекты по форме: рефератов; докладов; компьютерных презентаций; электронных продуктов.
Результаты работы традиционно представляются на конкурсах проектов, которые проводятся ежегодно как в школе, так и в районе. В марте 2008 года на районном конкурсе "Защита проектов", с проектом по теме: " История заселения и развития села
Выдриха" который, выполняла и представляла ученица восьмого класса Федянина Наталья, заняла второе место.
Всю организационную работу по подготовке проектов провожу на кружке " юный географ" и на уроках.
Для курса 7-го класса «География материков и океанов» разработала поурочную программу по технологии Т.Г. Галиева и составила модель учебного процесса.
Компетентностный подход, как и другие инновационные подходы в обучении, требует поэтапного внедрения. На первом этапе, в среднем звене (5 - 7классы) формирую элементарные общеучебные компетенции школьников, как:
извлечение основного содержания прочитанного или услышанного;
точная формулировка мыслей, построение оригинальных высказываний по заданному вопросу или теме;
оценка результатов своей деятельности.
На втором этапе, анализируя возможности учеников и уровень их развития выделяю наиболее актуальными следующие компетенции: учебно- познавательная; информационная, коммуникативная, проблемная и компетенция личностного самосовершенствования.
Компетенции выражаются и формируются через соответствующие умения школьника на каждой ступени обучения:
— умение извлекать пользу из опыта, умение опрашивать окружение;
умение критически относиться к тому или иному аспекту общественного развития; -умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение;
умение оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;
—умение сотрудничать в группе;
умение принимать решение, улаживать конфликты и разногласия;
-умение нести ответственность, принимать решение и прогнозировать его последствия. На протяжении многих лет я работаю с ребятами разного возраста. это учащиеся 5- 11-х классов, поэтому в образовательном процессе использую различные технологии, что позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников.
Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с новыми видами действий по работе с информацией.
* поиск и сбор информации.
Обработка информации.
*передача информации, *комплексные методы.
Учащиеся с пятого класса получают задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет, путем работы в музее, библиотеках. В 6-ом классе мои ученики умеют уже не только обрабатывать полученную информацию, но и упорядочить, выстроить логические и причинно-следственные связи. А также умеют составлять планы и вопросы к тексту. В 7-х и 8-х классах учащиеся к полученной информации составляют диаграммы, схемы, графики, таблицы, подготавливают доклады, сообщения по теме, презентации и проекты. Учебно - исследовательские работы под силу учащимся старших классов.
В качестве основного технологического инструмента, обеспечивающее комплексное внедрение компетентностного подхода для учащихся 5-11 классов я избрала модульную технологию. Это позволяет создать унифицированную модель изучения каждой темы, в которую входят следующие занятия: «Вводная лекция», «Самостоятельная работа с учебником, с дополнительной литературой, с картами, со статистическим материалом» , «составление опорных схем, диаграмм, таблиц их описание» и «Итоговый контроль или научно - практическая конференция».
В среднем звене на своих уроках применяя модульные технологии, использую маршрутные листы, с помощью которых за урок удается опросить всех учащихся по всей теме. Для создания маршрутного листа подбираю задания и вопросы для закрепления и обобщения изученного материала. Учащиеся ведут работу по маршрутному листу, при этом у них есть возможность провести взаимопроверку, оценить себя самостоятельно и оценку ставит учитель. Таким образом, сколько заданий на маршрутном листе столько оценок получает ученик.
На различных этапах занятия, ученики являются не пассивными слушателями, воспроизводящими действия учителя, а активными участниками процесса познания. Для учащихся 8х-9х классов разнообразные формы контроля знаний усложняются на каждом этапе и на каждом занятии. Подготавливаю разноуровневые тесты с выбором ответа или требующие дать развернутый ответ.
В 10х- 11х классах темп работы увеличивается и принимает более высокий уровень , учащиеся должны работать в унисон с учителем. Например, в то время, когда учитель вводит новые понятия и термины, ученики выполняют задание « стрелками укажите связи между терминами и определениями». На втором и третьем этапе учитель выступает в роли консультанта, ученики самостоятельно обрабатывают информацию и формулируют вывод. Научно - практическая конференция, входящая в модуль, предполагает творческие многоуровневые задания . Каждый ученик выполняет то ,что ему наиболее доступно, удается включить в активную познавательную деятельность слабых учеников, повысить их интерес к предмету.
Цели формирования у школьников ключевых компетенций достигаются не только при изучении учебных предметов, но и через всю организацию школьной жизни, через ее связь с другими значимыми сторонами жизни школьников. Предметная интеграция уже не может ограничиться традиционными межпредметными связями, а должна выстраиваться по нескольким линиям, что предполагает формирование той или иной ключевой компетенции во взаимодействии учебных предметов одной или различных образовательных областей; основного образования по предмету и дополнительного образования (кружки, спецкурс); школьной и внешкольной деятельностью учащихся. Это открывает простор для планирования методической работы школьной предметной кафедры. Некоторые методические темы используем как для индивидуальной работы, так и для групповой деятельности. Например, интегрированные уроки, которые проводят учителя нашей кафедры, это простой пример межпредметной интеграции, нацеленной на формирование ключевых компетенций учащихся. На кафедре разработана программа итегрированных уроков по предметам география, биология, химия, физика, информатика.
Интересными и занимательными получились уроки, проведенные мною в интеграции с учителем химии: «Источники углеводов и их использование»,
С учителем физики; «Источники электрического тока и роль водных ресурсов Казахстана в получении электрического тока», с учителем технологии «Природный материал для украшения интерьера, с учетом экологии».
Используя новые технологии: Т.Г. Галиева, модульные технологии, через коррекционную работу с использованием регионального компонента, стремясь обладать умениями и жизненно важными компетенциями, я достигла определенных результатов. Мои ребята участвуют в школьных и районных олимпиадах и занимают призовые места. Учащиеся занимаются научно - исследовательской, поисковой работой тесно сотрудничают со школьным, районным и областными музеями, выезжают в экспедиции: Артемьева Е., Никитина Е.- поездка в Алматы и Астану, Иванова Д. и Григорьева Е. - поездка в Западный Казахстан. Эта работа ведется по заданию школьного комплексного музея. Результат моей работы которым тоже можно гордится - это высокое качества знаний на ЕНТ, 100%, а также своими выпускниками которые выбирают специальности связанные е географией: Нетесова А. и Белькова Т. стали учителями географии в нашей области, Жуков М. стал хорошим геодезистом и уже поработал на прокладки дороги «Астана - Боровое», а Лебеденко О., Болотнов В., Жуков Р,, только приобретают эту специальность.
Для достижения таких результатов тесно сотрудничаю с классными руководителями других классов. Совместно проводим диагностику роста учащихся; разрабатываем программы подготовки учащихся к ПГК и ЕНТ.
А также совместно разрабатываем и проводим предметные декады, вечера, интеллектуальные игры: «Лидер21го века» « Эрудит», олимпиады, различные конкурсы; «КВН - мой Казахстан», «Что, где, когда и почему?», заседания «Мои летние открытия», День науки и Ломоносовские чтения. Эта работа ведется в нашей школе регулярно и перечисленные мною мероприятия стали для школы и для меня традиционными.