Конспект на тему : Диагностика отклоняющегося поведения

Диагностика отклоняющегося поведения

“Четыре персонажа”.
Впервые была опубликована в 1985 году (В.К.Лосева Рисуночная методика и её использование в целях психодиагностики личности – С.б. экспериментные методы использования личности в коллективе – ч.1 – Даугавпилс, 1985).
Она направлена на исследование как осознанных, так и неосознанных аспектов самопрезентации (самопредъявления) человека. Инструкция носит прямой характер: “Изобразите себя в образах четырёх персонажей – растения, животного, неодушевлённого предмета и человека. Мы не оцениваем художественные способности и портретное сходство, а хотим лучше понять Вас и Ваши переживания. Рисунок человека не должен быть обязательно Вашим автопортретом – Вы можете изобразить человека любого пола и возраста, в любом историческом времени. Главное – чтобы он наилучшим образом выражал важные для Вас особенности”.
Такая интуиция позволяет исследовать не только самопредъявление, но и процесс самопознания человека, поскольку в ходе выполнения инструкции он вынужден выделить черты наиболее существенные для него самого, и включить эти содержания в общение с психолгом на языке образов. После окончания всего задания, которое обязательно выполняется на одном листе, необходимо задать следующие вопросы:
а) что это такое?
б) что общего между Вами и этим персонажем?

“Несуществующее животное”.
Цель методики: оценка личности испытуемого уровня его притязания, самооценки, работоспособности, интеграции; получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающими.
Инструкция: придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем. После того как каждый испытуемый окончил работу ему предлагается ответить на ряд вопросов:
а) где обитает это животное?
б) какой у него характер?
в) чем он питается?
г) чего он хочет?
д) в некоторых случаях задавались вопросы: Хотело бы оно получить помощь? Как ему помочь? и другие.

“Незаконченные предложения”.
Цель: исследование направленности индивида, системы его отношений. Методика относится к группе проективных тестов, состоит из 60 незаконченных предложений. Каждое из них направлено на выявление отношений испытуемого к той или иной группе социальных и личностных интересов и пристрасти (вариант разработанный Саксом и Леви).
Инструкция: “Я хотела бы проверить, в какой мере вы владеете способностью быстро формулировать мысли. На бланке приводится 60 незаконченных предложений. Прочитайте их и закончите. Делайте это быстро, не медлите. Если не можете закончить какое-либо предложение, обведите его номер кружком и закончите позднее”.


15