Занятия для начальных классов по профилактике отклоняющегося поведения


Занятия
для учащихся начальной школы
для профилактики
отклоняющего поведения.
Терентьева М.В.
Занятия для учащихся начальной школы
Занятие – 1
«Как быть трудолюбивым»
Прочитай расположение в распорядке предложения. Поставь цифры от 1 до 6 так, чтобы понятна была последовательность трудовых действий.
Потому что хотел порадовать младшего брата.
Задумал сделать игрушку.
Работал не отрываясь.
Подумал, с чего лучше начать, а чем закончить работу.
После работы все убрал на место.
Получил полезную вещь игрушку.
Определи и запиши, какое важное культуры и дисциплины труда не соблюдалось.
Ты садишься за уроки. Положи перед собой учебник, раскрой тетрадь. Но нет дневника, где записано задание. Найди дневник. А в ручке вдруг кончилась паста. Стал искать другую ручку.
Определи, какое другое правило нарушил твой друг.
Твой друг делает уроки. Не закончив работу, он идет к телефону звонить другу, что бы договориться о прогулке. Только начал работу, кошка прыгнула на стол. Стал играть с кошкой.
Подчеркни правила культуры и дисциплины труда, которые были нарушены тобой и твоим другом.
Правило первое: подготовь все необходимое для работы.
Правило второе: не отвлекайся от работы, доведи начатое деле до конца.
Вспомни поговорки и загадки о труде. Например «Кончил дело – гуляй смело».
5.1. Как можно назвать человека, который соблюдает правила культуры и дисциплины труда? Выбери и подчеркни подходящие слова из перечисленных: обязательный, скучный, ответственный, сдержанный, старательный, веселый.
5.2. А теперь назови качества, которые говорят об отсутствии культуры и дисциплины труда. Например: неорганизованный.
6.1. Вспомни пословицы о труде и скажи, как назвать человека, который им следует: «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи»
«Откладывай безделье, да не откладывай дело»
6.2. Впиши пропущенные буквы в клеточки:
Трудо      ый

7. Соедини стрелками:
Слова приветствия: спасибо – простите – извините
Слова прощания: здравствуйте – прощайте
Слова извинения: добрый день – до встречи
Слова просьбы:
Слова благодарности: благодарю – если вас не затруднит – будьте любезны
Занятие – 2
Учусь правилу: «все делаю сам»
Отметить предложение, стоящее рядом с делом, которое делаешь сам:
Убираю комнату..
Мою посуду..Хожу в магазин..Играю с малышом.
Накрываю на стол.
Ухаживаю за животными.
Глажу свою одежду.
Помогаю папе чинить в доме все что нужно.
Допиши дела, которые делаешь сам и которые здесь е названы.
Нарисуй свое дерево и развесь на нем «яблоки» с цифрой дел, которые делаешь сам.
Вспомни сказки, в которых герою помогало избежать беды умение многое делать самому. Нарисуй труд этого героя, и придумай название к рисунку.
Подчеркни (одной чертой) и нарисуй предметы (орудия труда), которыми умеешь пользоваться, и подчеркни (двумя чертами) те, которыми работают родители: веник, пила, пылесос, утюг, отвертка, иголка, швейная машинка, пылесос, молоток, топор, ножницы, грабли, ведро, компьютер, лопата, кисть с красками, дрель, лейка, крючок для вязания.Допиши и дорисуй т предметы, которыми у вас дома пользуются, а здесь они названы.
Соедини стрелками:
Делаю сам
Собираю портфель, подметаю в доме пол, готовлю уроки, мою посуду.
Делаю не сам.
Хожу в магазин, готовлю еду.
Ответь и запиши или нарисуй, какое у тебя любимое занятие.
Занятие – 3.
«Честность и правдивость»
объясни содержание русских народных пословиц и поговорок: «В ком правды нет, в том и добра мало», «Береги платье снову, а честь смолоду».
Прочитай два небольших рассказа и скажи, к какому из них какая пословица подходит:
Однажды я пошел в кабинет информатики. Воспитателю сказал, что буду играть во дворе. Это потому, что воспитатель запрещает мне ходить вне расписания. Я заигрался и пришел в группу поздно. Педагог волновалась. Объекты были не убраны. Пришлось этим заняться другим детям.
У меня был друг. Однажды у него дома я увидел красивую старинную книгу. Она мне очень понравилась. Я захотел иметь такую же. Друг вышел к звонившему телефону, а я заспешил домой. Потихоньку я взял красивую книгу. Дома долго ее рассматривал и радовался. Потом все об этом узнали. Мне было стыдно. Я вырос. Как-то встретил старого друга. Он не обрадовался и не пригласил меня. Я подумал, что он помнит случай с книгой. И мне опять стало стыдно.
3. Вспомни и расскажи сказку «Заюшкина избушка».
Ответь на вопрос: какой поступок совершила лиса?
Сделай рисунок к этой сказке .Придумай к нему такое заглавие, в котором будет назван поступок лисы.
Выбери нужные слова из перечисленных: честный, плохой, несправедливый, товарищеский, нечестный, хороший.Объясни почему ты считаешь выбранное слово самым правильным для оценки поступка лисы. Соедини стрелками похожие слова: честный, верный, лживый, правдивый.
Занятия - 4 – 5
Доброжелательность. Что это значит?
Слово «доброжелательность» – это значит желать другим добра.
Вспомни сказки, где действуют желающие добро другим. Назови сказку. Назови добрых героев. Назови недобрых. Объясни, одних можно назвать добрыми, а других недобрыми. Например, сказка «Золушка»: Фея - добрая. Она порадовала Золушку на бал. Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение) ______.
Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и напиши имена героев.
закончи предложение. Доброжелательным можно назвать такого человека, который _________________________________________________
Вычеркни лишнее слово: желать добра, сочувствовать, сопереживать, воровать.
Вставь в клеточки пропущенные буквы: дбржелательный.
Занятие – 6
«Как оценить поступки других»
ответить на вопрос: «У тебя есть друзья»? одного из них, самого близкого, нарисуй. А рядом напиши слова, которые будут говорить о том, какой он.
Ответь, какие поступки твоего друга тебе нравятся, а какие не нравятся. Назови их.
Вспомни, когда ты был неправ, отзываясь о других плохо. Почему? Может быть, ты не знал, почему он вел себя необычно? Например, ты и твой друг договорились поиграть во дворе. Ты ждешь, а его все нет. Но вот он появился, пробежал мимо, что-то крикнул. На другой день ты с ним не разговариваешь, ты в обиде. Ты решил, что он плохой друг. А оказалось, что у него потерялся младший брат и он побежал его разыскивать.
Вспомни, когда ты сам не правильно оценил поступок своего товарища.
Правило: Чтобы правильно оценить поступок другого, надо знать настоящие причины этого поступка.
Подумай, правильно ли дети оценили своего товарища Сережу.
а) Сережа был очень нелюдим.
Ох. Как бы подружиться с ним?
А может быть напрасный труд?
Его не зря Ежом зовут.
б) И вот уже под Новый год
Узнали о Еже
Что Ежик с матерью живет
В подвальном этаже.
в) Что нет отца, а мать больна.
Давно уж не встает она.
Выбери и подчеркни правильный ответ: да, нет.
Ответь на вопросы: Какие обязанности дома должен выполнять Сережа? Почему он нелюдим? Что вы сделали бы, зная о трудной жизни Сережи? Что бы учиться правильно оценивать себя и других, нужно быть…(Каким)? Выбери и подчеркни, допиши нужные слова: справедливым, веселым, честным, аккуратным, ловким _________ . подчеркни правильный ответ. Для того что бы оценивать поступки других, надо:
Оценивать свои поступки;
Любить давать оценки поступкам;
Узнать причину поступка
Занятие – 7
«Ты и твои друзья»
Вспомни сказку о «Репка» и ответь на вопросы:
О чем нам говорит то, что помощь маленькой мышки оказалась важной?
Как еще можно назвать сказку, что бы было понятно, почему удалось вытащить репку?
Напиши небольшой рассказ о своей дружбе. Опиши, как вы вместе играете. Если ссоритесь, объясни почему. Как вы миритесь?
Объясни, как надо понимать слова известной песни: «Без друзей меня чуть- чуть, а с друзьями много».
«Два козла»
а) Однажды, а лужайке
Подрались два козла
б) Подрались для забавы
Не то что бы со зла
в) Но вот козлы дерутся не в шутку, а всерьез. (Вл. Лившиц)
вспомни похожие случаи из вашей школьной жизни. Придумай рассказ и дай ему название.
Сравни поведение героев двух произведений.
Бараны
а). По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом
И сказал барашек белый:
«Братец вот какое дело:
Здесь вдвоем нам не пройти,
Ты стоишь мне на пути»
Черный брат ответил: «Ме-е,
Вы в своем баран уме?
б). Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нам не пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана. (С. Михалков)
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево гора, как стена,, направо глубокая пропасть. Задумались козы: «Как быть»?. Одна легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через нее перешла. И обе остались целы.
Ответить на вопросы:
Какие герои вам понравились, какие нет? Почему?
На кого часто бывают, похожи ты и твои товарищи в играх?
Запиши свой ответ на главный вопрос: «Зачем нужна дружба»?___________________________________________________________
Перечисли, что дает тебе дружба ______________________________________
Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил».
Допиши, за кого (или за что) ты чувствуешь себя ответственным:
За _________________________
За _________________________
За _________________________
Вспомни про дружбу Лиса и Маленького принца из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Нарисуй их (когда Лис ждет прихода друга – Маленького принца).
Занятие – 8
«Всегда держи свое слово»
Вспомни сказку про стойкого оловянного солдатика. Сделай несколько рисунков, которые вместе будут нам говорить о его стойкости, о его верности долгу.
Ответь на вопросы:
Почему надо держать свое слово?
Что бы не подводить других?
А себя ты не подводишь, если не?
Придумай сказку о том, как надо держать свое слово?
Все читали рассказ Л. Пантелеева «Честное слово» о мальчике, который стоял на посту и не оставлял его, хотя ему было страшно, и о очень устал и потому плакал.
Ответить на вопросы:
С чем ты согласен и с чем не согласен в поведении малыша?
Как бы ты сам поступил?
Вычеркни лишние предложения:
Обещал – делай!
Дал слово – держи его.
Дал слово – забыть нём.
Объясни значение русской пословицы «Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж».