Презентация Развитие эмоционально — нравственной отзывчивости подростков посредством вокала


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – НРАВСТВЕННОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВОКАЛА  ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна высшую категорию  Выполнила: Марисова Елена Алексеевна, учитель музыки Содержание ВведениеГлава I Теоретический аспект проблемы развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала 1.1.Эмоционально – нравственная отзывчивость подростков как психолого - педагогическая проблема1.2.Особенности развития эмоционально – нравственной отзывчивости у подростков1.3.Вокал - как средство развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков Глава II Опытно – экспериментальная работа по развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала 2.1.Диагностика развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков2.2.Опыт развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала2.3.Анализ результатов опытно – экспериментальной работы Заключение.Список литературыПриложение «Развитие эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала» Цель исследования – теоретически обосновать, экспериментально проверить педагогические условия развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала.Объект исследования – образовательный процесс в школе во внеурочное время. Предмет исследования – эмоционально – нравственная отзывчивость подростков. Задачи исследования: 1. Проанализировать литературу по проблеме эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала.2. Выявить особенности эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.3. Определить критерии и уровни развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков.4. Разработать программу для развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков в вокальной деятельности Гипотеза – развитие эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала будет осуществляться эффективно, если - включать подростков в мотивированный выбор репертуара;- применять нетрадиционные приёмы самостоятельной деятельности подростков;- использовать средства других видов искусства; Методы исследования:- теоретический анализ психолого – педагогической литературы, научно – методической, физиологической, музыкальной литературы с целью определения активности и теоретических основ развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростковизучение и обобщение передового опыта в отечественной и зарубежной практике; педагогический эксперимент;- анализ результатов опытно – экспериментального проекта Глава I.Теоретический аспект проблемы эмоционально- нравственной отзывчивости подростков посредством вокала   1.1. Эмоционально – нравственная отзывчивость подростков как психолого – педагогическая проблема Эмоциональное состояние – это длительные эмоциональные переживания, эмоциональный фон, на основе которого протекает жизнедеятельность. К эмоциональным состояниям относятся настроения, аффекты, духовные состояния. Эмоция – как и переживания всегда носит глубоко личностный характер, связанный с истинным «Я» человека. Эмоции – это непосредственно реакция человека на что – либо происходящее с ним (радость – печаль, веселье – грусть). Чувства понимаются как наиболее устойчивые эмоциональные состояния. Эмпатия – (англ. еmpathy – вчуствование) – эмоциональный отклик человека на переживания других людей проявляющийся как в сопереживании, так и в сочувствии. Эмоциональная восприимчивость – фундаментальная характеристика эмоционального поведения, свойственного человеку. Эмоциональность – универсальный для всех видов художественного творчества показатель одаренности. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство человека проявляется в том, что он легко, быстро, гибко и в широком диапазоне эмоционально реагирует на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнеров, идеи, эмоциональные проявления окружающих и т.д.Эмоциональный портрет эмоциональная богатство и разнообразие выразительность и отзывчивость эмоционального опыта разнообразие «языков» Эмоциональная эмоциональных проявлений лабильность развитое чувство юмора эмоциональная и интонационная память «Музыка, как никакой другой вид искусства является наиболее ёмким хранителем человеческих переживаний» Музыка оказывает арттерапевтическое воздействие на человека, снимает эмоциональные стрессы. Регулирует психическое состояние в целом, гармонизует эмоционально – интеллектуальное развитие личности.Принцип моделирования эмоций в музыке имеет сходного с моделью личностных черт и темперамента.Музыка широко применяется для лечения проблем эмоционального развития. Смысл музыкально – нравственного воспитания заключается в том, чтобы вызвать у человека (слушателя) конкретные эмоциональные переживания и ориентировать, направить их на общественно – значимые ценности. 1.2.Особенности развития эмоционально –нравственной отзывчивости подростков Подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, изменчивости настроения, возникновения тревожности, агрессивности. Таким образом, характер формируется в процессе развития личности.Он формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется. Человек сам участвует в выработке своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, от убеждений и привычек нравственного поведения.Подростковый возраст – период, на протяжении которого, ведущую роль в психическом развитие играет эмоциональная сфера.Музыка – искусство эмоциональное по самому своему содержанию, поэтому мы обращаемся к ней для развития эмоционально – нравственной отзывчивости. 1.3. Вокал – как средство развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков  Воспитание подростков на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.Вокал – происходит от итальянского «воче», то есть голос. Искусство пения рисует в нашем воображении определенные образы, отражает наши эмоциональные состояния, поистине, песня – душа народа. Песенное творчество оказывает самое непосредственное и глубокое воздействие на эмоциональный мир подростка.Важным основополагающим фактором музыкального воспитания является репертуар.Репертуар – насущный хлеб исполнителя, без которого ему не жить.Репертуар – зеркало, в котором мы видим лицо исполнителя – в профиль и анфас.Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты.Репертуар – манометр, показывающий мощность и возможности исполнителя. Сочетать лёгкое и сложное, песни на «злобу дня» и классические сочинения, «случайные» произведения, служат украшением репертуара. Для развития личности человека необходимо восприятие обоих жанров. Глава II. Опытно – экспериментальная работа по развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала. 2.1. Диагностика развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков. Эксперимент по развитию эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала реализовывался в МОАУ «СОШ №6 им. А. С. Пушкина», г. Бузулука, во внеурочной время, на занятиях вокального кружка. В эксперименте были задействованы 15 человек.Основной целью опытно – экспериментальной работы является проверка эффективности технологии развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала. Опытно - экспериментальная работа включала три этапа:КонстатирующийФормирующийРезультативный. Цель констатирующего этапа опытно – экспериментальной работы – определить исходный уровень эмоционально – нравственной отзывчивости подростков. В ходе проведения исследования решались следующие задачи: Проведение диагностики эмоционально – нравственной отзывчивости подростков. Анализ результатов. В соответствии с компонентами эмоционально – нравственной отзывчивости подростков нами были выделены следующие критерии: эмоционально – познавательный (характер, мышление, воображение, восприятие и умение их контролировать), мотивационно – ценностный (потребности в занятиях вокалом), деятельностно – творческий (эмоциональный опыт, эмоциональная саморегуляция). Диагностирующие методики Результаты диагностики уровня эмоциональной познавательности подростков на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы. Результаты диагностики мотивационно – ценностного уровня на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы Результаты диагностики деятельно – творческого уровня подростков на констатирующем этапе опытно – экспериментальной работы Результаты диагностики развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков на констатирующем этапе 2.2. Опыт развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала. Основной целью формирующего этапа опытно – экспериментальной работы является проверка эффективности применения вокала как педагогического средства в процессе формирования эмоционально – нравственного развития подростка.Для реализации поставленной цели определены следующие задачи:1. Апробация программы.2. Проведение промежуточной диагностики сформированности основных компонентов эмоционально – нравственной отзывчивости подростков. Динамика результатов формирования эмоционально – нравственного развития подростков на формирующем этапе. 2.3. Анализ результатов опытно – экспериментальной работы Основная цель – определения уровня развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков посредством вокала. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:Уточнение диагностических методик.Проведение итоговой диагностики уровня развития исследуемых показателей.Обработка результатов и сопоставление с результатами констатирующего этапа.Формирование выводов. Результаты диагностики развития эмоционально – нравственной отзывчивости подростков на контрольном этапе Анализ результатов констатирующего и контрольного этапов опытно – экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы: в процессе освоения подростками программы «Камертон», у них повысился уровень ценностного отношения к развитию эмоционально – нравственной отзывчивости; изменились музыкальные способности, подростки имеют осведомлённость об эмоциональной отзывчивости, основанное на жизненном опыте; обладают навыками музыкального исполнения. Данный проект не исчерпывает всех проблем развития эмоционально - нравственной отзывчивости подростков. Искренность, эмоциональность, интонационно богатое звучание голоса, выразительные, но умеренные жесты и мимика - все это составляет основу развития личности. Спасибо за внимание! Заключение