Конспект НОД отборочного тура городской мини-олимпиады для интеллектуально-одарённых детей

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад № 3 «Белоснежка» города Мирного Архангельской области (МКДОУ № 3)








Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной группы в рамках городской мини-олимпиады «Умка» (отборочный тур)


«Путешествие в город Знаний»












Воспитатели: Мельникова Ирина Валентиновна
(высшая кв. категория)








Мирный



Цель: Выявление интеллектуальных способностей детей.
Задачи:
Выявить владение мыслительными операциями (синтезом, анализом, сравнением, обобщением).
Выявить у детей графические навыки.
Выявить уровень знаний о счёте, составе числа, геометрических фигурах.
Выявить уровень развития речи, навыки звуковой культуры.

Оборудование: Мольберты, карточки с изображением дерева без кроны, листочки дерева из бумаги с цифрами, таблицы со схематическим изображением рукотворного и природного мира, карточки с числовыми выражениями, мягкие модули с цифрами («камни»), картинки животных, блоки Дьенеша, игра «Танграм», схема домов к игре «Танграм», обруч («клумба»), цветы из картона, раздаточный материал для выполнения звукового анализа (схемы для слова из 6 звуков, фишки красного, синего, зелёного цвета), клей-карандаш по количеству детей, ТСО.

Музыкальный ряд: песня С.Рыбникова «Усатый нянь», песня «Дорога добра», звуки природы.

Ход занятия:
Дети входят в зал, приветствуют гостей.
Воспитатель: Ребята! Мне сегодня рано утром пришло SMS сообщение от жителей волшебного города Знаний. У них произошла большая неприятность: на город напал страшный зверь Числозубр, который разрушил дома и постройки, вытоптал цветы, сжёг деревья и изгнал всех жителей из города. Они просят о помощи.
- Вы готовы помочь жителям города? Тогда нам надо срочно отправляться в город Знаний. Но нам же неизвестно как туда добраться. Ой, вспомнила, жители города в письме упоминали, что нам кто-то или что-то укажет путь, но при условии, если вы угадаете сами. И в этом нам поможет наша игра «Да - нет».
Игра «Да – нет» (ТРИЗ)
Предполагаемые вопросы детей:
- Это рукотворный мир? (Нет)
- Это природный мир? (Да)
- Это живая природа? (Да)
- Это растительный мир? (Нет)
- Это животный мир? (Да)
- Это млекопитающее? (Рыбы? Насекомые?..). (Нет)
- Это птицы? (Да)
- Перелётная? (Нет)
- Зимующая? (Да)
- Большая? (Да)
- Питается насекомыми? (Нет)
И т.д.
Дети, используя схему материального мира, задавая педагогу вопросы, отгадывают слово сова.
Воспитатель: Да. Это сова. Входит сова (педагог)
Сова: Здравствуйте, дети! Я помогу вам добраться в город Знаний. А вы хотите увидеть, как выглядит Числозубр? Тогда садитесь скорее за столы.
1 задание Каждое задание оценивается жюри (Приложение1)
Графический диктант.
Одна по диагонали вниз вправо
Одна вправо
Одна вниз
Одна вправо
Одна вниз
Одна влево
Шесть вниз
Одна влево
Одна вниз
Шесть влево
Одна вверх
Одна влево
Одна вверх
Одна влево
Четыре вверх
Две по диагонали вниз вправо
Шесть вверх
Одна вправо
Две вниз
Одна вправо
Четыре вниз
Две вправо
Четыре вверх
Одна вправо
Две вверх
Сова: На нашем пути могут встретиться различные препятствия, опасности. Сможете преодолеть все трудности?
- Тогда в путь!
Через высокие горы,
Через широкие долы,
Через дремучие леса,
Через синие моря
В город Знаний мы идем
Дружно песенку поем.
Звучит песня «Дорога добра». Дети вместе с педагогом идут под музыку по залу.
Воспитатель: Вот мы и в городе Знаний. Что это? Посмотрите, впереди дорога завалена камнями.
На полу разложены мягкие модули, на них прикреплены карточки с цифрами.
- Чтобы нам пройти, надо их разобрать.
2 задание
Педагог обращается по очереди к детям.
- Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее после числа 4.
- Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 10.
- Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее между числами 6 и 8.
- Увеличь число 8 на один и возьми камень с цифрой, обозначающей это число.
- Уменьши число 2 на один и возьми камень с цифрой, обозначающей это число.
- Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее между 8 и 9.
- Увеличь число 1 на 2 возьми камень с цифрой, обозначающей это число.
- Уменьши число 2 на 2 и возьми камень с цифрой, обозначающей это число.
- Возьми камень с цифрой, обозначающей число, стоящее перед числом 2.
- Давайте сложим эти камни в стороне от дороги. Путь открыт. Идем дальше по улицам города.
Сова: Посмотрите, как постарался Числозубр: истребил все живое, кругом тишина. Много придется потрудиться. Давайте наведем порядок. Начнем с постройки новых домов.
3 задание
Дети садятся за столы. Игра «Танграм». По образцу (силуэт домика без разделения на геометрические фигуры) дети строят домик. Воспитатель обращает внимание детей на то, что нужно использовать все геометрические фигуры набора, плотно присоединяя их друг к другу.














Воспитатель:
- Из каких геометрических фигур состоит домик? (1 квадрата, двух маленьких треугольников, двух больших треугольников, одного среднего треугольника, параллелограмма).
Воспитатель:
- Молодцы! Справились с заданием, теперь в городе появились дома. Продолжаем наш путь? Сова ведёт детей дальше.
Сова: Обратите внимание, в городе нет цветов, клумбы пустые. Попробуйте решить задачи. За каждый правильный ответ вы получите цветы, которые сможете посадить на клумбу. Но не торопитесь с ответом, прежде обдумайте его. Это задачи на смекалку.
4 задание
Педагог задаёт вопросы каждому ребёнку по очереди. Если ребёнок затрудняется, другие помогают.
1. На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (3).

2. На столе лежало 8 яблок и 7 груш. Сколько овощей лежало на столе? (0)

3. У бабушки Даши внучка Маша, внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Двое).

4. У березы 5 веток слева и 5 веток справа, на каждой ветке по шишке. Сколько всего шишек? (0)

5. Сколько ушей у двух малышей? (4)

6. Сколько лап у двух медвежат? (8)

7. Сколько хвостов у семи котов? (7)

8. На одном берегу утенок, на другом берегу цыпленок, посередине остров.
Кто быстрее доплывет до острова? (утёнок, т.к. цыплёнок не умеет плавать).

9. Из какой посуды нельзя ничего поесть? (Из пустой).

10. На окошке сидит кошка. Хвост как у кошки, усы, лапы, уши как у кошки, а сама не кошка. Кто это? (Кот).

11. Как можно пронести воду в решете? (Заморозить).
12. Если разрезать яблоко пополам, то на что будет похожа его половинка? ( На вторую половинку).
Дети сажают цветы на клумбы. Сова ведёт детей дальше.


5 задание
Каждому ребёнку выдаётся карточка с изображением дерева и листочки с изображением цифр, обозначающих числа.
Воспитатель: Посмотрите, какие необычные деревья в городе Знаний. Чтобы они ожили, надо подобрать по два листочка с числами так, чтобы сумма чисел двух листочков равнялась числу на вершине дерева. Листочки разместите (приклейте) парами справа и слева.
Дети, опираясь на знание состава числа (10), выполняют задание.

















Воспитатель: Какие красивые деревья получились. Чтобы в нашем городе проснулась вся природа надо выполнить еще одно задание.
6 задание
Воспитатель: Нужно сделать звуковой анализ слова дерево.
Детям выдаются схемы для выполнения звукового анализа слова из 6 звуков, фишки красного, синего, зелёного цвета. Дети выполняют задание.








13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415




К концу выполнения задания включается аудиозапись шума природы.
Сова: Слышите, шум природы? Все деревья ожили. Сразу стало весело. И мы с вами сейчас поиграем.
Физминутка.
Как живешь? – Вот так!
А плывешь? – Вот так!
Как бежишь? – Вот так!
Вдаль глядишь? – Вот так!
Ждешь обед? – Вот так!
Машешь вслед? – Вот так!
Утром спишь? – Вот так!
А шалишь? – Вот так!
7 задание
Дети отворачиваются, сова задает вопросы.
- Сколько времён суток?
- После ночи наступает
- Из детского сада мы возвращаемся
- Сколько дней в неделе?
- Какой первый день недели?
- Сегодня среда, а завтра
- Назови выходные дни.
- Вчера был понедельник, а сегодня
Дети прыжком поворачиваются, говоря ответ.
Сова: В городе жили разные животные, птицы, насекомые. Все они разбежались, разлетелись. Надо их вернуть и узнать, сколько и кого было. Для этого выполняем следующее задание. Я вам раздам карточки с числовыми выражениями. Вам нужно найти карточку с их решением. Посмотрев на обратную сторону, вы узнаете, кого сколько было.
Дети берут карточки с числовыми выражениями, проговаривают их и находят правильный ответ, переворачивают картинки с животными. Далее говорят, сколько кого (шесть собак, восемь котят, пять бабочек, пять попугаев, четыре кролика, три лошади, три синицы, две божьих коровки, одна корова, шесть поросят).
Числовые выражения на карточках (8-2; 6+2; 6-3; 7-1; 2+3; 4+1; 0+2; 5-1; 5-2; 6-5)









































Сова: Смотрите, ребята, четыре озера. К сожалению, они пустые. А кто живёт в озёрах? Ответы детей. Числозубр и тут постарался – выловил всех рыбок. Но мы можем вернуть их обратно в озёра. Они необычные, в форме геометрических фигур, потому что живут в городе Знаний.
8 задание
Педагог показывает пластмассовый тазик или ведёрко, где лежат блоки Дьенеша.
У каждой рыбки своё озеро. Посмотрите внимательно на карточки со знаками. Давайте разместим наших рыбок вот в этих трёх озёрах. Оставшиеся рыбки будут жить в четвёртом озере.
Дети декодируют информацию на карточках и выполняют задание











3 фигуры (треугольник, квадрат, 3 фигуры (круг, треугольник -
прямоугольник – синие, большие, жёлтые, маленькие, толстые)
тонкие)








4 фигуры ( 2 круга – жёлтый и синий,
маленькие, толстые; 2 прямоугольника –
жёлтый и синий, маленькие, толстые)
Педагог делит детей на 3 команды, соответственно 3:3:4. Обращает внимание на то, что каждый опускает в озеро по одной рыбке. Оставшиеся блоки дети помещают в четвёртое озеро.
Воспитатель: Какие вы молодцы – дома построили, цветы посадили, оживили всю природу в городе Знаний, вернули животных и победили злого Числозубра. Я думаю, что теперь в этот город могут возвращаться его жители. Им должно здесь понравиться. И учёная сова со мной согласна.
Звучит музыка – смех детей (песня С.Рыбникова «Усатый нянь»)
Итог.
Воспитатель: Послушайте, кто-то смеётся. Это, наверное, возвращаются жители города Знаний. Значит, мы им помогли.
- Давайте вспомним, что мы для этого сделали.
- Какие задания вызвали у вас затруднения?
- Какие показались несложными?
- Что было самым интересным?
Ответы детей.
Молодцы, ребята, вы были внимательны, дружны, помогали друг другу. Все старались правильно выполнить задания. Во время подведения итога с детьми, жюри передаёт сове свои результаты.
Сова: Ребята, вы все молодцы! Но я всё же хочу сегодня выделить из вас двух человек, которые были более активными и правильнее всех выполнили задания. Называет детей. И в награду за ваши знания, смекалку хочу пригласить вас на занимательную игру в другой детский сад.
Воспитатель: Спасибо и тебе, сова, что помогла нам. Сова благодарит детей, дарит подарок (математическая игра) и уходит.
А сейчас нам пора возвращаться назад в детский сад.
Раз, два, три – глаза закрой.
Раз, два, три – глаза открой.
Раз, два, три – повернись,
В детском садике – очутись.




























Приложение 1

На отборочный тур выбирается 10 детей из двух групп по результатам диагностики.
Жюри на НООД присутствует в качестве гостей – старший воспитатель – Сидорова Н.С., педагог психолог – Дичева Т.А., воспитатель высшей квалификационной категорией – Мельникова И.В.

1 конкурс. Графический диктант

Система оценивания

5 баллов – Безошибочное выполнение задания.
4 балла – Допущена одна ошибка.
3 балла – Допущены 2 ошибки.
2 балла – Допущено 3 ошибки.
1 балл – Допущено более трёх ошибок.

2 конкурс. «Убери камни с дороги»
Система оценивания
Если ребёнок правильно справляется с заданием – 1 балл, если нет – 0 баллов. Жюри учитывает детей, которые исправляют ошибки, и добавляет им по баллу.

3 конкурс «Построй домик» (Танграм)
На задание даётся определённое время
Система оценивания

5 баллов – Безошибочное выполнение задания.
4 балла – Допущена одна ошибка.
3 балла – Допущены 2 ошибки.
2 балла – Допущено 3 ошибки.
1 балл – Ребёнок не может справиться без помощи взрослого

4 конкурс
Даётся по одному баллу за правильный ответ.

5 конкурс «Оживи дерево»
5 баллов – Безошибочное выполнение задания.
4 балла – Допущена одна ошибка.
3 балла – Допущены 2 ошибки.
2 балла – Допущено 3 ошибки.
1 балл – Допущено более трёх ошибок.


6 конкурс Звуковой анализ слова дерево
5 баллов – Безошибочное выполнение задания.
4 балла – Допущена одна ошибка.
3 балла – Допущены 2 ошибки.
2 балла – Допущено 3 ошибки.
1 балл – Допущено более трёх ошибок.

7 конкурс «Верни животных»
Даётся по одному баллу за правильный ответ. Дополнительные баллы за исправление ошибки.

8 конкурс «Рассели рыбок»
Члены жюри распределяют между собой команды детей. Даётся по одному баллу за правильное декодирование информации. Дополнительные баллы за помощь товарищу.

Жюри подводит итог, результат передают Сове.






























Приложение 2