Программа психокоррекционной работы по развитию эмоционально — личностной сферы дошкольников





Программа психокоррекционной работы по развитию эмоционально - личностной сферы дошкольников













Мавлеханова Э. Т.













Иваново 2016







Пояснительная записка

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.
Предлагаемая психокоррекционная программа направленна на развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста. Она способствует развитию интереса ребёнка к познанию собственных возможностей, учит находить пути и способы преодоления трудностей, формирует коммуникативные навыки, способствует установлению атмосферы дружелюбия, учит умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей.
Цель психокоррекционной программы: снятие и последующее предотвращение психоэмоционального напряжения, тревожности. Коррекция нарушенной системы отношений, неадекватных реакций и форм поведения посредством направленного воздействия психокоррекционной группы на основные сферы отношений личности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую.
Психокоррекционные задачи:
Формировать позитивное отношения к образу «Я».
Формировать чувства принадлежности к группе и позитивного отношения к сверстникам.
Формировать умения различать и сравнивать различные эмоциональные
состояния, определять их характер (приятно/неприятно, страшно, радостно, удивительно, печально, грустно).
Формировать умений понимать собственное эмоциональное состояние,
выражать свои чувства распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации.
Формировать модели доброжелательного поведения с взрослыми и сверстниками.
Обучение взаимодействию в группе.
Повышение чувства уверенности в себе.
Формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания
негативных эмоций.
Перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.


Принципы психологической коррекции:
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностейребенка.
Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип учета объема и степени разнообразия материала.
Принцип возрастания сложности.
Принцип учета эмоциональной сложности материала.
Организация занятий. Психокоррекционная программа составлена для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), на занятие должно присутствовать не более 10 участников. Цикл занятий с конкретной группой дошкольников10-12встречь, проведенных в течение 4-5 недель, продолжительностью 20-25 минут.
Для реализации программы необходимы следующие технические средства:
Тренинговая аудитория или кабинет позволяющий разместить группу детей.
Столы, стулья, доска.
Дидактические игры.
Компьютер для обработки диагностического материала, фотоаппарат.
Формы работы:
Индивидуальная, работа в парах, работа в малых группах (3 человека), работа всей группы.
Методы: 
Арт-терапии, психодрамы, сказкотерапии, игровой терапии, групповой терапии, поведенческой терапии, релаксации, психологический тренинг, психогимнастика, психотехнические приемы регулирования эмоционального состояния, игра - тренинг (ролевая, подвижная, малоподвижная), упражнения (настройки, разогревающие),  тестирование, анкетирование, диалог.

Блоки работы
и темы занятий
Психокоррекционные задачи
Методы

Ориентировочный

№ 1. Знакомство
№ 2. Мой автопортрет

· установление эмоционально-позитивного
контакта с детьми;
· ориентировка детей в обстановке игровой
комнаты и правилах взаимодействия со
сверстниками и взрослым;
· знакомство с участниками группы,
установление первичных взаимоотношений
в группе;
· формирование позитивного отношения к образу «Я».
Анкетирование.
Диалог.

Арт-терапия.

Релаксация.



Психогимнастика.



Развитие
коммуникативных
функций

№ 3. Коллективный
рисунок
«Необитаемый
остров».
№ 4. Настроение моей
куклы-автопортрета
· формирование чувства принадлежности к
группе и позитивного отношения к
сверстникам;
· формирование умений различать и
сравнивать различные эмоциональные
состояния, определять их характер
(приятно/неприятно, страшно, радостно,
удивительно, печально, грустно);
· формирование умений понимать
собственное эмоциональное состояние,
выражать свои чувства распознавать
чувства других людей через мимику, жесты,
выразительные движения и интонации;
· развитие вербальных и невербальных
навыков. общения.
Арт-терапия.


Игра-тренинг.


Психогимнастика.

Работа с
эмоциональными
трудностями

№ 5. Волшебный сон
№ 6. В мире смешариков
№ 7. Нарисуй свой
страх
№ 8. Сказка о
капризном
дельфиненке и
волшебных
водорослях
№ 9. Слепи из соленого теста свой страх и разрушь его
№ 10. Сказка о детях,
которые боялись
говорить
повышение общего уровня эмоциональных
переживаний детей;
· снятие эмоционального напряжения;
· уточнение особенностей поведения детей в
различных психотравмирующих ситуациях;
· коррекция негативизма и агрессивного
поведения;
· работа с чувствами и переживаниями,
связанными с прошлым негативным
эмоциональным опытом;
· формирование модели доброжелательного
поведения с взрослыми и сверстниками;
· формирование адекватного отношения к
речевому дефекту;
· коррекция и профилактика страха речи;
· фиксация положительных переживаний
успеха и победы в ситуации преодоления
страха
Арт-терапия

Игротерапия


Сказкотерапия


Психогимнастика

Конструктивно-
формирующий этап

№ 11 Я и мои
обидчики
№ 12. Помоги
дорисовать мой
рисунок
№ 13. Послушай
музыку и нарисуй ее
настроение
№ 14. Я сейчас, я в
будущем
нормализация самооценки и формирование
позитивного образа «Я»;
· повышение чувства уверенности в себе;
· обучение взаимодействию в группе;
· формирование навыков социального
поведения;
· расширение поведенческого репертуара и
навыков общения;
· снятие эмоционального напряжения;
· формирование «эмоциональной
децентрации» - способности воспринимать и
учитывать в своем поведении
эмоциональные состояния, желания и
интересы партнеров по общению;
· формирование адекватных способов
эмоционального реагирования и поведения
в психотравмирующих ситуациях;
· обучение навыкам релаксации;
· формирование способности к произвольной
саморегуляции эмоциональных
переживаний и поведенческих реакций.
Анкетирование.


Арт-терапия.


Психогимнастика.

Игра-тренинг.


Обобщающе-
закрепляющий

№ 15. Рисуем мандалу.
№ 16 Наши чувства
развитие навыков позитивной
коммуникации;
· развитие умения выражать свое
эмоциональное состояние цветом;
· обобщение сформированных адекватных
способов эмоционального реагирования и
поведения в психотравмирующих
ситуациях;
·формирование предпосылок
эмоционального контроля и сдерживания
негативных эмоций;
перенос нового позитивного
эмоционального опыта в реальную жизнь.
Арт-терапия.

Сюжетно-ролевая игра.

Приемы регулирования эмоционального состояния.

Игра-тренинг.