Упражнения и этюды по сценическому действию в театральном объединении


УПРАЖНЕНИЯ И ЭТЮДЫ
ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ ДЕЙСТВИЮ
Эти подготовительные упражнения должны воспитать у кружковцев первоначальные навыки и умения правдиво, логично и последовательно действовать для достижения поставленной цели в вымышленных, предлагаемых пьесой обстоятельствах.
Подлинное, органическое действие на сцене требует от человека сосредоточенного внимания, активного творческого воображения. Человек должен по-настоящему, как в реальной жизни, видеть, слышать, мыслить, воспринимать и оценивать окружающую среду, активно воздействовать на окружающие объекты. Рекомендуемые упражнения воспитывают и тренируют эти необходимые качества и навыки.
Занятия начинаются обычно с элементарных упражнений, развивающих внимание и наблюдательность, приучающих быстро сосредоточиваться и настраиваться к активному действию. Учащимся предлагают послушать, что делается на улице, в коридоре, в соседней комнате, на верхнем этаже (упражнение может длиться 1015 секунд и более); затем просят последовательно и подробно рассказать, что именно они слышали, отчего происходили эти звуки, какой они носили характер (например: сперва прошла машина, она издавала шуршащие звуки, потом стал гудеть мотор, звук его был прерывистым, он нарастал, что-то временами позвякивало, может быть, это дверца машины, потом звуки машины стали стихать, перекликались детские голоса, и т. д.).
Предлагают рассмотреть какой-либо предмет, картину на стене, всю стену, часть комнаты, пейзаж за окном, затем отвернуться и подробно рассказать обо всем замеченном, описать расположение, форму, цвет рассмотренных предметов. Один из учащихся начинает рассказывать, другой его дополняет, третий подмечает, что ими упущено. Можно внимательно рассмотреть кого-нибудь из товарищей, а потом, отвернувшись, рассказать, как он одет, причесан, какой у него цвет глаз.
Подобные же упражнения полезно проделать и на осязание. С закрытыми или завязанными глазами учащийся ощупывает предмет и определяет его форму, фактуру; по размеру монеты определяет ее достоинство; на ощупь узнает товарища. Раскладывают несколько предметов в определенном порядке и предлагают учащемуся запомнить это расположение, а потом все смешивают и просят по памяти восстановить прежний порядок. Можно предложить ему отвернуться, и в это время убрать какой-либо из предметов, потом спросить что именно убрали.
С большим удовольствием ребята будут выполнять «нанизывание слов» (или «цепочку слов»). Это упражнение хорошо тренирует и внимание и память. Все садятся в круг и по очереди называют различные предметы; но сперва каждый должен повторить все уже названные предметы в той же последовательности, как их называли, а потом добавить свой предмет, как бы нанизывая его на общую ниточку. (Например, первый сказал: «лампа»; его сосед говорит: «лампа, стол»; следующий повторяет: «лампа, стол, книга»; «лампа, стол, книга, диван», продолжает очередной товарищ, и т. д. Игра идет по кругу, и тот, кто перепутал, забыл какое-то слово, выходит из игры. Остальные продолжают.)
Полезно упражнение «пишущая машинка». Между всеми участниками распределяют буквы алфавита и знаки препинания, каждый должен повторить их и запомнить: берут какую-нибудь строчку стихотворения или песни, лозунг, девиз, поговорку (например: «Кто не знает дядю Степу...» или «Тише едешь дальше будешь»). Руководитель устанавливает определенный ритм и дает сигнал к началу: каждый на свою букву или знак препинания хлопает в ладоши; окончание слов можно отхлопывать всем вместе, отстукивать ногой или еще как-нибудь. Сперва это упражнение покажется очень трудным, так как требует большой сосредоточенности, активного внимания. Зато все бывают очень довольны, когда удачно получается.
Для разрядки можно использовать хорошо известные игры на внимание: «жмурки» (с завязанными глазами), «моргалки», «третий лишний», «море волнуется». Можно потренировать ребят на быструю перемену местами: договариваются, кто с кем будет меняться местом, и по сигналу пробуют проделать это быстро, легко, бесшумно. Сперва получаться не б,удет, значит, надо сообразить, что мешает, и повторить несколько раз, пока не получится. А потом попробовать менять места вместе со своими стульями. То-то шуму будет сначала! Но и здесь надо добиться бесшумного и быстрого перехода на свое место, чтобы никто никого не задел, не громыхнул стулом. Эти упражнения можно варьировать по кругу, по рядам и, наконец, если ребята добились четкого и быстрого выполнения, точно рассчитали свои движения, попробовать выполнить это... с закрытыми глазами.
А потом можно передавать по цепочке (по кругу или по рядам) стулья или какие-то другие предметы, чтобы все действовали четко, никто ничего не ронял, не задевал соседей. Эти упражнения можно выполнять в разных ритмах: по хлопку руководителя или молча, с внутренним ощущением заданного ритма, под музыку вальс, марш, польку, галоп. (Ох как пригодятся эти упражнения, когда ребятам потом придется заниматься перестановкой декораций на сцене! Ведь можно добиться того, что эта перестановка превратится в некую часть спектакля.)
Продолжая упражняться в развитии внимания, наблюдательности, памяти, очень полезно предложить ученикам вспомнить (и зрительно представить себе) знакомый дом, улицу, площадь, обстановку комнаты, а потом подробно описать их, так чтобы все слушатели тоже хорошо представили себе это. Можно вспомнить свой путь из дома в школу, рассказать о встреченных на пути предметах, людях, животных, описать их внешний вид, поведение.
Пусть ребята вспомнят и опишут различные пейзажи, расскажут интересные случаи из своей жизни, события, которые им пришлось наблюдать. Здесь уже вовлекается в работу эмоциональная память, воспитывается навык воспроизводить образы и события в своем воображении и передавать их слушателям.
Полезно вспомнить произведения искусства картину, музыку, кинофильм, восстановить в памяти свое восприятие этого произведения, рассказать о средствах выразительности звуках, красках.
Пусть ребята попробуют воспроизвести по памяти позу, мизансцену, движение, звук, произношение, интонацию.
Очень полезными считал Станиславский упражнения с воображаемыми предметами на «память физических действий». Это отлично тренирует внимание, приучает к точности и последовательности выполнения каждого физического действия, заставляет вникнуть в логику каждого действия и воспитывает чувство правды. (Можно, например, шить, писать, рисовать, пить чай, мыть посуду, одеваться, гладить белье, ремонтировать какие-либо предметы, ловить рыбу и т. д. и т. п.) Надо определить, что именно берешь в руки, что конкретно делаешь; проверить, как выполняется данное действие с настоящими предметами, а затем повторять его уже без предмета, в точности воспроизводя и совершая его так же, как если бы эти предметы были в ваших руках. Эти упражнения требуют тщательности, точности и, конечно, терпения.
Наряду с упражнениями, воспроизводящими действия рук, можно попробовать и такие, где требуются усилия всего тела (например, косить, копать, топить печь, передвигать мебель, переносить какие-то предметы, играть в городки, крокет и т. п.). Большой интерес представляет коллективное выполнение упражнений (например, пилка дров и пр.), но это трудно, так как требует точного взаимодействия партнеров.
Освоив технику выполнения таких упражнений, следует, как говорят, «оправдать» эти действия, т. е. нафантазировать какие-то предлагаемые обстоятельства почему, для чего я это делаю, где, когда. Постепенно развивая и усложняя эти обстоятельства, можно создавать целую сценку этюд, в котором нужные действия будут выполняться с воображаемыми предметами.
Для развития творческой смелости, воображения полезно проделать ряд упражнений на так называемое «оправдание поз»: по сигналу руководителя быстро принять любую позу стоя, ^сидя, даже лежа (можно использовать любую опору и любой предмет); быстро придумать оправдание, обоснование принятой позы, создать своим воображением такие предлагаемые обстоятельства, при которых можно и нужно было бы в жизни оказаться в таком положении (например, ловлю бабочку, лезу под кровать за ботинками, играю в футбол), освободиться от излишнего напряжения.
Упражнением на освобождение мышц может быть постепенное, последовательное напряжение различных групп мышц ног, живота, спины, рук, шеи, а затем последовательное сознательное освобождение их и расслабление. Такое упражнение можно проделать стоя, лежа, сидя, идя по кругу. Оно нужно лишь постольку, поскольку поможет учащимся найти и понять ощущение мышечной свободы. Надо иметь в виду, что полностью расслаблять мышцы можно только в лежачем или в удобном сидячем положении, а иначе это приведет к падению на пол. (К слову сказать, на этом и строятся все сценические падения.)
Можно проделать еще несколько упражнений с последующим оправданием: выполнить заданное действие или целую цепочку действий (пройти через комнату, встать на стул, открыть дверь, передвинуть стол) или сделать жест, совершить какой-то поступок, а затем оправдать это вымышленными предлагаемыми обстоятельствами (зачем? почему? и 'т. д.). Уточняя свое поведение, можно повторить упражнение несколько раз.
Продолжая тренировку творческого воображения, пусть ребята поупражняются на перемену отношения к различным предметам, т. е. возьмут любой предмет книгу, шапку, портфель и обращаются с ним так, как если бы это было нечто совсем другое (например, горячая кастрюля, дорогая хрустальная ваза, тяжелый слиток металла, историческая находка или драгоценность, а может быть, даже кошка или щенок). Пусть походят по полу так, как будто это тонкий лед, или болото, или глина, в которой ноги вязнут. А может быть, комната для репетиций музей и все, что в ней находится, представляет собой редкие экспонаты? Расшевеливайте воображение ребят! Может быть, здесь цветущий сад или снежное поле? Может быть зоопарк? И вокруг клетки с различными зверями?
Однако это вовсе не значит, что ребята должны пытаться увидеть здесь зверей, галлюцинации не нужны! Просто они должны относиться к стулу, например, как к тигру.
Попробуйте продолжать ваши занятия, вводя новые предлагаемые обстоятельства: очень жарко или, наоборот, очень холодно; все очень голодны, устали, хотят спать; бодры и веселы, выспались; обеспокоены чём-то; торопятся к поезду, и т. д. Пусть ищут различные оправдания этим обстоятельствам и стараются поточнее учесть их в своих действиях. Изменяйте темпо-ритмы действия, также оправдывая их вымыслами воображения.
Развивая предлагаемые обстоятельства, вы можете любое упражнение превратить в этюд, в маленькую сценку, имеющую свое начало, логическое развитие и завершение. Приступая к этюдам, кружковцы должны обосновать для себя все обстоятельства этюда, понимать, почему и для чего они должны совершить заданное действие, где это происходит, когда, и т. д.
Например, сижу вечером дома и занимаюсь, слышу на улице подозрительный шум, прислушиваюсь и пытаюсь понять, что там такое, выглядываю, стараюсь рассмотреть. (Можно по-разному закончить этюд: понял, что ничего серьезного нет, и продолжаю заниматься; обнаружил какое-то происшествие и бегу звать людей на помощь; узнал товарища, который меня
нарочно разыгрывал.)
Другие примеры: нахожусь в разведке, из окна осторожно наблюдаю за прилегающим районом и уясняю обстановку; считаю нужным незаметно скрыться отсюда или занять новую позицию. Собираюсь на пионерский сбор, ищу ключ от шкафа. Пошел гулять в лес, начался дождь, пытаюсь укрыться. Увидел неприятного мне человека, прячусь от него.
Ребята с большим удовольствием будут придумывать темы и обстоятельства для этюдов. Важно, чтобы они хорошо поняли, что для совершения какого-либо действия нужна причина, нужна цель; чтобы они научились своим творческим воображением создавать и оправдывать различные предлагаемые обстоятельства, относиться ко всяким сценическим условностям, к окружающим предметам и обстановке так, как это требуется в данных обстоятельствах; чтобы они приучились быстро и устойчиво сосредоточивать внимание на выполняемом действии, на сценических обстоятельствах и могли подлинно и продуктивно в этих обстоятельствах действовать в соответствии с поставленной перед «ими задачей.
Когда ученики освоились в индивидуальных этюдах, переходите к парным и групповым. Ставьте партнеров в различные отношения между собой: брат и сестра, дружат, поссорились, давно не виделись, незнакомы, пришли в гости, по делу и т. д. Находите различные конфликты: одному нужна книга, другой не дает ее; обоим нужен стол, а вместе поместиться нельзя, одному нужно уйти, другой не хочет его отпускать, один хочет что-то узнать, другой не говорит.
Сперва находите поводы для выполнения этюда без слов (незнакомы, поссорились, боятся разбудить кого-то или выдать свое присутствие), а затем и со словами. Находите поводы для проявления внимания друг к другу, заботы, взаимной помощи.
Темами групповых этюдов могут быть собрание, пионерский сбор, день рождения, экскурсия, экзамены, занятия кружка, подготовка к вечеру и т. д. Темами этюдов могут быть и различные эпизоды по мотивам знакомых книг, пьес и кинофильмов. Только ставьте участникам четкие задачи, чтобы они целенаправленно действовали и не сбивались на бесцельную болтовню.
Различные вещи, нужные для этюда, могут с успехом изображать имеющиеся предметы (стул вместо дерева, шапка вместо кастрюли).
Руководитель должен следить, чтобы в таких этюдах ребята действовали «от себя», от своего «я», ни в коем случае не изображали кого-то, не напрягались, не демонстрировали нарочито свои действия и слова: чтобы они обязательно по-настоящему видели и слышали друг друга и все, что вокруг них, по-настоящему думали, вспоминали, соображали, решали, были сосредоточены на своих мыслях, поступках, на своих партнерах, по-настоящему старались привлечь их внимание и сами чутко реагировали на их поведение и, конечно, чтоб не смотрели зря по сторонам или на зрителей, словом, вели себя так, как вели бы себя при подобных обстоятельствах в подлинной жизни.
Наконец, еще одна группа упражнений и этюдов, развивающих воображение, творческую смелость, инициативу, непосредственность, юмор. Это «цирк», «птичий двор», «зверинец». Участники ставят себя в положение различных зверей, птиц. Это вовсе не значит, что надо ходить на четвереньках, хотя можно делать и это. Важно, чтобы исполнитель поставил перед собой нужное если бы: если бы я был... львом, медведем, лошадью, обезьяной, собакой, курицей, соловьем..., что бы я делал? Чего бы мне хотелось? Как бы я себя вел? и пробовал действовать в образе этого животного. Это нужно и для работы над сказками. Можно делать этюды на темы сказок или басен: «Ворона и лисица», «Осел и соловей», «Лев и заяц», «Две собаки», «Кукушка и петух» и многие другие.
Можно устроить «магазин заводных игрушек». В упражнении «цирк» можно стать акробатом, фокусником, наездником. Трюки могут быть самые примитивные, важно, чтобы участники делали все всерьез, как будто это и вправду очень сложные,
головоломные трюки. Можно ходить по «канату» (разумеется, по полу); дрессировать «лошадей» или «тигров» (которыми будут другие участники), «скакать верхом» на стуле; «летать» на «воздушной трапеции» (которую тоже будут изображать стулья), жонглировать воображаемыми предметами. Можно устраивать целое цирковое представление или эстрадный концерт, в котором часть участников будет артистами и животными, а другая часть зрителями, абсолютно серьезно воспринимающими их выступления. Кто-то может взять на себя роль конферансье или циркового шпрехшталмейстера, громогласно объявляющего «мирровой атрракцион». Не приходится и говорить, с каким огромным удовольствием делают все это ребята. Им такие упражнения и этюды очень по душе. Ну, а о пользе их для воспитания юных актеров, т. е. людей, умеющих действовать на сцене, мы уже сказали.
Все упражнения и этюды, о которых мы говорили в этой беседе, конечно, не являются самоцелью, это хорошо проверенное средство, продуманная система для творческого воспитания исполнителей.


15