Описание методической системы учителя — раздел 3 в материалах аттестации

III. Методическая система педагогического работника
Школа Учитель Это всегда для меня стояло и стоит на особом месте. Математику я преподаю детям уже более 40 лет. Мой жизненный и профессиональный опыт позволяют констатировать: в любом обществе, в любую эпоху учитель как важный конструктор человечества должен быть обязательно любить то, чем он занимается, и быть от этого счастлив. Это совокупная категория качеств, необходимых любому, кто выбрал эту профессию. У каждого непременно есть своя стезя, свой путь, своя судьба. Но дать хороший импульс - заложить прочный стержень нравственности в детские и школьные годы ребенку, подростку, юноше, девушке – главная миссия Учителя.
В связи с модернизацией образования, с запросами общества XXI века перед собой я ставлю серьёзные требования. Мой современный выпускник должен уметь ясно выражать свою мысль, действовать с умом, стремиться к знаниям и совершенству. Стараюсь воспитывать для общества трудолюбивых, предприимчивых, стремящихся к новизне молодых людей. К своим ученикам я отношусь с уважением, считаюсь с их мнением, учу личным примером, черпаю в них силы, вдохновение, веру в себя и в то, что смогу подарить им сегодня что-то хорошее, ну, хотя бы интересный урок. На мой взгляд, каждый день дети должны выходить с урока, проведя время с пользой, но при этом проведя его еще и с удовольствием!
Что я имею в виду под «пользой»? Конечно, не только и не столько то, что напрямую связано с моим предметом. Я очень люблю математику, но прекрасно понимаю, что умение решать квадратные уравнения, логарифмические неравенства или строить графики – это совсем не цель. Поэтому свой предмет я воспринимаю как
а) гимнастику для ума, а это, безусловно, пригодится каждому;
б) отработку практических навыков, которыми они смогут воспользоваться;
в) окно в другой мир, пока не известный детям – мир идеальных абстракций, гармонии, строгой логики и красоты доказательств;
г) «мостик», благодаря которому я имею возможность общаться со своими учениками, делиться с ними опытом, выходящим за рамки предмета.
Моя мечта - научить детей учиться. Сегодня это необходимо. А для этого, на мой взгляд, нужно изменить роль ученика: из пассивного слушателя превратить его в активного участника образовательного процесса. Это трудно, потому что многие дети сегодня просто не хотят учиться, в частности, математике. Нет желания, терпения, усидчивости. Можно услышать: «Зачем мне математика? - я не собираюсь быть тем-то и тем-то» или «А где мне это может пригодиться?». Одна из главных проблем – отсутствие мотивации. Поэтому основополагающей своей целью я поставила создание системы, которая позволит эту самую мотивацию повысить. Необходимо сделать образовательный процесс творческим, а урок превратить в мир интересных открытий. И если ребенок ощутит это, он будет учиться с удовольствием, постепенно открывая новое вокруг себя и в себе. Убеждена, что творческий характер образовательного процесса – крайне необходимое условие здоровьесбережения.
















Для повышения мотивации учеников я стремлюсь:
обеспечить у учеников ощущение продвижения вперед, переживание успеха в деятельности, для чего необходимо правильно подбирать уровень сложности заданий и заслуженно оценивать результат деятельности;
использовать все возможности учебного материала для того, чтобы заинтересовать учеников, ставить проблемы, активизировать самостоятельное мышление;
организовать сотрудничество учеников на уроке, взаимопомощь, позитивное отношение к предмету в целом;
правильно строить отношения с учениками, быть заинтересованной в их успехах;
видеть индивидуальность каждого ученика, мотивировать каждого, опираясь на его личные мотивы.

В основу системы мною положены следующие основные принципы:
Предоставление свободы выбора (ориентирует обучающихся на непосредственное участие в определении ближайших и перспективных учебных задач).
Совместное планирование урока (обучающимся предлагается самим составить план урока, особенно если он не связан с изучением нового материала). Здесь участвует в работе важный критерий – степень освоения учебного материала.
Проведение самостоятельной работы с использованием дифференцированного подхода (особенно - подхода внутренней дифференциации детей).
Максимально возможное снятие внешнего контроля (оценка должна не контролировать деятельность, а информировать ученика об успешности его деятельности). Ученик не должен полностью зависеть от оценки – только тогда он может работать творчески.

Некоторые приемы и методы создания мотивации, которые позволяют наиболее эффективно начинать или продолжать изучение материала на любом из дидактических уровней.
Прием первый: апелляция к жизненному опыту детей, когда обучающиеся видят применимость получаемых ими знаний в практической деятельности.
Прием второй: создание проблемной ситуации или разрешение парадоксов. Всюду, где это возможно, следую идеям проблемного обучения. Проблема (по большому счету) – это то, что мы сегодня решить не можем и завтра не решим; это то, что мучает нас продолжительное время; это то, к решению чего мы постепенно приближаемся, ощущая это приближение; это то, наконец, что, будучи разрешено, даёт эмоциональный заряд, приносит радость. Именно такое (не локальное, а глобальное) понимание проблемного обучения руководит мною в работе.
Разрешение парадоксов (математические софизмы) – прием, который я применяю практически все годы своей педагогической деятельности. Как интересно наблюдать за учениками, собирающимися в группы на переменах, обсуждающими «удивительный факт»: «Как это: дважды два – пять?» или «2 кг тяжелее 5 т?»!
Очень эффективно «срабатывает» и преднамеренное создание проблемной ситуации в названии темы урока.
Третий прием: ролевой подход и как следствие - деловая игра.
Четвертый прием: решение нестандартных задач на смекалку и логику.
Пятый прием: игры и конкурсы; участие во внеурочной деятельности.
Шестой прием: воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии. Средствами математики стараюсь способствовать эстетическому воспитанию школьников, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, развитию воображения, пространственных представлений. Даю возможность пополнить запас историко-научных знаний обучающихся, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математического знания, основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, судьбами великих открытий, именами людей, творивших науку.
Седьмой прием: кроссворды, квадворды, сканворды, ребусы, творческие сочинения, компьютерное творчество, проектная деятельность и т.п.
А самое главное – радость от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является для школьника первостепенным мотивом. Все это является  действенным средством формирования положительной мотивации учения. Очень важен и такой фактор формирования положительной мотивации, о котором не могу не сказать, - доброжелательный настрой урока. Нужно уделять внимание каждому ученику; нужно хвалить детей за каждый новый, пусть даже незначительный, но полученный ими самими результат. Учитель должен вести себя корректно и всегда приходить на помощь к ребенку.  Именно так я и стараюсь проводить свои уроки. И это еще один шаг на пути формирования положительной мотивации учения.

Считаю главной своей задачей не сухое сообщение математических фактов, а развитие обучающихся посредством продвижения в предмете. Иными словами, приоритетным считаю не информационное, а развивающее поле предмета. Стремлюсь на практике реализовать принципы развивающего обучения, сформулированные Л.В. Занковым: обучение на высоком уровне трудности; прохождение тем программы достаточно быстрым темпом; ведущая роль теоретических знаний; осмысление процесса обучения (ученик должен видеть, как он умнеет в процессе изучения материала – это достигается проблемным обучением); развитие всех обучающихся (естественно, учитывая, что у каждого из них свой предел возможностей). При работе с учебным комплектом А.Г. Мордковича, учитывающим требования ФГОС о необходимости формирования у обучающихся универсальных учебных действий, предлагаю представленные в учебниках алгебры темы исследовательских работ. Так, в 2014-2015 учебном году восьмиклассниками подготовлены презентации по темам: «Иррациональные числа», «Графики функций, содержащих переменную под знаком модуля», «Дробно-линейная функция», «Иррациональные уравнения», «Уравнения с параметрами».
Значительную роль в реализации созданной педагогической системы играет работа по самообразованию. В настоящее время (2013-2016г.г.)  - над темой «Применение современных педагогических технологий в преподавании математики как средства развития новой образовательной среды». 
В своей деятельности руководствуюсь трудами выдающихся теоретиков и практиков педагогической науки А. Дистервега, Ю.А. Конаржевского, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.Я. Лернера, Л.И. Божовича, А.А. Гина. Для выявления уровня мотивации к учению использую методику Н.Г. Лускановой.
Эффективность созданной мною методической системы подтверждают следующие показатели:
повышается качество знаний обучающихся (до 65%, что превышает средние показатели по школе, городу, региону), что особенно ценно для классов с углубленным изучением иностранных языков;
сохраняется положительная динамика участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде муниципального уровня, наличия победителей и призёров в городском конкурсе «Юный математик», международном конкурсе-игре «Кенгуру» (регионального и муниципального уровня), Международных олимпиадах INFOUROK (сезон «Весна – 2015»);
повышается способность обучающихся самостоятельно добывать знания, эффективно заниматься самообразованием; увеличивается количество обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, показывающих своё умение взаимодействовать, аргументировать свою точку зрения, учитывать точку зрения других, умение работать в команде;
обучающиеся выпускных классов показывают хорошие знания по предмету, что подтверждают результаты ГИА и ЕГЭ (2011 год, ЕГЭ – первичные и средние тестовые баллы выпускников 11 классов превышают соответствующие по городу и региону; 2015 год – качество знаний и средний тестовый балл по результатам ГИА в 9 классе – выше городских и региональных).
Данная система позволила мне перейти на качественно новый уровень взаимоотношений в образовательном процессе - субъект-субъектный.

Подводя итог, отмечу, что в начале профессиональной деятельности мне несказанно повезло: мои попытки заинтересовать воспитанников математикой были однажды (и потом – неоднократно) вознаграждены возгласом одной из учениц: «Как красиво!» Сначала усмешки одноклассников, а затем их любопытство, интерес Ко мне, молодой учительнице, пришло убеждение «Главное не что сказать, а как сказать». Сказать так, чтобы было интересно, чтобы напрягаться и испытывать от этого удовольствие, чтобы побеждать (даже себя). «Математика – это справедливость!» - так говорят мои ученики. А я хочу, чтобы они чаще говорили: «Математика – это здорово!»

15