Рабочие программы по биологии 7 класс (авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова)

РАССМОТРЕНО и
РЕКОМЕНДОВАНО
методическим объединением учителей естественно-математического цикла
Протокол от « 31 » августа 2015 г. №1
Руководитель _____________ О.Л. Клестова
ПРИНЯТО
методическим Советом
Протокол от « 31» августа 2015 г. №1

Председатель _________
И.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы - интерната по УВР

__________Н.О.Нарычи
« 31 » августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор

_________Е.В. Дубникова
« 31 » августа 2015 г.

Приказ « 31 » августа 2015 г. № 252




Календарно-тематическое планирование уроков биологии
Класс 7 Количество часов 70 (2 часа в неделю)



I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
год


програм
фактич
програм
фактич
програм
фактич
програм
фактич
програм
фактич

Количество уроков
18

14

20

18

70


Лабораторные работы
3

2

3

4

12


Контрольные работы
1

1

1

2

5






Планирование составлено на основании:
Рабочей программы Биология 7// Н.Г. Храброва
Программы основного общего образования по природоведению для 7 класса авторов Захаров В.Б., Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова // Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2013.-138 с.
Учебника Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений./ В.Б. Захаров, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2013. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации.


Тематическое планирование составила:________________(Храброва Н.Г., учитель биологии)









Дата
Тема урока
Кол.
часов
Практическая часть
Знания, умения, навыки.
Дифференциация
Примечание

Введение (2ч)



1
1.09 -7 а,б,в

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого
1

Знать: особенности живых организмов; отличия их от тел неживой природы; уровни организации живой природы; основные положения учения Чарльза Дарвина о происхождении видов; их значение для развития науки.
Уметь: использовать имеющиеся знания; работать с учебником и дополнительной литературой; работать с терминами; использовать таблицы, коллекции, схемы, гербарии.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Проект «Удивительный мир»
Кроссворд «Биология»


2
3.09 - 7 б,в

5.09 – 7а
Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе.
1


Основные положения учения Ч. Дарвина

Что мы знаем о Ч. Дарвине


Раздел 1. Царство Прокариоты. (3ч)
Тема 1.1. Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов (3 ч)


3
8.09 – 7а,б,в
Происхождение и эволюция бактерий. Многообразие форм бактерий.
1

Знать: особенности организации прокариот на примере настоящих бактерий. архебактерий, оксифотобактерий; Функциональные особенности прокариот; значение их в жизни человека и в природе.
Уметь: пользоваться текстом учебника, таблицами, схемами, самостоятельно делать рисунки и схемы; делать сообщения.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная


Многообразие царства прокариот

Проект «Вида бактерий»


4
10.09 – 7 б,в

12.09 – 7а

Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах.
1


Распространение и роль прокариот

Рисунок «Царство прокариот»


5
15.09- 7а,б,в
Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).
1


Личная гигиена

Проект «Как защитить себя от болезни»


Раздел 2. Царство Грибы (4ч)
Тема 2.1. Общая характеристика грибов (3ч)


6
17.09 – 7 б,в

19.09 – 7а
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов.
1

Знать: особенности организации грибов; отличительные особенности гетеротрофного и автотрофного питания; отличия классов грибов по строению, размножению; роль грибов в цепях питания и круговороте веществ в природе; особенности лишайников как симбиотических организмов.
Уметь: доказывать принадлежность грибов к особому царству; сравнивать грибы разных классах и отделов; узнавать изученные грибы; работать с текстом учебника и дополнительной литературой.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Строение клеток гриба
Кроссворд «Грибы»


7
8
22.09 – 7 а,б,в

24.09 – 7 а,б

26.09. – 7а
Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека.
2
Л.р. №1 Строение плесневого гриба мукора
К.Р.№1

Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека

ПМП при отравлениях грибами

Правила сбора грибов


Тема 2.2. Лишайники (1ч)


9
29.09 – 7а,б,в

Лишайники. Понятие о симбиозе.

1


Лишайники
Кроссворд «Лишайники»


Раздел 3. Царство Растения (16 ч)
Тема 3.1. Общая характеристика растений. (1ч)


10

1.10 – 7 б,в

3.10 – 7а
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений.
1

Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Растительная клетка, ее особенности

Рисунок «Растительная клетка»


Тема 3.2. Низшие растения. (3 ч)



11
12
6.10 – 7а,б,в

8.10 – 7б,в

10.10 – 7 а
Водоросли как древнейшая группа растений. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.
2
Л.р № 2 Изучение внешнего строения водорослей
Знать: характерные признаки строения, их жизнедеятельности водорослей как представителей низших растений; признаки их отличия от бактерий, грибов, лишайников; особенности размножения водорослей; отличительные черты организации водорослей; основные отделы водорослей; приспособленность водорослей к жизни в различных условиях среды; значение водорослей в природе и народном хозяйстве.
Уметь: проводить наблюдения; сравнивать; делать выводы; составлять сравнительные таблицы; систематизировать; обобщать; делать биологические рисунки; выполнять творческие задания.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Одноклеточные и многоклеточные водоросли

Таблица «Одноклеточные и многоклеточные водоросли»


13
13.10 – 7а,б,в

Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые и Красные водоросли.
1


Значение водорослей в природе и народном хозяйстве

Кроссворд «Водоросли»


Тема 3.3. Высшие споровые растения. (4ч)


14
15
15.10 – 7 б,в

17.10 – 7а
20.10 – 7 а,б,в

Происхождение и общая характеристика высших растений.
2
Л.р №3 Изучение внешнего строения мхов.
Знать: особенности организации высших растений; многообразие видов высших растений; общие признаки основных отделов; ткани и органы; развитие растений; особенности организации моховидных, плаунов, хвощевидных; особенности размножения , распространения, значение в природе и для человека моховидных, плауновидных, хвощевидных; особенности строения, жизнедеятельности папоротников; особенности распространения, многообразие; происхождение разнообразие жизненных форм; роль папоротников в природе и хозяйственной деятельности человека.
Уметь: работать с учебником, дополнительной литературой; вести записи; делать биологические рисунки; работать с гербарии; отвечать по плану; делать выводы; узнавать изученные растения, обосновывать их принадлежность к определенному отделу.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная Автоматизационная
Социальная

Проект «Происхождение высших растений»


Кроссворд «Высшие растения»







16
22.10 – 7б,в

24.10 – 7а

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла.
1


Отдел Плауновидные

Подумайте «Значение плауновидных»


17
27.10 – 7а,б,в

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников.
1


Отдел Папоротниковидные

Подумайте «Значение папоротниковидных»





Тема 3.4. Голосеменные растения (2 ч)



18
19
29.10 - 7 б,в
31.10 – 7а

10.11 – 7а,б,в

Происхождение и особенности организации голосеменных растений
2

Знать: особенности строения голосеменных; происхождение; распространение; многообразие; роль в природе; практическое значение для человека.
Уметь: узнавать виды голосеменных; сравнивать их между собой и с видами папоротникообразных; работать с гербариями ;работать с научно-популярной литературой; выполнять творческие задания.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Происхождение голосеменных растений

Кроссворд «Голосеменные растения»






2 четверть

Тема 3.5. Покрытосеменные (Цветковые) растения (6ч)


20
21
12.11 – 7 б,в

14.11 – 7 а

17.11- 7а.б,в

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений
2


Знать: строение; размножение; развитие покрытосеменных; особенности и разнообразие побеговой системы (листья, цветки, плоды), характеристика классов Двудольные и Однодольные; многообразие видов, роль в природе и хозяйственное значение.
Уметь: наблюдать; узнавать цветковые растения; объяснять их более высокую организацию по сравнению с голосеменными; узнавать изученные растения; сравнивать их принадлежность к определенному семейству; работать с гербариями.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная


Происхождение покрытосеменных растений

Кроссворд «Покрытосеменные растения»


22
19.11 – 7 б,в

21.11 – 7 а
Класс Однодольные: семейство Злаковые, семейство Лилейные.
1
Л.р. №4 Изучение строения покрытосеменных растений: определение растений семейства Розоцветных, Злаковых.

Класс Однодольные

Рисунок «Строение Однодольных»


23
24








25
24.11 – 7 а,б,в

26.11 – 7 б,в
28.11 – 7а

1.12 – 7 а,б,в

Класс Двудольные: семейство Крестоцветные, семейство Пасленовые, семейство Розоцветные, семейство Бобовые, семейство Сложноцветные





Обобщение и контроль разделов: царство Прокариоты, царство Грибы, царство Растения.
2









1










К.Р.№2

Класс Двудольные

Рисунок «Строение Двудольных»





Определение к какому семейству принадлежат растения


Раздел 4. Царство Животные. (39ч)
Тема 4.1. Общая характеристика животных (1ч)


26
3.12 – 7 б,в

5.12 – 7а

Животный организм как целостная система.
1

Знать: особенности строения и жизнедеятельности животных; многообразие видов животных; распространение заселение различных сред жизни.
Уметь: сравнивать; делать выводы; доказывать различия и родство между растениями и животными; работать с текстом и рисунками.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная


Особенности строение животной клетки

Рисунок «Животная клетка»


Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2ч)


27
28
8.12 – 7 а,б,в

10.12 – 7 б,в

12.12 – 7-а
Общая характеристика простейших.
2
Л.р. №5 Строение инфузории туфельки.
Знать: особенности строения и жизнедеятельности простейших простейших; многообразие; характеристику типа саркожгутиконосцев; характеристику саркодовых; многообразие одноклеточных; роль одноклеточных в биоценозах и жизни человека.
Уметь: сравнивать; обосновывать отличительные черты строения одноклеточных; работать с текстом и рисунками; конкретизировать основные понятия; обосновывать принадлежность одноклеточных к определенному типу.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Строение простейших

Рисунок «Амеба обыкновенная»


Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1ч)


29
15.12 – 7 а,б,в

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии.
1

Знать: характеристику царства животных; организацию многоклеточных животных; происхождение; многообразие видов; особенности строения и жизнедеятельности губок; значение губок. Объяснять особенности организации животным, в том числе губок.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Характеристика многоклеточных животных

Рисунок «Строение губки»


Тема 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3ч)


30
31
17.12
- 7 б,в
17.12 – 7а

22.12 – 7а,б,в
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение.
2

Знать: особенности среды обитания; строение; жизнедеятельность; размножение на примере пресноводного полипа; многообразие кишечнополостных; классы сцифоидных, коралловых полипов; разнообразие значения полипов в природных сообществах; практическое значение для человека.
Уметь: узнавать кишечнополостных на таблице; объяснять особенности строения и жизнедеятельности гидры; обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Бесполое и половое размножение.

Подумайте «Чем бесполое размножение отличается от полового»


32
24.12 – 7б,в

26.12 – 7а
Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы.
1


Кишечнополостные

Рисунок «Строение гидры»


Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2ч)


33
12.01-7а,б,в
Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви.
1

Знать: особенности строения и жизнедеятельности плоских червей; многообразие видов; классификацию; особенности строения, жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви; черты приспособленности к паразитизму.
Уметь: узнавать представителей типа плоских червей на таблицах и рисунках; обосновывать особенности строения в связи со средой обитания; составлять и заполнять сравнительные таблицы; анализировать; делать выводы.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Трехслойные животные
Рисунок «Строение плоского червя»


34
14.01-7б,в

16.01-7-а
Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей.
1


Личная гигиена

Реклама «Мы за здоровый образ жизни»


Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые Черви (1ч)


35
19.01-7а,б.в
Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и

1

Знать: особенности организации круглых червей; многообразие видов круглых червей; черты приспособленности аскариды к паразитизму.
Уметь: узнавать на таблицах. рисунках представителей круглых червей; сравнивать червей разных типов; обосновывать строение аскариды и жизнедеятельность, связанные с паразитизмом.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Круглые черви

Реклама «Мы за здоровый образ жизни»


Тема 4.7. Кольчатые черви (3ч)


36


21.01-7б,в

23.01-7а
Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела.
1

Знать: особенности организации кольчатых червей; происхождение; размножение; значение в природных сообществах и в жизни человека; многообразие видов и классов кольчатых червей; приспособленность к среде обитания на примере кольчатых из классов Многощетинковые и Малощетинковые.
Уметь: узнавать на таблицах, рисунках представителей кольчатых червей; сравнивать их между собой; обосновывать принадлежность к своему классу.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Кольчатые черви

Проект «Происхождение кольчатых червей»


37
38
26.01-7а,б,в

28.01-7б,в

30-7а

Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки.
2


Многообразие кольчатых червей

Проект «Пиявки»


Тема 4.8. Тип Моллюски (2ч)


39
40
2.02-7а.б,в

4.02-7б,в

06.02-7а

Особенности организации моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков.
2
Л.р. №6 Внешнее строение моллюсков.
Знать: особенности организации и жизнедеятельности моллюсков; особенности основных классов, объединяемых в тип Моллюски; многообразие видов; значение моллюсков в биоценозах.
Уметь: узнавать изученных животных (моллюсков); обосновывать их более высокую организацию; работать с дополнительной литературой; выполнять творческие задания
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Строение моллюсков

Кроссворд «Моллюски»


Тема 4.9. Тип Членистоногие (7ч)


41
9.02
-7а,б.в
Происхождение и особенности организации членистоногих.
1

Знать: особенности строения членистоногих; особенности строения и жизнедеятельности ракообразных; разнообразие сред обитания; значение ракообразных в водных биоценозах; особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, связанные с наземной средой обитания; происхождение; значение в природных биогеоценозах; особенности организации насекомых; многообразие видов насекомых; распространение; заселение всех основных сред обитания; многообразие насекомых особенности первичнобескрылых и крылатых насекомых; значение и роль насекомых в разнообразных природных сообществах.
Уметь: сравнивать; обосновывать особенности строения, жизнедеятельности членистоногих; работать с натуральными объектами; работать с учебным текстом и таблицами; работать с дополнительной научно-популярной литературой; выполнять творческие задания.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная
Строение членистоногих

Рисунок «Строение членистоногих»


42
43
11.02-7б.в
13-7а

16.02-7а.б,в


Класс Ракообразные.
2
Л.р. № 7 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих: внешнее строение речного рака.


Класс ракообразные

Рисунок «Строение рака»


44
18.02-7б,в
20-7а

Класс Паукообразные.
1


Класс Паукообразные




45
46
23.02 -7а,б,в

25.02-7б,в
27.02-7а

Класс Насекомые.
2
Л.р. № 8 Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих: внешнее строение насекомого.




Тема 4.10. Тип Иглокожие (2 ч)


47
1.03 -7а,б,в
Общая характеристика типа Иглокожие.
1

Знать: особенности строения и жизнедеятельности иглокожих; многообразие иглокожих; роль иглокожих в водных природных сообществах.
Уметь: сравнивать; узнавать иглокожих на таблицах и рисунках; делать выводы.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная



48
3.03-7б,в
5.03-7а

Обобщение и контроль раздела «Царство Животные: беспозвоночные животные»
1
К.Р.№3




Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (1ч)


49
08.03 -7аб,в


Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных.
1

Знать: особенности строения и жизнедеятельности хордовых; классификацию хордовых; бесчерепные как наиболее низкоорганизованные животные этого типа.
Уметь: узнавать изученных хордовых; выделять особенности организации, отличающие их от животных других типов.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная



Тема 4.12. Подтип Позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы (2ч)


50
51
10.03-7 б,в

12.03-7-а

15.03-7а,б,в


Общая характеристика позвоночных. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы.
2

Знать: особенности организации рыб как водных позвоночных; классификацию рыб4 многообразие; экологические группы рыб; характерные признаки основных групп хрящевых и костных рыб; черты приспособленности к обитанию в водной среде; роль в природе и практическое значение.
Уметь: узнавать изученных хордовых (рыб); обосновывать особенности их строения, связанные со средой обитания.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная



Тема 4.13. Класс Земноводные (2ч)


52
53
17.03-7б,в

19.03-7 а

22.03-7а,б,в
Первые земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии
2
Л.р. №9. Внутреннее строение земноводного
Знать: особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде; происхождение; распространение; особенности размножения и развития земноводных в водной среде; многообразие; экологические группы; значение в природных биоценозах.
Уметь: наблюдать; выявлять черты приспособленности земноводных к среде обитания; узнавать изучаемых животных на рисунках, таблицах.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная




Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся (2ч)


54
55
05.04.-7а,б,в
07.04.-7б,в
09.04-7а
Происхождение рептилий. Вымершие группы пресмыкающихся.
2

Знать: особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных; происхождение; распространение; многообразие пресмыкающихся; распространение; место и роль в природе и в жизни человека.
Уметь: узнавать изученных животных на таблицах, рисунках; выявлять черты приспособленности к жизни на суше; работать с текстом, выполнять творческие задания.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная




56
12.04-7а,б,в


Обобщение по темам «Подтип Позвоночные: холоднокровные животные»
1
К.Р.№4




Тема 4.15. Птицы (4ч)


57
58
14.04-7б,в
16.04-7а
19.04-7а,б,в

Происхождение птиц
2
Л.р. №10 Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни
Знать: особенности внешнего строения, связанные с полетом, передвижением по земле; особенности; скелета, связанные с полетом; многообразие птиц; особенности строения, жизнедеятельности птиц разных экологических групп; роль в природе, значение в жизни человека.
Уметь: сравнивать; работать с текстом и таблицами; делать выводы; обосновывать принадлежность к той или иной группе птиц; определять роль в природных сообществах.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная



59
60
21.04-7б,в
23.04-7а
26.04-7а,б,в

Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц
2





Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4ч)


61

28.04-7б,в
30.04-7а

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые).
1
Л.р. №11 Изучение строения млекопитающих.

Знать: прогрессивные черты организации млекопитающих; распространение; основные среды жизни; сходство с пресмыкающимися; происхождение; особенности размножения; основные отряды; роль в их основных представителей в природных сообществах и жизни человека.
Уметь: узнавать млекопитающих; обосновывать их наиболее высокую организацию; обосновывать принадлежности млекопитающих к классу, отряду, семейству.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная





62
63
03.05-7а,б,в
05.05-7б,в
07.05-7а
Настоящие звери (плацентарные).
2
Л.р. №12 Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения и жизни человека.




64
10.05-7а,б,в

Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека.
1





Раздел 5. Царство Вирусы (2ч)


65
66
12.05-7б,в
14.05-7а
17.05-7а,б.в

Общая характеристика вирусов.
2

Знать: историю открытия вирусов.; вирусы – внутриклеточные паразиты бактерий, растений, животных; специфический механизм взаимодействия вируса и клетки.
Уметь: узнавать изученные организмы; обосновывать принадлежность к царству Вирусов; использовать дополнительную литературу.
Ключевые компетенции:
Коммуникативная
Информационная
Автоматизационная
Социальная



67
19.05-7б,в
21.05-7а

Итоговая контрольная работа за курс 7 класса: «Биология: многообразие организмов»
1
Ит. К.Р.




68
24.05-7а,б,в

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения
1





69-70
26.05-7б,в
28.05-7а
31.05-7а,б,в
Обобщающее повторение
2






15