РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «биология» «Многообразие живых организмов» 7 класс


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УБИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
УБИНСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_________/_________
Протокол №______от
«____»______20___г.
«Согласовано»
зам. директора по УВР
_________/___________
«___»_________20__г. «Утверждаю»
Директор МКОУ УСОШ №1
_________/_____________
Приказ №_____от
«____»________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«биология»
«Многообразие живых организмов»
7 класс , базовый уровень
Разработана Терентьевой И.В., учителем биологии
первой квалификационной категории
2013 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 7 класса «Многообразие живых организмов» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.:Дрофа, 2006. -138c.ll, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Учебник Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 176 с.
Обоснование выбора примерной программы для разработки рабочей программы:
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 7 класса предполагает блочный принцип построения курса. Первые уроки каждой темы посвящены общей характеристике рассматриваемой систематической группы; на последующих уроках изучается разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
В целом структура авторской программы сохранена, но в некоторых темах увеличено количество часов на изучение материала, добавлены обобщающие уроки.
Определение места и роли учебного предмета.
Согласно действующему Базисному учебному плану, в 7 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 70, проверочных работ 9 , лабораторных работ 20.
Формы организации учебного процесса:
Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.
Технологии обучения:
личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления.
Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся: Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.
Виды и формы контроля:
Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.
Содержание рабочей программы
Тема Количество часов Лабораторные работы Проверочные работы
Введение 3 Царство Прокариоты 3 1
Царство Грибы 4 3 Царство Растения 14 8 2
Царство Животные 40 9 6
Царство Вирусы 6 Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; растений, животных и грибов своего региона;
• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, , регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологическое разнообразие в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
• выявлять приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках
значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; предупреждения травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Литература и средства обучения.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
В.Б. Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. для об-щеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 272с; а также методических пособий для учителя:
Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс. - М.: Дрофа, 2005-Обгг.;
Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г., Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Многообразие живых организмов»
Лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
Календарно – тематическое планирование
№ Тема урока Количество часов Тип урока
Цели урока Элементы содержания Требования к уровню подготовки учащихся Вид контроля Дата
план факт
Тема 1. Введение (3 часа)
1 Уровни организации живого 1 Вводный урок Углубить и систематизировать знания учащихся о многообразии живых организмов, познакомить с уровнями организации живого Царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.
Классификация организмов. Уровни организации живой природы. Структура учебника. Называть основные царства живых организмов. Перечислять факторы эволюции.
Называть уровни живой природы. Фронтальный 2 Ч.Дарвин и происхождение видов. 1 Комбинированный урок. Познакомить с основными положениями учения Дарвина, их значением для науки Биография Ч.Дарвина. основные положения учения Дарвина: наследственная изменчивость, борьба за существование, отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов. Знать биографию Дарвина. называть движущие силы эволюции, перечислять результаты эволюции. Фронтальный 3 Многообразие живых организмов 1 Комбинированный урок. Сформировать представление о систематике, ее задачах Предмет и задачи систематики. Вид – единица систематики. Надвидовые категории. Сравнение искусственной и естественной систем классификации живой природы. Давать определение вида, называть основные систематические категории, отличать естественную систему от искусственной Фронтальный РАЗДЕЛ 1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 часа)
4 Общая характеристика бактерий. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Сформировать знания об особенностях организации прокариот Строение бактериальной клетки: оболочка, цитоплазма, ядерное вещество, включения. Питание, размножение, образование спор. Распознавать и описывать
строение бактериальной клетки. Объяснять особенности жизнедеятельности бактерий Фронтальный 5 Многообразие и значение бактерий. 1 Комбинированный урок. Расширить знания учащихся о строении и жизнедеятельности прокариот, их роли в биосфере Значение в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочно-кислые, болезнетворные бактерии. Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий различных групп. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека Индивидуальный 6 Подцарство оксифотобактерии. 1 Комбинированный урок. Сформировать представление о цианобактериях, их роли в природе и жизни человека. Общие сведения о подцарстве Оксифотобактерии. Цианобактерии, их разнообразие, особенности питания и размножения. Называть признаки подцарства Оксифотобактерии. Знать о роли цианобактерий в природе и жизни человека. Тематический, тестовый РАЗДЕЛ 2. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа)
7 Общая характеристика грибов. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Систематизировать знания о грибах, их отличии от других царств живой природы Признаки царства грибов. Строение грибов: грибница, плодовое тело.
Разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты, паразиты. Распознавать и описывать
внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки. Называть способы питания многоклеточных грибов. Выделять особенности царства Грибы Сравнивать грибы с растениями и животными Индивидуальный 8 Многообразие грибов
Лабораторная работа № 1 «Строение плесневого гриба мукор» 1 Комбинированный урок. Сформировать представление о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека Особенности строения плесневых грибов. Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи Особенности строения шляпочных грибов. Мицелий. Микориза. Шляпочные грибы (съедобные и ядовитые), наиболее часто встречающиеся в Новосибирской области.. Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека. Распознавать и описывать
строение плесневых грибов Объяснять роль плесневых грибов в природе и в жизни человека. Приводить примеры шляпочных грибов, Распознавать и описывать
съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Фронтальный 9 Обобщающий урок по темам «Бактерии», «Грибы»
практическая работа № 1 «Распознавание съедобных и ядовитых грибов своей местности» 1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся Выявить уровень усвоения информации Тестирование по темам «Царство Прокариоты. Царство Грибы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Тестовый, репродуктивный частично-поисковый 10 Лишайники. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о лишайниках, как о симбиотических организмах, их роли в природе Лишайники - симбиоз гриба и
водорослей.
Условия жизни.
Значение.
Питание, размножение. Распознавать и описывать
строение лишайника Объяснять роль лишайников в природе. Выделять особенности строения и жизнедеятельности. Фронтальный РАЗДЕЛ 3. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (14 часов)
ТЕМА 3.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 час)
11 Общая характеристика царства Растения. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познакомить с характерными признаками растений, их ролью в биосфере Признаки царства Растения. Высшие и низшие растения. Отделы высших растений. Называть признаки царства Растения. Распознавать отделы растений. Различать и описывать низшие и высшие растения. Индивидуальный ТЕМА 3.2. ПОДЦАРСТВО НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (2 часа)
12 Строение и жизнедеятельность водорослей. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных признаках строения и жизнедеятельности водорослей Основные признаки водорослей. Ризоиды. Слоевище, хроматофор. Процессы жизнедеятельности. Места обитания и распространение. Давать определение термину.
низшие растения. Распознавать и описывать
строение водорослей. Распознавать тип размножения у водорослей. Тестовый, 13 Значение и многообразие водорослей.
Лабораторная работа № 2 «Строение спирогиры» 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о значении водорослей, их роли в природе и жизни человека Значение водорослей в природе и в жизни человека Отделы водорослей: зеленые, бурые, красные. Места обитания. Называть отделы водорослей и места обитания. Распознавать водоросли разных отделов Объяснять роль водорослей в природе и в жизни человека. Тестовый, ТЕМА 3.3. ПОДЦАРСТВО ВЫСШИЕ РАСТЕНИЯ (11 часов)
14 Отдел Моховидные.Особенности строения и жизнедеятельности
Лабораторная работа № 3 «Строение мхов» 1 Комбинированный урок. Сформировать знания об особенностях организации моховидных Основные признаки мхов. Появление органов и тканей. Высшие споровые растения. Строение и жизнедеятельность. Давать определение термину.
высшие споровые растения. Распознавать и описывать строение мхов. Распознавать растения отдела Моховидные. Выявлять приспособления растений в связи с выходом на cvшу Фронтальный 15 Отдел Плауновид-ные и отдел Хвощевидные.
1 Комбинированный урок. Сформировать знания об особенностях организации плауновидных и хвощевидных, их усложнении по сравнению с мхами. Особенности строения растений отдела Хвощевидные. Питание, дыхание, размножение. Практическое значение.
Значение в природе и в жизни
человека. Особенности строения растений отдела Плауновидные. Питание, дыхание, размножение. Значение в природе и в жизни
человека. Распознавать растения отделов Плауновидные и Хвощевидные Объяснять роль в природе и в жизни человека Сравнивать хвощи и плауны. Тестовый, 16 Отдел Папоротниковидные. Лабораторная работа № 5 «Строение папоротника» 1 Комбинированный урок. Систематизировать знания о папоротниках, их практическом значении. Места обитания и условия жизни.
Основные признаки папоротников.
Строение папоротников. Размножение.
Значение в природе и жизни человека. Называть места обитания и условия жизни. Распознавать растения отдела Папоротникообразные Распознавать и описывать
строение папоротников. Объяснять роль в природе и в жизни человека Тестовый, 17 Отдел Голосеменные
1 Комбинированный урок. Сформировать знания об особенностях организации голосеменных, их усложнении по сравнению с папоротниками. Места обитания и условия жизни.
Строение голосеменных растений. Появление семян. Размножение. Давать определение термину «голосеменные растения Распознавать растения отдела Голосеменные растения Описывать этапы развития голосеменных растений. Выделять особенности голосеменных растений. Индивидуальный 18 Многообразие голосеменных. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о многообразии голосеменных, их роли в природе и жизни человека Классы голосеменных, их представители. Виды растений, наиболее распространенные в Липецкой области.
Значение в природе и жизни человека. Приводить примеры голосеменных растений Распознавать и описывать
наиболее распространенные голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных растений в природе и в жизни человека. Фронтальный 19 Происхождение и особенности строения покрытосеменных. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Систематизировать знания о покрытосеменных растениях Особенности строения покрытосеменных растений. Жизненные формы: деревья, кустарники, травы. Распознавать растения отдела Покрытосеменные растения Распознавать и описывать
жизненные формы покрытосеменных растений. Объяснять происхождение покрытосеменных растений. Выделять особенности покрытосеменных растений. Индивидуальный 20 Размножение покрытосеменных. 1 Комбинированный урок. Систематизировать знания о способах размножения покрытосеменных растений Способы размножения покрытосеменных. Особенности полового размножения. Бесполое размножение (вегетативное). Называть особенности полового и бесполого способов размножения. Знать строение цветка. Фронтальный 21 Класс Двудольные растения. Семейство Розоцветных. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о признаках двудольных растений, познакомить с особенностями семейства Розоцветные Признаки класса Двудольные. Общая характеристика Розоцветных. Представители семейства. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейства розоцветные. Определять принадлежность растений к этому семейству. Индивидуальный, фронтальный 22 Класс Двудольные растения. Семейства Крестоцветные и Пасленовые
1 Комбинированный урок. Познакомить с особенностями семейств Крестоцветные и Пасленовые, закрепить умение работать с определителями Признаки семейства Крестоцветные. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Пасленовые. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Определять принадлежность растений к классу Двудольные. Называть признаки семейств Крестоцветные и пасленовые. Определять принадлежность растений к этим семействам. Индивидуальный, фронтальный 23 Семейства класса Однодольные растения. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о признаках однодольных растений, познакомить с особенностями семейств Злаки и Лилейные Признаки однодольных растений. Признаки семейства Злаки.. Многообразие дикорастущих и культурных растений, роль в природе и жизни человека. Признаки семейства Лилейные.
Редкие и охраняемые растения семейства Лилейные. Распознавать растения семейств: Лилейные, Злаки. Определять принадлежность растений к классу Однодольные Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений. Индивидуальный, фронтальный 24 Многообразие растений.
Лабораторная работа № 7 «Строение шиповника», «Строение пшеницы» 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Обобщить и систематизировать знания о растениях Отделы Растений. Их признаки. Усложнение растений в процессе эволюции. Сельскохозяйственные растения: овощные, плодово-ягодные, масличные, зерновые, кормовые культуры. Распознавать важнейшие сельскохозяйственные растения. Объяснять роль растений в природе и в жизни человека. Тематический, тестовый РАЗДЕЛ 4. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (40 часов)
ТЕМА 4.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 час)
25 Общая характеристика Царства Животные. 1 Вводный урок Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности Признаки царства Животные. Типы симметрии: лучевая и двусторонняя. Классификация животных. Приводить примеры животных с различным типом симметрии. Выделять особенности животных. Сравнивать царства: Растения, Грибы, Животные. Фронтальный ТЕМА 4.2. ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 часа)
26 Общая характеристика простейших.
Лабораторная работа № 8 «Строение инфузории туфельки» 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности одноклеточных животных Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов.
Строение и жизнедеятельность. Типы питания. Способы движения. Называть процессы жизнедеятельности и их значение. Определять принадлежность
простейших к типам. Выделять особенности одноклеточных животных. Индивидуальный, 27 Многообразие и значение простейших 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о многообразии простейших. Их роли в биосфере Среда обитания и условия жизни.
Типы Саркожгутиконосцы, Инфузории. Значение одноклеточных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать
строение простейших. Сравнивать по заданным критериям простейших. Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека тестовый ТЕМА 4.3. ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)
28 Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Губки. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности многоклеточных животных Признаки многоклеточных животных. Классификация. Общая характеристика типа Губки. Особенности строения и жизнедеятельности губок. Называть признаки многоклеточных животных. Объяснять происхождение многоклеточных животных. Индивидуальный, ТЕМА 4.4. ДВУХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 часа)
29 Особенности строения кишечнополостных 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения кишечнополостных Признаки типа: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные клетки, двухслойный мешок. Распознавать и описывать
строение кишечнополостных. Выделять особенности кишечнополостных. Фронтальный 30 Особенности жизнедеятельности кишечнополостных
Лабораторная работа № 9 «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры» 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях жизнедеятельности многоклеточных животных Жизнедеятельность гидры: движение, ответ на раздражение, рефлексы. Питание и пищеварение. Размножение. Регенерация. Этапы развития гидры. Описывать процессы жизнедеятельности. Фронтальный, тестовый 31 Многообразие и распространение кишечнополостных. Роль в природных сообществах. 1 Комбинированный урок. Выделять прогрессивные изменения у кишечнополостных, познакомить с многообразием кишечнополостных Классификация и общие признаки кишечнополостных. Особенности строения и жизнедеятельности медуз, кораллов, актиний. Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Распознавать животных типа Кишечнополостные. Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Сравнивать по заданным критериям кишечнополостных. Фронтальный, тестовый ТЕМА 4.5. ТРЕХСЛОЙНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 часа)
32 Общая характеристика типа Плоские черви. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности плоских червей Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Выделять особенности строения. Фронтальный 33 Многообразие и значение плоских червей. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о особенностях плоских червей-паразитов, познакомить с многообразием плоских червей Ленточные черви. Сосальщики. Среда обитания и образ жизни. Роль плоских червей в природе и в жизни человека. Распознавать и описывать
паразитических плоских червей. Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму. Индивидуальный, ТЕМА 4.6. ПЕРВИЧНОПОЛОСТНЫЕ. ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (1 час)
34 Общая характеристика типа Круглые черви. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности круглых червей, их усложнении по сравнению с плоскими Образ жизни. Особенности строения. Наличие полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека. Профилактика заражения паразитическими червями. Распознавать и описывать
животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Распознавать последовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. Объяснять меры профилактики заражения. Индивидуальный, тестовый ТЕМА 4.7. КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (3 часа)
35 Общая характеристика типа Кольчатые черви.
Лабораторная работа № 10 «Внешнее строение дождевого червя» 1 Комбинированный урок. Проследить усложнение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми. Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы. Распознавать и описывать
строение кольчатых червей. Выделять особенности строения Кольчатых червей. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. Фронтальный 36 Многообразие кольчатых червей. 1 Комбинированный урок. Познакомить с многообразием кольчатых червей, их ролью в природе Образ жизни и особенности строения.
Классы: Малощетинковые, Многощетинковые. Значение полихет в природе. Определять принадлежность кольчатых червей к классам Распознавать по рисункам представителей кольчатых червей. Называть роль в природе. Объяснять роль кольчатых червей в природе и в жизни человека. Сравнивать классы кольчатых червей. Фронтальный 37 Проверочная работа по темам «Плоские, круглые и кольчатые черви» 1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Выявить уровень усвоения материала Тестирование по темам «Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви» или письменная работа Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки Тематический, тестовый. ТЕМА 4.8. ТИП МОЛЛЮСКИ (2 часа)
38 Общая характеристика типа Моллюски. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности моллюсков Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни; особенности строения (мантия, отделы тела). Строение раковины. Распознавать и описывать
животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Фронтальный 39 Многообразие и значение моллюсков.
Лабораторная работа № 11 «Внешнее строение моллюсков» 1 Комбинированный урок. Познакомить с многообразием моллюсков, их ролью в природе Многообразие и практическое значение и роль в природе моллюсков.
Способы питания и передвижения. Определять принадлежность моллюсков к классам Выявлять приспособления моллюсков к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль моллюсков в природе и в жизни человека. Индивидуальный, тестовый ТЕМА 4.9. ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 часов)
40 Происхождение членистоногих и особенности организации. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения членистоногих Тип членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать
внешнее строение и многообразие членистоногих. Объяснять происхождение членистоногих. Выделять признаки животных типа Членистоногие. Фронтальный 41 Класс Ракообразные.
Лабораторная работа № 12 «Внешнее строение речного рака» 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности ракообразных Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств.
Многообразие и значение. Называть системы органов, органы и их функции. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. Распознавать на рисунках и описывать строение ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека тестовый 42 Класс Паукообразные. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности паукообразных Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела, (головогрудь, брюшко).
Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать и описывать
строение паука. Выявлять приспособления паукообразных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль паукообразных в природе и в жизни человека Фронтальный 43 Общая характеристика насекомых. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности насекомых Образ жизни и особенности внешнего строения насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызуще-лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Распознавать и описывать
строение насекомых Называть системы органов, органы и их функции.. Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни. Сравнивать представителей классов членистоногих. Фронтальный 44 Размножение и развитие насекомых. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания об особенностях размножения и развития насекомых Развитие насекомых: с неполным и полным превращением. Приводить примеры насекомых с различными типами развития. Распознавать и описывать
стадии развития с неполным превращением. Фронтальный 45 Значение и многообразие насекомых.
Лабораторная работа № 13 «Внешнее строение насекомого» 1 Комбинированный
урок. Познакомить с многообразием насекомых, их ролью в природе и жизни человека Многообразие насекомых. Значение насекомых в природе и жизни человека. Приводить примеры редких и охраняемых насекомых, обитающих в Липецкой области. Описывать представителей отрядов насекомых. Объяснять роль насекомых в природе и в жизни человека. Индивидуальный, 46 Проверочная работа по теме «Тип членистоногие» 1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Выявить уровень усвоения материала Тестирование по темам «Тип Моллюски. Тип Хордовые» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки Тематический, тестовый ТЕМА 4.10. ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 час)
47 «Общая характеристика иглокожих. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности иглокожих Особенности строения и жизнедеятельности.
Роль иглокожих в природе и в жизни человека. Распознавать строение и представителей иглокожих. Называть системы органов, органы и их функции. Характеризовать тип Иглокожие Фронтальный ТЕМА 4.11. ТИП ХОРДОВЫЕ. БЕСЧЕРЕПНЫЕ ЖИВОТНЫЕ (1 час)
48 Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познакомить с общими признаками хордовых животных Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость.
Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов.
Роль в природе и жизни человека. Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры
представителей. Распознавать животных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. Индивидуальный, ТЕМА 4.12. ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ). НАДКЛАСС РЫБЫ (2 часа)
49 Происхождение рыб. Хрящевые рыбы. 1 Комбинированный урок. Познакомить с особенностями организации рыб, как водных позвоночных животных Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Черты примитивного строения. Приспособления к местам обитания.
Роль в природе и значение для человека. Распознавать и описывать
представителей хрящевых рыб. Объяснять происхождение рыб. Выявлять приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека. Фронтальный 50 Костные рыбы.
Лабораторная работа № 14 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни» 1 Комбинированный урок. Познакомить с многообразием рыб, их ролью в природе и жизни человека Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строении. Роль плавников в движении рыб.
Расположение и значение органов чувств. Называть системы органов, органы и их функции. Определять принадлежность костных рыб к отрядам. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека. Тематический, тестовый ТЕМА 4.13. КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 часа)
51 Общая характеристика земноводных.
Лабораторная работа № 15 «Внешнее строение лягушки в связи с образом жизни» 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности земноводных Места обитания и образ жизни. Признаки класса. Внешнее строение. Приспособления к образу жизни. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые.
Распознавать и описывать
строение земноводных на примере лягушки. Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Объяснять происхождение земноводных на основе сопоставления рыб и земноводных. Фронтальный 52 Размножение и развитие земноводных. Многообразие и роль в природе и жизни человека.
1 Комбинированный урок. Сформировать знания о особенностях размножения и развития земноводных. Размножение земноводных. Стадии развития лягушки. Многообразие. Отряды: Хвостатые и Бесхвостые. Значение земноводных в природе и в жизни человека. Охрана земноводных. Определять принадлежность земноводных к отрядам Бесхвостые и Хвостатые. Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни. Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека. Тематический, тестовый ТЕМА 4.14. КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 часа)
53 Общая характеристика пресмыкающихся. 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Сформировать знания о характерных особенностях строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. Особенности внешнего строения. Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.
Происхождение пресмыкающихся. Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. Фронтальный 54 Многообразие пресмыкающихся. Их роль в природе и жизни человека. 1 Комбинированный
урок. Познакомить с многообразием пресмыкающихся , их ролью в природе и жизни человека Многообразие. Отряды: Черепахи и Чешуйчатые. Роль в природе и жизни человека. Значение пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Распознавать по рисункам
представителей классам Пресмыкающиеся. Определять принадлежность пресмыкающиеся к отрядам Чешуйчатые и Черепахи. Объяснять роль пресмыкающихся в природе и в жизни человека. Тематический, тестовый ТЕМА 4.15. КЛАСС Птицы (5 часов)
55 Общая характеристика птиц.
Лабораторная работа № 16 «Внешнее строение птиц в связи с образом жизни» 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познакомить с особенностями организации птиц, чертами приспособленности к полету. Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету Распознавать и описывать
органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц Фронтальный 56 Внутреннее строение птиц. Размножение птиц. 1 Комбинированный урок Сформировать знания о характерных особенностях внутреннего строения и размножения птиц Усложнение строения и функций нервной системы птиц. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Половая система. Оплодотворение. Развитие. Распознавать и описывать
органы и системы органов птиц. Особенности, связанные с полетом. Индивидуальный, 57 Экологические группы птиц. 1 Комбинированный урок Познакомить с экологическими группами птиц. Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Распознавать по рисункам
птиц различных экологических групп. Выявлять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни. Индивидуальный, 58 Роль птиц в природе и жизни человека. 1 Комбинированный урок. Познакомить с многообразием птиц, их ролью в природе и жизни человека Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека.
Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. Распознавать домашних птиц. Приводить примеры домашних и промысловых птиц. Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека. Индивидуальный, 59 Проверочная работа по теме «Класс Птицы»
1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Выявить уровень усвоения материала Тестирование по темам «Класс Пресмыкающиеся и класс Птицы» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки Тематический, тестовый ТЕМА 4.16. КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 часов)
60 Общая характеристика. млекопитающих
Лабораторная работа № 17 «Изучение внешнего строения млекопитающего» 1 Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Познакомиться с прогрессивными чертами организации млекопитающих. Признаки класса Млекопитающие.
Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения.
Строение кожи. Шерстяной покров.
Железы млекопитающих. Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие Объяснять происхождение млекопитающих.. Фронтальный 61 Внутреннее строение млекопитающих.
Лабораторная работа № 18 «Внутреннее строение млекопитающего» 1 Комбинированный урок.
Сформировать знания о характерных особенностях внутреннего строения млекопитающих Системы внутренних органов млекопитающих. Усложнение строения и функций нервной системы. Особенности кровеносной. Пищеварительной, выделительной и дыхательной систем. Особенности обмена веществ. Распознавать и описывать
органы и системы органов млекопитающих. Выделять особенности строения млекопитающих. Фронтальный 62 Размножение и развитие млекопитающих. 1 Комбинированный урок. Сформировать знания о характерных особенностях размножения и развития млекопитающих Строение органов размножения. Вскармливание детенышей молоком.
Особенности развития. Внутреннее развитие. Называть и описывать органы размножения. Описывать развитие детеныша млекопитающих. Объяснять особенности развития млекопитающих. Индивидуальный, 63 Многообразие млекопитающих.
практическая работа № 2 «Наблюдение за поведением животных» 1 Комбинированный урок. Познакомить с многообразием млекопитающих , их ролью в природе и жизни человека Признаки отряда.
Значение в природе и в жизни
человека.
Меры по охране млекопитающих. Определять принадлежность млекопитающих к отрядам Выявлять приспособления млекопитающих к среде обитания, образу жизни. Индивидуальный, 64 Проверочная работа по теме «Класс Млекопитающие »
1 Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Выявить уровень усвоения материала Тестирование по теме «Млекопитающие» (или письменная работа с заданиями, соответствующими требованиям к уровню подготовки). Выполнять задания, соответствующие требованиям к уровню подготовки Тематический, тестовый РАЗДЕЛ 5. ЦАРСТВО ВИРУСЫ (6 часов)
65 Общая характеристика вирусов. 1 Комбинированный урок.
Сформировать представление о неклеточных формах жизни, их роли в жизни человека Строение вируса. Взаимодействие вируса и клетки. Значение вирусов. Вирусные заболевания. Меры профилактики. Распознавать и описывать
строение вируса. Выделять особенности жизнедеятельности вирусов. Объяснять роль вирусов в жизни человека. Характеризовать меры профилактики вирусных заболеваний тестовый 66 Многообразие живых организмов. 1 Урок обобщения и систематизации знаний. Распределение летних заданий. Обобщить знания о царствах живой природы Многообразие живых организмов - результат эволюции. Объяснять родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных. тестовый 67-70 Резервное время ( 4 часа)