Изучение теоретической и методической литературы по предмету: А.М. Паутов «Исполнительские принципы Г.А. Орвида»


Изучение теоретической и методической литературы по предмету:
А.М. Паутов «Исполнительские принципы Г.А. Орвида»
Отчёт
Народный артист РСФСР, профессор Георгий Антонович Орвид принадлежал к тем российским музыкантам – духовикам, которые были живым воплощением исторической преемственности между классической и современной духовой исполнительской культуры. Огромный жизненный и творческий опыт, его всесторонняя эрудиция и знания привлекли к нему большое число учеников, стремившихся получить прочную теоретическую и исполнительскую школу, необходимую для дальнейшей профессиональной деятельности. Ведя сольную концертную работу, он сыграл почти все наиболее интересные и сложные сочинения трубной литературы и тем самым обогатил и расширил её границы. Но главное – это пропаганда многих лучших сочинений современных зарубежных композиторов, ранее у нас в стране не исполнявшихся. Все эти качества в сочетании с высочайшим профессионализмом, самоотверженным трудом позволили ему находиться в ряду блестящих музыкантов своего времени и способствовать развитию отечественной духовой исполнительской школы.
На рубеже 50-60-х годов в сфере музыкальной педагогики возникла необходимость переосмыслить некоторые теоретические основы искусства игры на духовых инструментах, в том числе и на трубе. Таким образом, Г.Орвид явился одним из первых педагогов и исполнителей, кто в соответствии с требованиями той эпохи начал пересмотр некоторых традиционных положений теории игры на медных духовых инструментах. Не случайно поэтому в одном из его ранних научных докладов отмечено, что «задача современников состоит не только в следовании традициям замечательных учителей, но и в творческом развитии этих традиций, так как искусство игры не может стоять на месте». Поиск более современных методов обучения и воспитания музыкантов-духовиков, - как считал профессор, - не должен прекращаться, ибо опыт и время показали, что существует ещё много «белых пятен» как в теории обучения, так и в практике игры на духовых инструментах.
На рубеже 60-х годов программы симфонических концертов стали всё более насыщаться произведениями композиторов-полифонистов – Баха, Генделя, Вивальди; зарубежных композиторов 20 века – Дебюсси, Равеля, Хиндемита, Бартока, Онеггера; новыми сочинениями советских авторов. Для полноценного исполнения оркестровых партий современных композиторов от трубача симфонического оркестра потребовался неизмеримо более высокий уровень владения всеми ресурсами мастерства и иное отношение к своей роли в оркестре.
Бесспорно, труба традиционно считается прежде всего оркестровым инструментом, но не менее важной сферой её применения является также сольное и камерное музицирование. В 50-х – начале 60-х годов исполнители – трубачи познакомились с целым рядом новых произведений для трубы. Это были сочинения современных зарубежных композиторов Ж.Абсиля, А.Жоливе, Б.Мартину, А.Онеггера, И.Пауэра, Г.Томази, П.Хиндемита и других, а также ранее неизвестные у нас пьесы старинных авторов 18-19 веков – Т.Альбинони, А.Вивальди, Д.Торелли, Г.Телемана, И.Гайдна, И.Гуммеля. В то же время были опубликованы сонаты Е.Голубева, Н.Платонова, Ю.Александрова, М.Мильмана и целый ряд сочинений малых форм.
Указанным произведениям отечественных и зарубежных композиторов была свойственна техническая сложность не только партии трубы, но и всех фактурных средств и аккомпанемента. Таким образом, и сольные сочинения для трубы, и оркестровые партитуры современных композиторов потребовали от трубачей подлинно творческого подхода к их исполнению, знания особенностей интерпретации музыки различных стилей, гибкости в исполнении сложных динамических и ритмических элементов, штрихов, в поддержании во время игры чистоты звуковысотного строя.
Для решения этих задач, поставленных музыкальной практикой, следовало частично изменить методы подготовки оркестровых музыкантов, что и побудило Г.Орвида в 60-е годы провести научный анализ состояния педагогики и исполнительства на трубе. Прежде всего, нужно было преодолеть принцип так называемой «силовой игры», лежавший длительное время в основе занятий на трубе. Г.Орвид впервые подверг критике установки данной системы в научном докладе «Становление и развитие Московской школы игры на медных духовых инструментах»(1966). Он отмечал, что игра по старой системе, т.е. силовой, в основе которой были предельно мощный звук, крупная техника и система занятий, состоящая из набора шаблонных упражнений, повторяющихся изо дня в день, и дающая возможность закрепить лишь некоторые игровые рефлекторные навыки, не в состоянии уже отвечать всё возрастающим требованиям исполнительства. Современный репертуар потребовал тогда изменения в подходе к развитию музыкально-художественного мышления и эмоциональной культуры игры. Г.Орвид считал очень важной задачей внедрение в педагогичискую практику нового концертно-художественного репертуара, так как в то время многие педагоги и исполнители, не привыкшие к обостренности современной гармонии, необычной мелодике, усложнённому метроритму, относились к этим сочинениям настороженно, редко включали их в индивидуальные планы студентов. И как отклик на реализацию этой задачи стало появление сочинений со своеобразными формами, с усложненной фактурой, с использованием ресурсов виртуозной трубной техника, как например, концерты С.Губайдулиной, Ч.Нурымова, К.Кужамьярова, Э.Тамберга и других композиторов.
До начала 60-х годов обучение игре на трубе во всех звеньях (музыкальная школа, училище, консерватория) велось на инструментах с вентильным механизмом. Современный художественный репертуар и более высокие требования композиторов к оркестровым музыкантам заставил исполнителей обратиться к освоению более совершенных конструкций трубы. Старая вентильная труба готовилась уступить место помповой, более лёгкой и определённой в звукоизвлечении, но для этого важно было практически показать преимущества новых инструментов. Заслуга Г.Орвида состоит в том, что он явился одним из первых исполнителей и педагогов, сделавших смелый шаг по пропаганде инструмента с помповой механикой. Концертные выступления Орвида во многом способствовали изменению представления об исполнительских возможностях музыкантов-духовиков.
Известно, что возраст оркестровых музыкантов-трубачей, исполняющих партии первой трубы, колеблется в пределах 20-55 лет, а сольная практика, как правило, заканчивалась ещё раньше. Г.Орвид, преодолев 70-летний возрастной рубеж, своей неутомимой исполнительской деятельностью содействовал пропаганде камерного концертирования на трубе и подавал пример молодому поколению своим творческим темпераментом, артистизмом и неиссякаемой энергией.
Высокая исполнительская культура Г.Орвида, его активное концертирование оказали непосредственное влияние на композиторское творчество, придав ему импульс к созданию оригинальных произведений крупной формы для духовых инструментов, и в частности для трубы. В результате такой подвижнической деятельности артиста расширились жанровая сфера и круг средств музыкальной выразительности в сочинениях для трубы, созданных в те годы. В свою очередь, Орвид во многом способствовал повышению интереса трубачей к ансамблевому исполнительству.
Г.Орвид – это явление в нашей духовой исполнительской культуре, где он являлся носителем и продолжателем традиций русского музыкального искусства. Творчество Г.Орвида, в значительной степени оказало влияние на формирование взглядов музыкантов-духовиков на исполнительский процесс как акт творческий, требующий большой эрудиции, знания различных стилевых направлений, умения выявить образно-эмоциональную сферу произведений, что, в конечном счёте содействовало подъёму общего уровня отечественной инструментальной духовой культуры.
Преподаватель Михайлов А.С.
(подпись)