Изучение теоретической и методической литературы по предмету: Ю. А. Усов «Методика обучения игре на трубе». Развитие технических возможностей трубача.


Изучение теоретической и методической литературы по предмету:
Ю. А. Усов «Методика обучения игре на трубе».
Развитие технических возможностей трубача.
Конспект
Мною была изучена методическая литература: Ю.Усов «Методика обучения игре на трубе». Данная книга предлагает знакомство с методическими рекомендациями для освоения игры на трубе, а также даёт возможность познакомиться с историей инструмента и теоретическими основами игры.
У начинающих музыкантов овладение техническими навыками должно проходить постепенно, без резких скачков и ненужных трудностей. С первых же уроков ученику следует помнить, что всякий технический прием приобретается и становится устойчивым в результате многократных, терпеливых и сознательных повторений соответствующих исполнительских движений. Педагог обязан предупредить увлечение ученика одним видом техники в ущерб другому. Есть ученики, которые увлекаются только звуком, любят играть кантилену, другие, наоборот, отдают предпочтение технике; одни трубачи охотно осваивают прием двойной атаки звука, другие стараются даже быстрые последовательности сыграть простым языком (так как не смогли в полной мере освоить вспомогательный язык) и т. д. Подобные случаи бывают тогда, когда педагог не уделяет должного внимания разностороннему развитию технических навыков ученика. Глубокое освоение технических приемов игры на трубе должно происходить в музыкальном училище. За сравнительно короткий срок — четыре года — учащийся овладевает мастерством игры на трубе в такой степени, которая дает ему возможность самостоятельно заниматься профессиональной исполнительской деятельностью. В этот период обучения исполнительская техника должна достигнуть высокого уровня, а основные технические навыки — приобрести устойчивый характер.
Недостатки в технике обычно приводят к тому, что тот или иной трубач не может продолжать обучение в высшем учебном заведении и становится специалистом невысокой квалификации. Во избежание этого в музыкальном училище исполнение гамм, арпеджио трезвучий, доминантсептаккордов, уменьшенных септаккордов становится непременным условием ежедневных занятий ученика. Именно на этом этапе обучения закладывается техническая база трубача. В училище окончательно формируются и достигают значительного развития все исполнительские навыки учащегося. Музыкальное дарование трубача и его техника должны подняться до уровня, позволяющего преодолевать трудности классических и современных произведений для данного инструмента. В то же время ученик обязан постоянно изучать оркестровые соло трубы и наиболее сложные оркестровые партии основного симфонического, оперного и балетного репертуара, главным образом русской классики и важнейших сочинений западноевропейских композиторов.
Важным моментом является также развитие навыков совместной игры в дуэтах, трио, квартетах и квинтетах. В высшем музыкальном учебном заведении от трубача требуется обладание ярко выраженным дарованием, хорошей подготовкой по специальности и по всем другим дисциплинам. На первых двух курсах консерватории согласно учебному плану полагаются зачеты и экзамены по гаммам, этюдам и чтению нот с листа. Поэтому в классе педагог требует от студента активного изучения гамм в различных штрихах, ритмических последовательностях, интервалах. Их исполнение на трубе должно быть доведено до совершенства.
То же самое относится и к исполнению этюдов. Необходимым для каждого оркестранта является навык быстрого чтения нот с листа. Он приобретается в процессе систематических занятий — изо дня в день, от урока к уроку. Для этой цели следует выбирать интересные и доступные для трубача этюды, пьесы, оркестровые партии. Педагогу детской музыкальной школы, училища, консерватории необходимо заинтересовать ученика чтением нот с листа, подобно тому, как учителю литературы в общеобразовательной школе надо пристрастить ребенка к чтению книг.
Чтение нот с листа для трубача должно превратиться в потребность, стать неотъемлемой частью его ежедневных занятий. Совершенствование технических приемов на высшей стадии обучения должно проходить на самом высоком уровне.
Известно, что развитие атаки звука производится в двух противоположных направлениях. Начинающий трубач осваивает твердую атаку звука. В процессе последующих занятий он стремится добиться ее смягчения и, наоборот, остроты. Причем этим двум противоположным видам атаки нет предела. Всю свою творческую жизнь профессиональный трубач неустанно работает над четкостью и в то же время необыкновенной мягкостью произношения звука, придумывает много упражнений для выработки этого необходимого игрового навыка.
Оркестровая игра и сольное исполнительство требует от трубача совершенно различного качественного подхода к атаке звука. Поэтому в арсенале профессионального музыканта, как правило, находится множество самых различных игровых приемов. Сказанное выше относится и к штрихам. Этот технический прием отличается необыкновенным разнообразием. Например, такой распространенный штрих, как «стакатто», может исполняться на трубе в десятках различных вариантов в зависимости от характера музыки, ее темпа, метроритма, динамики и т. д. Поэтому трубач должен обладать устойчивым навыком исполнения того или иного штриха в соответствии с теми задачами, которые ставит перед ним музыка.
Динамика звука, о которой говорилось ранее, на высшей стадии обучения также требует значительного расширения громкостных границ. Имеется в виду воспитание у ученика навыка игры «фортиссимо», без которого нельзя представить себе современного трубача, а также умения играть «пианиссимо». Но не только эти два контрастных динамических полюса определяют уровень профессиональной подготовки музыканта. Трубач должен уметь играть и в нюансе «меццо форте». На это обращается внимание потому, что часто встречаются трубачи, которые признают и культивируют в своей игре только один нюанс – «форте».
Таким образом, современная техника трубача является не достоянием отдельных избранников судьбы, а результатом самой кропотливой, не прекращающейся ни на один день, вдумчивой работы даже у самых выдающихся трубачей. Исполнительство на трубе — это сложный психологический процесс. Музыкант, приводя в движение весь комплекс игровых мышц, не только воспроизводит в звучании нотный текст, но вместе с тем вступает в определенное эмоционально-творческое состояние, реализует многообразные изобразительные и выразительные средства, раскрывает логику музыкального процесса.
Воспитанию навыков художественного воспроизведения музыки у трубача отводится важное место в процессе обучения. Уже на самом начальном этапе обучения педагог прививает учащемуся любовь к музыке, к избранной профессии. Он обязан научить его внимательно слушать и переживать звучащую музыку, различать ее характер, определять музыкальные образы и настроения. На более высоком этапе обучения учащиеся должны научиться вслушиваться в свою собственную игру. Это чрезвычайно важное умение, требующее непрерывного и настойчивого воспитания. Педагог часто обращает внимание на то, что «ученик себя не слушает», что его внимание чрезмерно занято техническими заботами. Такому ученику следует посоветовать играть медленно, нежно и очень красиво, и он почти всегда начинает себя слушать. О важности ясного восприятия своей игры говорили все без исключения крупные педагоги. К. Игумнов предлагал исполнителям вести себя так, как будто они слушают себя со стороны и критикуют свою игру. Для лучшего контроля за собственной игрой рекомендуется применять диктафон. Запись можно проводить на уроках, на зачетных вечерах и экзаменах с последующим методическим разбором результатов исполнения. Слушание своей игры со стороны — необычайно полезное и действенное средство, способствующее устранению многих недостатков в художественном воспроизведении музыки.
На протяжении всего процесса обучения педагог должен воспитывать у трубача «чувство фразы», умение сознательно определять ее начало, направленность движения и конец. Как только исполнительский аппарат трубача достиг определенной устойчивости, педагог вправе требовать от него выразительной игры. Музыкальная фразировка тесно связана с качеством звука. Если исполнитель не имеет чистого, без посторонних призвуков звука, его игра не доставит художественного удовлетворения, какими бы другими качествами она ни обладала. Музыкальная фразировка предполагает наличие не только богатых тембровых, но и ярких динамических красок звучания. Тончайшие нюансы от нежнейшего «сотто воче» (вполголоса) до сочного, мощного и насыщенного звучания исполнитель обычно использует в соответствии с художественным стилем произведения в целом, а также в соответствии с содержанием той или иной фразы. От трубача требуется точное и грамотное исполнение, которое предполагает неукоснительное воспроизведение нотного текста, то есть выполнение всех авторских или редакторских обозначений, касающихся ритма, темпа, штрихов, агогики, динамики.
Когда же ученик начинает стремиться к собственной, индивидуальной трактовке произведения, то нередко его исполнение вступает в противоречие с точностью ритмических рисунков отдельных фраз, грешит недодерживанием продолжительных звуков и пауз, искажением штрихов и т. д. Особенно любят такого рода свободу некоторые трубачи в каденциях, импровизационное исполнение которых, по их мнению, допускает даже возможность изменения длительности нот. Поэтому педагог должен строго контролировать точность передачи нотного текста учеником и не допускать никаких вольностей в художественном воспроизведении музыки.
С первых шагов обучения необходимо воспитывать в ученике строгость ритмического чувства. Диапазон задач, которые стоят перед учеником, здесь очень широк. Его границы определяются простыми ритмическими требованиями для школьников первых классов — и так называемым свободным «художественным» ритмом для профессиональных трубачей. Способность играть «рубато» — это умение естественно, непринужденно производить незначительные ускорения и замедления, которые не указаны в нотном тексте, но закономерно вытекают из содержания музыки и без которых нет живого ее воспроизведения. «Рубато» связано с преодолением механического метроритма, которым не может ограничиваться исполнитель. Отражая живое дыхание музыкальной мысли, проникнутое глубоким чувством, музыкальная фразировка то и дело заставляет исполнителя органично сочетать ритмическую строгость с мало уловимыми агогическими сдвигами. Эти темповые отклонения во многом определяются и индивидуальным дарованием исполнителя, и его профессиональной подготовленностью.
Исполнение художественного произведения не может не предполагать чистого звуковысотного интонирования. Игра любого трубача не достигнет художественной цели, если интонация будет неточной, фальшивой. Поэтому от учащегося музыкальной школы и от студентов музыкальных заведений требуется неослабное внимание и самокритичное отношение к интонации — этому важнейшему средству художественного воспроизведения музыки. Важным условием исполнительской деятельности трубача является чистое и естественное произнесение звука. Любая мелкая погрешность в атаке сразу заметна и слышна на трубе, как ни на каком другом духовом инструменте. Это происходит потому, что труба — яркий и мощный по силе звука инструмент. Неопытные исполнители, имеющие неокрепший амбушюр, часто играют со срывами звука — так называемыми «киксами», которые далеко не украшают исполнение. У некоторых подвинутых учеников в атаке звука присутствует призвук, скрип, который свидетельствует о неустойчивости губного аппарата. Игра трубачей с «киксами» и различными призвуками бывает «понятна» специалистам, делающим скидки на возраст, подвинутость, состояние амбушюра у учеников. Посторонним же слушателям, музыкантам других специальностей, такое исполнение не приносит удовлетворения.
Педагог должен научить ученика пользоваться сурдинами, которые применяются для приглушения звука и изменения его тембра. Сурдины изготавливаются из алюминия, дерева, пластмассы и папье-маше. Для установки в раструб трубы сурдины имеют пробковые накладки, которые следует точно подогнать к инструменту, иначе исполнитель не получит качественного звучания. Сурдины бывают резкими и мягкими. К первым относится обыкновенная оркестровая сурдина: в «форте» она делает звук трубы звенящим, пронзительным, а в «пиано» - таинственным, сказочным. Мягкая сурдина носит название «грибок» и служит для исполнения музыки напевно-лирического характера. Специфика джазового искусства породила еще одну разновидность сурдины, которую в обиходе называют «квакушкой». Периодически прикрывая рукой сквозную полость сурдины, музыкант добивается своеобразных «квакающих» и «мяукающих» эффектов (вау-вау).
21 октября 2016 г. Преподаватель Михайлов А.С.